29 ноября 2019 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Пять образцов одинаковы с лица. А что внутри? Проверяем антифризы от «КиликииПлюс»: Nordtec, «Авто1», MaxLane, Polaris

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Расследование по антифризам — в стадии кульминации. На этой неделе стали известны результаты из обеих лабораторий, в которых проводились исследования охлаждающих жидкостей. Первой испытаниям была подвергнута продукция ПТЧУП «КиликияПлюс», которая может встречаться под названиями Nordtec, «Авто1», MaxLane, Polaris и др. Знакомые этикетки часто мелькают на прилавках магазинов, торговых центров, на рынках и сайтах интернет-магазинов. В этой публикации также будет поднята история тендерных закупок.

Контрольная закупка и проверка по электронному банку данных

Задача перед контрольной закупкой была поставлена такая: нужен готовый продукт в таре объемом 1 литр (или около того), который промаркирован как G12 или схожим образом.

Почему выбрали именно готовый антифриз? Крупные импортеры, ориентированные на качественный продукт, предпочитают поставлять его в виде концентрата. А вот что касается жидкости, пригодной для эксплуатации, то риск нарваться на суррогаты в ее случае выше.

Нет-нет, это вовсе не значит, что она вся некачественная. Отнюдь! Даже именитые бренды выпускают готовый антифриз, который наверняка будет содержать хороший пакет присадок.

Сразу подчеркнем: место приобретения охлаждающей жидкости не так важно, как то, что именно вы выбираете. Однако для объективности мы все же решили покупать канистры с антифризами в разных торговых объектах — крупных гипермаркетах (специализированных и не очень), на заправках, рынках, через интернет-магазины.

В процессе покупок было обнаружено, что форма отдельных канистр удивительно похожа. Присмотревшись к этикеткам, мы заметили, что на некоторых указан один и тот же производитель, хотя названия у антифризов разные: Nordtec, «Авто1», MaxLane, Polaris. Всего таких банок насчитали пять.

Например, антифриз желтого цвета Nordtec приобрели в гипермаркете ProStore. Канистра объемом 841 мл (при покупке охлаждающей жидкости рекомендуем обращать внимание именно на объем, а не на массу) обошлась в 3,99 рубля. Проверка контрольного знака (выдан 27.05.2019) вывела на ПТЧУП «КиликияПлюс».

Внешне точно такую же банку Nordtec (только жидкость в ней красного цвета) мы купили уже за 5 рублей у индивидуального предпринимателя на рынке в Малиновке. Вводим буквенно-цифровой код в форму электронного банка данных бланков документов (контрольный знак выдан 14.08.2019) и видим опять-таки «КиликиюПлюс».

Антифриз MaxLane стоил 4,45 рубля. Нашли его в крупном строительном гипермаркете. Знак (от 13.06.2019) выдан уже знакомому ПТЧУП.

Канистру с названием Polaris приобрели за 4 рубля у индивидуального предпринимателя в Ждановичах. Контрольный знак (14.08.2019) принадлежит... Кому бы вы думали? Правильно! «КиликияПлюс».

Наконец, антифриз «Авто1» заказали за 5,82 рубля в одном из интернет-магазинов. По происхождению он не отличается от продуктов, упомянутых выше. Знак (05.08.2019) выдан «КиликииПлюс».

Изучаем этикетки, проверяем штрихкод

В спокойной обстановке изучаем канистры. Если поставить банки в один ряд, то схожесть формы, крышек, материала, из которого они сделаны (полупрозрачный пластик), становится очевидной. Отличаются только этикетки (кроме продукции с наименованием Nordtec — тут полное совпадение).

Теперь подробнее о двух канистрах Nordtec. Описание, состав, указание производителя — точь-в-точь. Даже слово «деминерализованная» с опечаткой у обоих вариантов.

При проверке штрихкода высвечивается ПТЧУП «КиликияПлюс», что предсказуемо. Отмечены вес и состав продукта. Интересно, что на этикетке указана масса брутто — 1 кг, а в системе значится — 1 кг нетто, 1,3 кг брутто. Также конкретизировано процентное содержание компонентов: вода — 47%, глицерин — 27%, этиленгликоль — 25%, присадки — 0,9%, краситель — 0,1%.

