Эта машина должна была появиться в 2025-м. Концепт, который опередил время на четверть века

26 852
71
16 сентября 2019 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: GM, Motor1, Autoblog

Эта машина должна была появиться в 2025-м. Концепт, который опередил время на четверть века

Для молодых автолюбителей концерн General Motors сегодня выглядит как потрепанный жизнью дед, который, в принципе, еще способен сделать что-то интересное, но уже давно сдал позиции более молодым и продвинутым. Десять лет назад крупнейший американский автопроизводитель пережил процедуру банкротства, и с тех пор бренды, входящие в концерн, стали предлагать рынку лишь простые серийные модели, перестав удивлять публику. А ведь еще в начале ХХI века этот автомобильный гигант был на волне передовых технологий и, можно сказать, шагнул одной ногой в будущее. Сегодня мы поговорим об уже забытом концепте GM Autonomy, который опередил время почти на четверть века! Работа над этим проектом началась в 1999 году.

Детройтский автосалон 2002 года

Утро 11 января 2002 года. Не выспавшиеся из-за джетлага журналисты со всего мира снуют по выставочному центру имени Кобо в Детройте в ожидании главных мировых автопремьер. Звучат фанфары. Производители по очереди срывают покрывала со своих новинок. На стенде Volvo аудитория громко приветствует первый в истории компании кроссовер XC90. Тогда никто и предположить не мог, что модель пробудет на конвейере 12 лет и покинет его по воле китайского концерна Geely. Еще один новый вседорожник показался на стенде Lexus — там прогремел дебют модели GX470.

Глава научно-конструкторского отдела GM Лари Барнс демонстрирует миру проект Autonomy

Компания Mercedes показала в Детройте концепт Vision GST, который позже превратился в хорошо нам известный R-Class. Концерн Chrysler привез на домашние смотрины предсерийный Pacifica Concept, тоже не нуждающийся сегодня в представлении. Эхо, раздающееся со стенда Ford, — это звук атмосферного V8, расположенного в задней части восставшего из пепла спорткара GT-40. Были новинки и на стенде General Motors. И если прототип Ford словно возвращал нас на три десятилетия назад, то главный экспонат GM проводил экскурсию в будущее. «Машина, которая подарит вам свободу!» — такой фразой представил концепт Autonomy глава научно-конструкторского отдела компании Лари Барнс. Только ему могли доверить вести презентацию разработки, которая являлась настоящим прорывом в мире автомобилей.

А разве под брендом GM выпускали машины?

Многие из вас, наверно, сейчас задаются вопросом — а разве были отдельные модели GM? Мы знаем Chevrolet, Cadillac, Pontiac, Buick и другие бренды концерна GM... Еще можно вспомнить GMC. Но GM? На самом деле в США под брендом GM когда-то давно продавались автобусы. Между тем публике периодически показывали легковушки с названием концерна, и в 100% случаев это были экспериментальные концепты типа Autonomy. Ниже несколько примеров прототипов GM.

GM Firebird I (1953 год)

GM XP-500 (1956 год)

GM MGL (1964 год)

GM Electrovan (1966 год)

Как видите, все прототипы GM были футуристичными и пытались предугадать будущее автомобилестроения. Чаще всего «джи-эмовские» концепты представляли собой быстрые гоночные автомобили или электрокары на базе серийных машин. Каждый из них в какой-то степени заглянул на десятки лет вперед и нес в себе технологии моделей следующих поколений. Так случилось и с Autonomy. Прототип 2002 года предвещал появление модульных архитектур, электромобилей и даже автопилота!

Идея модульного «скейтборда»

Autonomy — это не просто концепт или шоу-кар. Это прорывная идея, которая только сейчас постепенно доходит до серии. Все узлы и агрегаты, приводящие машину в движение, спрятаны в «платформу-скейтборд» толщиной около 20 сантиметров. Сюда «зашита» вся электроника, силовая установка, абсолютно все блоки управления. Это был один из первых в мире автомобилей с технологией «drive-by-wire», которая подразумевала отсутствие механической связи органов управления в салоне с колесами и двигателями. Нечто подобное сейчас используется в новейшей архитектуре Volkswagen MEB. На этой платформе построен электромобиль ID.3.

Проект Autonomy появился еще до внедрения производителями полноценных модульных архитектур, которые можно настраивать под различные модели. Речь сейчас не просто об «общей платформе», а именно о модульных установках. Это очень важный момент, означающий, что такие архитектуры подходят для машин разных классов. Наиболее яркий пример — платформа VAG MQB, которая используется как на компактном Golf, так и на 7-местном великане Teramont. Но благодаря отсутствию ДВС архитектура GM была более продвинутой, чем MQB.

На чем сегодня поехать: на купе или универсале?

