37 984
930
05 сентября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов

«Чуть помедленнее...» Рассматриваем три типичных велопроисшествия в Минске

Одно из предлагаемых изменений в ПДД — обязать велосипедистов замедляться при пересечении дороги до пешеходной скорости. Если знать про череду велопроисшествий, становится понятно, почему ГАИ формулирует вопрос именно так. При соблюдении нового требования случаи наподобие тех, речь о которых пойдет ниже, наверняка можно будет предотвратить (или как минимум сделать менее травмоопасными). Разбираем и комментируем три характерные велоаварии, которые попали в объектив видеокамер.

Случай первый. Тормозил, но было уже поздно...

«Как будто нарочно!» — это первые ощущения, которые возникают после просмотра ролика, снятого на перекрестке пр. Победителей и пр. Машерова. Однако после более внимательного изучения становится понятно, что велосипедист рассчитывал разминуться с поворачивавшим направо автомобилем, но ему не хватило нескольких сантиметров.

Это тот самый случай, когда вроде бы контролируемая ситуация все-таки приводит к столкновению. Велосипедист явно не учел динамику темного универсала, состояние проезжей части (незадолго до этого прошел дождь) и свою скорость. В последний момент, переехав островок безопасности, он пытался затормозить, однако этих усилий было уже недостаточно.

В Минской ГАИ рассказали, что о происшествии сообщил свидетель. Водителя универсала вскоре нашли. «Мужчина пояснил, что удар для него стал полной неожиданностью. Самого велосипедиста на данный момент установить не удалось», — дополнил заместитель руководителя спецподразделения городской Госавтоинспекции Сергей Зараник.

Очевидно, именно скорость велосипедиста стала одним из ключевых факторов, приведших к столкновению. В это время зеленый сигнал светофора не моргал, и другие причины передвигаться в таком режиме через одну из напряженных городских магистралей нам неизвестны.

Что называется, почувствуйте разницу! Перед происшествием проезжую часть пересекал еще один велосипедист. Его скорость была небольшой, и он благополучно минул участок дороги.

Была ли возможность у водителя универсала заметить велосипедиста и вовремя остановиться? Не исключено. Но есть несколько важных нюансов. Во-первых, обзор автомобилисту мог ограничивать темный Volvo, стоявший после стоп-линии. Во-вторых, чтобы увидеть в такой ситуации велосипедиста, нужно бросать плечевой взгляд, а для большинства белорусских водителей это пока не вошло в привычку.

Напомним, Машерова — Победителей — один из десятков перекрестков в Минске, где велосипедистам разрешено не спешиваться. Переезд обозначен соответствующей разметкой, знаками, а проезжая часть «разукрашена» в зеленый цвет. Можно сказать, образцово-показательный проект.

Однако действия велосипедистов, подобные тем, что зарегистрированы камерой видеонаблюдения, могут дискредитировать и приостановить внедрение велоинфраструктуры в городе. Ведь свидетелями такого спекулятивного пользования преимуществом ежедневно становятся десятки людей, в том числе чиновники, представители ГАИ, депутаты горсовета.

Это влияет на формирование мнения и может стать веским аргументом при принятии ключевых решений. Фактически сейчас предлагается компромисс, при котором велосипедистов обяжут ездить с пешеходной скоростью.

Случай второй. Почему ехал на красный, не помнит

А вот другая ситуация, с гораздо более печальными последствиями. Авария произошла в начале июля 2019 года. Пострадавший велосипедист получил тяжкие травмы и сейчас продолжает лечение в поликлинике по месту жительства.

Опять-таки регулируемый пешеходный переход. Перекресток улиц Голубка и Колесникова. На записи четко видно, что велосипедист выезжает на проезжую часть, когда уже горит красный сигнал светофора.

В этот момент для автомобилей включился зеленый, во втором и третьем ряду машины начали движение, но сразу же остановились. По крайней правой полосе ехал водитель Renault Laguna. Траектории велосипеда и автомобиля сошлись в одной точке.

В отделе дознания Минской ГАИ сообщили, что велосипедом «Аист» управлял мужчина (1956 г. р.). За рулем автомобиля находился молодой человек (1997 г. р.). «Водитель пояснил, что ему загорелся зеленый сигнал светофора, он видел, как впереди машины начали движение», — уточнили инспекторы.

Что же касается велосипедиста, то пенсионер получил тяжелые травмы, включая перелом свода черепа. Он не помнит, почему выехал на красный сигнал светофора.

В данный момент проводится проверка, назначена автотехническая экспертиза. Устанавливается, располагал ли водитель Renault технической возможностью остановиться до места ДТП путем экстренного торможения. Моментом возникновения опасности назван выезд велосипедиста с островка безопасности.

Случай третий. Протоколы составлены в отношении велосипедиста и водителя

Оба участника еще одного происшествия сообщили, что не видели друг друга до последнего момента. Об этом рассказали в отделе дознания ГАИ города. Хотя если внимательно просмотреть запись, то можно заметить, что между автомобилями мелькает фигура велосипедиста.

— Это ДТП случилось на ул. Гурского в начале июня, — уточнили в ГАИ. — Водитель Volkswagen Touran совершал поворот направо, однако проявил невнимательность, не учел обзорность дороги и интенсивность движения.

В данном случае, несмотря на жесткие кадры, все обошлось. Велосипедист получил травмы, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья.

Впоследствии он был привлечен к ответственности за нарушение пункта 151 ПДД, рассказали в отделе дознания.

«При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов» (п. 151 ПДД).

Однако виновным в ДТП, сообщили в Госавтоинспекции, признан водитель автомобиля. Ему вменили пункт 87 ПДД.

«При выборе скорости движения водитель должен учитывать ограничения скорости, установленные пунктами 88, 89 настоящих Правил и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения» (п. 87 ПДД).

Сейчас наступает переломный момент. Впервые в Минске организовали велодорожку на проезжей части, запустился сервис по байкшерингу. Велосипед начинают воспринимать уже не как способ для релаксации, а как полноценное транспортное средство. Однако увеличение числа происшествий может сыграть злую роль, отбросив назад естественное развитие велодвижения в городе. В этом смысле разумные ограничения необходимы.

спортивный, назначение: езда на велосипеде
Нет в наличии
спортивный, назначение: езда на велосипеде, 39 отверстий
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: M/L

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by