423
03 ноября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

Страна других машин. Радикальные отличия автопарка Южной Кореи

Hyundai, Kia, SsangYong, почившая Daewoo... Что еще мы знаем об автомобильной жизни молодой Республики Корея? Наверняка для многих станет сюрпризом даже тот факт, что Hyundai переводится как «современность», а Kia — это аббревиатура от «выйти из Азии во весь свет». На самом деле Южная Корея — совершенно иной автомобильный мир, который европейцам порой сложно понять. Оттого, пожалуй, он становится еще более интересным. Стране всего полсотни лет, потому ей с легкостью удалось перекроить города под нужды передового автомобилизма. Сейчас же наблюдается обратный процесс — пространство для жизни отвоевывают у многополосных дорог.

Только свое?

Южная Корея — государство небольшое. Если из ее площади вычеркнуть горы и холмы, пока непригодные для застройки, останется клочок земли, сопоставимый с Эстонией. С одной поправкой — в балтийском государстве проживает около 1,3 миллиона граждан, а в Республике Корея — почти 52 миллиона. И все эти люди стремятся к благополучию, мобильности, а следовательно, все хотят иметь собственный автомобиль. Желательно два, на семью.

Вот поэтому новые жилые кварталы столицы заполняются домами минимум в 20 этажей. Под каждым строением спрятано 3—4 этажа паркингов. Старые трехэтажные здания со стоянкой «где найдешь» остались лишь в парочке районов Сеула. И это ненадолго — понемногу малоэтажную застройку сносят в пользу небоскребов.

Еще два десятка лет назад по Южной Корее ездили только корейские автомобили — те самые Hyundai и Kia, SsangYong и Daewoo. Так требовал закон. Со временем SsangYong перешла во владение индийской компании Mahindra & Mahindra Limited, Daewoo вошла в состав концерна General Motors. А вот два гиганта — Hyundai и Kia — держатся самостоятельно и процветают. Иногда создается впечатление, что они вовсе и не конкурируют, а дополняют друг друга. Чего стоит лишь тот факт, что офисные здания обеих компаний соседствуют друг с другом. Даже выглядят практически идентично, только логотипы разные.

Сейчас ситуация изменилась, но не коренным образом. Импортные машины здесь — до сих пор редкость, но уже не вызывающая прежнего удивления.

Машины, которых нет

«До вступления в ВТО кореец мог купить машину только местного производства, — рассказывает наш гид по стране Инго. — Сейчас же люди стали чаще покупать иномарки. Хотя бы для разнообразия. Большей популярностью, пожалуй, пользуются „немцы“. А вот машины японского производства люди не покупают. Не потому, что они не продаются. Просто у нас сохранилось негативное отношение к Японии еще со времен оккупации — с конца Первой мировой до конца Второй. Потому Toyota у нас не в почете. Парадокс, но к Lexus и Infiniti такого отношения нет. Они считаются не японскими, а премиальными».

Отдельного упоминания заслуживает бренд, который никак не присутствует у нас в качестве производителя автомобилей, но зато широко известен в мире другой техники. Для начала попробуйте отгадать, что за машины изображены на снимках ниже: Renault Kaptur, Koleos?

А вот и нет, это Samsung QM3 и QM5. На самом деле все просто: Samsung Motors, созданная еще в 1994 году, на 80 процентов принадлежит французской Renault. На внешних рынках автомобильная марка Samsung не представлена. И это при том, что завод в Пусане выпускает по 155 тысяч машин в год.

Одна из самых популярных в Беларуси марок — Volkswagen — в Южной Корее почти не представлена. «После скандала с дизельгейтом таких автомобилей становится все меньше, — пояснил наш гид, ссылаясь на местные СМИ. — Видел комментарии к новостям на эту тему: мол, если машины ездили и работали нормально, то как в таком случае пострадали владельцы? На самом деле к экологии здесь относятся серьезно. Вспомните хотя бы историю, как снесли автотрассу и на ее месте восстановили ручей Чхонгечхон. Если бы производитель изначально указал реальные значения выхлопов, люди могли бы и не купить автомобиль, если бы посчитали его „грязным“. В любом случае это обман. В нашей стране владельцев Volkswagen не оставили самостоятельно разбираться с дилерами. Правительство официально потребовало от концерна компенсацию для клиентов. Компания отказала. Многие здесь посчитали такой ответ обидным: значит, американцам выплатили, а нам нет? После отказа правительство отозвало лицензию на продажу этой марки в Южной Корее. В порту застряло около трех тысяч машин — производитель надеялся, что ему удастся вернуться на рынок. Но не вышло. В итоге эти тысячи автомобилей погрузили обратно на корабли и куда-то увезли. После дизельгейта Kia и Hyundai заявили об отказе от продаж и дальнейшей разработки дизельных легковушек».

Как здесь купить тачку?

В Южной Корее, несмотря на большую плотность населения, нет таких законодательных препон для покупки машины, о которых мы слышим из китайских новостей. Нет запрета на поездки по четным/нечетным датам в зависимости от номеров (хотя, по словам корейцев, в 90-х такая практика была и у них). Не существует и знаменитых китайских лотерей или конкурсов на право получить госномера. Есть только одно, так скажем, неравенство — голубым номерам разрешено ездить по выделенным для общественного транспорта полосам во время заторов. Выделенка на трассах и на многих участках городских улиц расположена слева, а не справа, как у нас. Соответственно, городские остановки также строят посреди проезжей части. Простым автомобилям тоже можно выезжать в крайнюю левую, но только когда трафик разряжен. А вот во время пробок — ни-ни (исключение — машины с более чем шестью пассажирами).

Но вернемся к номерам. Почему обладателям табличек голубого цвета можно объезжать пробки вместе с автобусами? Дело в том, что такие номера выдают только электромобилям и гибридам. Один из них нам показали в исследовательском центре корпорации SK. Сейчас там работают над новой батареей, которая должна составить альтернативу литий-ионному аккумулятору. Физлицам выдают привычные белые номера. Коммерческий транспорт ездит с желтыми.

С новыми машинами все понятно: кредиты, салоны, гарантия. А что с рынком бэушек? Этот вопрос вызвал некоторое недоумение у Инго, он даже не сразу нашелся, что ответить. «Ну, таких площадок или авторынков, как в ваших краях, нет, — сказал мужчина. — Некоторые продажи происходят через специальные сайты. Но, если честно, среди моих знакомых нет людей, которые присматривали бы себе б/у автомобиль. Все покупают новые машины. А если была старая или битая, то ее сдают в трейд-ин. Те автомобили, которые были сданы, дилеры отправляют на экспорт».

На самом деле на дорогах Южной Кореи сложно приметить модель старше пяти лет. Исключение могут составить разве что грузовики и маленькие грузовые машины. Они больше распространены на периферии, особенно в районе островов на юге страны, где люди заняты в рыболовстве. В остальном, как видите, Республика Корея — это страна совершенно других автомобилей.

Благодарим за помощь в подготовке материала компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком моторных масел ZIC.

За организацию поездки благодарим «СК Лубрикантс Рус», представителя бренда ZIC в России и Восточной Европе.

синий, универсал, бензин 2 л, автомат, передний привод
1222$ / 1106€
зеленый, универсал, бензин 1.6 л, механика, передний привод
1090$ / 986€
черный, седан, бензин 2 л, механика, передний привод
1350$ / 1221€
Автобарахолка
мобильное приложение

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by