Разрабатывая концепцию Autonomy, инженеры GM пошли еще дальше. Потенциальный владелец такого автомобиля (т. е. платформы) сможет самостоятельно менять кузов в зависимости от потребностей. Нужно отвезти троих детей в школу и забрать холодильник из ремонта? Доставайте из гаража кузов универсал и закрепляйте его на «скейтборд». Собираетесь прокатиться с супругой по теплому вечернему городу? Самое время расчехлить кузов кабриолет! Учитывая, что все узлы и агрегаты машины спрятаны в самой платформе, монтаж и демонтаж нового кузова, по задумке GM, занимал бы несколько минут: с помощью небольшого подъемного механизма накидываете кузов на базу, фиксируете его в местах крепления и подсоединяете коннектор для подключения органов управления.

Пять небольших отверстий — это крепления для кузова. Крупная выемка слева — это коннектор для проводного соединения платформы с педалями и рулем

В перспективе такая платформа была способна менять клиренс и размер колесной базы. Кроме того, в зависимости от применяемого кузова архитектура меняла бы настройки работы двигателей и руля. Американцы искренне надеялись, что однажды позволят клиентам самостоятельно превращать пикап в спортивное купе и обратно. Однако если учесть, что автомобильная промышленность развивается в сторону долгосрочной аренды (или «подписки») машин, то вряд ли подобная идея однажды будет реализована в серийной модели. Вместе с тем концепт Autonomy нес в себе еще несколько ключевых идей, которые уже сегодня можно встретить на дорогах.

По одному мотору на каждое колесо

В движение концепт приводили четыре электродвигателя, расположенные на каждом колесе. Сегодня сразу представляется огромная батарея, питающая эти моторы. Но в 2002 году люди видели бóльшую перспективу в водородных силовых установках, поэтому на Autonomy были применены топливные элементы. В начале 2000-х концерн GM еще не чуял запах кризиса и тратил много денег на смелые проекты будущего. Компания на полном серьезе собиралась выпустить подобный автомобиль на дороги. Планировалось, что клиентам будет предложено несколько вариантов «скейтборда», в том числе с двумя и одним электромотором. Сегодня такая схема широко применяется на серийных электрокарах.

Примечательно, что при всей своей «концептуальности» модель Autonomy получила очень проработанную платформу, практически готовую к сертификации. Спереди и сзади «скейтборд» имел зоны деформации на случай удара. Боковые части были оснащены дополнительной защитой, чтобы сохранить целостность водородных ячеек при ДТП. Что касается футуристичного «верха», то он был скорее дополнением к платформе и даже не имел интерьера. Кузов вообще решили убрать, когда прототип разместили в музее GM.

Автономное будущее

Как понятно из названия, концепт Autonomy однажды должен был стать полностью автономным. Как предполагали создатели, в 2020—25-х годах люди будут не только менять кузов своей машины как носки, но и полностью отдадут управление автомобилем электронике. Назревает вопрос: зачем же тогда эту платформу оснастили разъемом для подключения руля и педалей? Дело в том, что концепт 2002 года показывал нам финальную точку развития проекта. Инженеры рассчитывали, что до появления полноценного автопилота люди сами управляли бы «скейтбордами», сидя в своих съемных кузовах.

Говорят, у GM был готовый план по развитию этого проекта и запуска его в серийное производство. Но в планах компании не было кризиса, который застал ее спустя несколько лет после дебюта революционного концепта. Проект Autonomy был заморожен, и больше инженеры концерна к нему не возвращались. Сейчас «скейтборд» пылится в музее.

Что было дальше?

Спустя всего 8 месяцев после дебюта Autonomy компания показала в Париже прототип Hy-Wire Concept. Он был построен на этом же «скейтборде» и уже в большей степени походил на настоящий автомобиль. Если революционный Autonomy показывал нам «машину 2025 года», то Hy-Wire был более приземленным и демонстрировал первый шаг GM в направлении полностью автономных водородных машин со съемными кузовами. Планировалось, что такой автомобиль поступит в продажу до конца первого десятилетия ХХI века.

У Hy-Wire был один электромотор и полноценный функциональный салон с органами управления. Машина была технически проще, чем Autonomy, но все равно являлась прорывной для своего времени. Отсутствие массивного ДВС развязало дизайнерам руки, и они смогли сделать максимально просторный и светлый интерьер. Примерно так инженеры представляли автомобили 2010—15 годов выпуска.

До 2012 года прототип Autonomy являлся частью аттракциона Test Track в Диснейленде во Флориде. Позже, как уже было сказано, концепт убрали в музей. Сегодня GM работает над электрокарами и особо не выделяется на фоне других производителей. Эпоха смелых дорогих прототипов ушла. А автомобильный мир так и не дорос до концепта 17-летней давности. В 2002-м в интервью британскому изданию EVO инженеры GM говорили, что «время Autonomy настанет в 2025 году». Что ж, подождем еще 6 лет.

Читайте также:

Размести объявление на «Автобарахолке» и выиграй новый автомобиль!

серебристый, минивэн, бензин 1.8 л, автоматическая, передний привод
11 300$ / 10 150€
синий, седан, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
7000$ / 6288€
белый, седан, бензин 1.4 л, автоматическая, передний привод
12 000$ / 10 779€
Автобарахолка
мобильное приложение

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: GM, Motor1, Autoblog