Что на себя обращает внимание? Во-первых, заявленный температурный диапазон: «В системе охлаждения используется при температуре от −40 °C до +120 °C». Запомните эти цифры. Во-вторых, вес (1 кг брутто) указан более крупным шрифтом, а вот номинальный объем — меньшим кеглем (841 мл). В-третьих, упоминается, что продукт «изготовлен по технологии и под контролем N. V. Jodima S. A. (TM Prisma) Бельгия».

Такая компания действительно существует. Она была основана в 1979 году. Производит, в частности, автохимию. Мы отправили по электронной почте запрос, в котором попросили подтвердить или опровергнуть информацию, указанную на этикетке Nordtec.

Вскоре в редакцию поступил ответ из Бельгии, в котором сказано, что там не поддерживают связь и деловые отношения с «КиликиейПлюс». Компания Jodima не давала согласия и разрешения на использование бренда Prisma. А кроме того, не знает о продуктах, производимых по технологии и под контролем Jodima.

— Хотя в целом ни о чем подозрительном информация на этикетке не говорит, — замечает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс», которая выступает партнером расследования. — Указан типичный состав для антифризов: этиленгликоль, пропан-1, 2, 3-триол, комплекс присадок, краситель и деминерализованная вода. Что касается цвета жидкостей, то, как мы уже выяснили, отличие только в красителе. А вот указание на вес и объем симптоматично. Помня, что плотность антифриза больше, чем у воды, можно понять, хватит вам канистры или нет.

Берем в руки банку MaxLane. Описание продукта отличное от того, что указано на этикетке Nordtec. А вот при прочтении состава и упоминания «мощного пакета присадок немецкого качества» возникает сильнейшее ощущение дежавю. Да и объем поразительно совпадает — 841 мл! Если вы любите детально изучать этикетки, то наверняка доберетесь до изготовителя. А там лишь подтверждение наших догадок — «КиликияПлюс».

В информации, зашифрованной в штрихкоде, указывается производитель, название продукта, его состав и масса. Данные аналогичные тем, что упоминались выше.

— В описании используются грамотные формулировки, номинальный объем указан, канистра стандартная, — анализирует представленную информацию Евгений Рязанов. — Судя по имеющимся данным, заказчиком продукции выступает ООО «Боникс Авто Плюс». Ничего крамольного здесь нет. Многие хотят иметь товар под собственным брендом, что позволяет отделять продукт и самостоятельно управлять ценовой политикой.

Теперь очередь антифриза под названием «Авто1» (во всяком случае, это слово набрано самым крупным шрифтом на этикетке).

— Какая знакомая упаковка! — сразу восклицает Евгений Рязанов. — Описание схожее, дизайн тоже. Опять-таки упоминается температурный диапазон от −40 до +120 градусов, присутствует ссылка на бельгийскую компанию, указан номинальный объем в 841 мл, даже опечатка в слове «деминерализованная» есть. Больше комментировать нечего — и так все ясно.

А внизу этикетки пруф — «Антифриз Nordtec, изготовитель ПТЧУП „КиликияПлюс“, изготовлено по заказу ООО „Автоспейс“». Штрихкод точно такой же, как у Nordtec (красного цвета). Дублировать эти данные смысла нет.

Наконец, наступает очередь пятой канистры, снова с красной жидкостью внутри (Polaris). С прочтением информации на этикетке у нас возникли определенные сложности: шрифт ну о-о-очень мелкий, да и сам стикер налезает на изгибы банки. Зато когда установили зрительный контакт, то натолкнулись на знакомые формулировки: тот же объем в 841 мл, тот же мощный пакет присадок немецкого качества, тот же температурный диапазон от –40 до +120 градусов.

— Смотрите, конкретизировано содержание компонентов: этиленгликоль до 50%, пропан-1, 2, 3-триол (он же глицерин) до 20%, вода деминерализованная (без ошибки) до 40%, комплекс присадок до 10%, краситель до 1%, — обращает внимание начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс».

Также замечаем указание «Антифриз „Falcon“» (к этому наименованию мы еще вернемся) и изготовителя в лице «КиликииПлюс».

Пара слов о штрихкоде. Его расшифровка показала: производитель — «КиликияПлюс», бренд — Polaris, масса. Что же касается состава, то информация отличается. Если верить приведенным сведениям, то этиленгликоля содержится 45%, воды — 54%, а присадок и красителя — 0,9% и 0,1% соответственно. Глицерин (он же пропан-1, 2, 3-триол) вовсе не упоминается.

Звонок в редакцию: можно ли поприсутствовать при испытаниях?

После выхода первой публикации, посвященной расследованию по антифризам, в офисе Onliner раздался звонок (запись имеется в распоряжении редакции). Собеседник представился Артуром. Он сообщил, что является директором компании «КиликияПлюс», и спросил, можно ли поприсутствовать при испытаниях, отборах проб.

Это было неожиданно! Мы даже не предполагали, что кому-то в принципе придет в голову такая идея. Для понимания: исследование антифризов проводилось в двух разных аккредитованных лабораториях, куда посторонних не допускают. Даже журналисты компании Onliner (являвшейся заказчиком работ) во время экспертизы туда попасть не могли.

— Важный момент — отбор проб, чтобы он правильно, качественно делался, — объяснял собеседник. — Есть определенная процедура отбора проб... По ГОСТу расписано, как оно правильно делается.

Звонивший просил связать его напрямую с автором публикации: «Можно ли пообщаться с этим человеком, делалось ли оно так... Если делали не так, можем помочь, как правильно сделать, чтобы потом вопросов не было и результаты испытаний были объективными».

При этом назвать конкретный ГОСТ или СТБ собеседник не смог, предложив связаться с технологом.

Когда же юридическая служба нашей компании стала изучать документы (на них ссылался специалист, к которому нас переадресовали), то выяснилось, что они касаются изготовителей продукции и контролирующих органов, а вовсе не журналистов.

Наша позиция простая: мы выступаем в роли обычных покупателей, с помощью экспертов проверяем качество продукции и сообщаем о результатах читателям. Ведь купить этот антифриз мог любой автовладелец. Теперь он будет знать, какая жидкость могла оказаться в радиаторе его машины.

Когда мы второй раз связались с человеком, звонившим в редакцию, то вновь состоялся затяжной разговор.

— А если не секрет, в какой лаборатории [будет проводиться исследование]? — спрашивал представитель компании. — На какие параметры будет осуществляться проверка? Это те параметры, которые по законодательству, написаны в техрегламенте или вы свои какие-то придумали? Это ж не секретная информация?

Собеседник вновь настойчиво просил напрямую связать его с автором статьи: «Чтобы понимать, что оно объективно все делается. Только и всего. А не делается по заказу какой-то организации... Потому что у вас технический партнер „Шате-М“. У него есть свой бренд, и большая вероятность, что он будет склонять к тому, что все плохие, а наш хороший, покупайте наше».

— Никто субъективные оценочные категории выносить не намерен, — заверял редактор раздела, с которым состоялся этот разговор.

— Ну это можно делать на самом деле завуалированно, и вы это хорошо знаете и умеете делать.

— Вы говорите об объективности. Но во-первых, она гарантирована законом о СМИ. А во-вторых, как вы, являясь заинтересованным лицом, собираетесь контролировать объективность?

Собеседник утверждал, что готов общаться от нескольких производителей, которые также заинтересованы в объективности публикаций.

— Когда один из производителей антифриза пытается выйти на автора статьи, мы воспринимаем это как давление, — ответил редактор раздела.

— Мы просто хотим понимать, что все объективно делается, — настаивал собеседник. — Другой производитель, с которым я общался буквально вчера, он говорит, что пускай они сделают, я буду с ними судиться. Мы не так настроены. Мы хотим просто понимать, что это объективно делается, а не в угоду «Шате-М».

Создавалось ощущение, что наши доводы звонящий не слышит.

— Мы все понимаем и видим, что все это, в том числе на Onliner, делалось в угоду какому-то одному заказчику, — заключил собеседник.

Несмотря на все его аргументы, с нашей стороны последовал категоричный отказ.

Результаты экспертизы на хроматографе

Сначала все 36 канистр, приобретенных нами во время контрольной закупки, были доставлены в Государственный комитет судебных экспертиз. Они были переданы специалистам в закрытом виде, что отмечено в протоколе испытаний.

Эксперты исследовали образцы с помощью метода газожидкостной хроматографии — так же, как в свое время моторное масло. Специальный прибор (хроматограф) анализировал пробу, разделяя ее на компоненты. Затем детектор регистрировал их. Цифровая картинка получалась в виде хроматограммы (графика).

Подчеркнем, что в среде специалистов этот метод считается весьма достоверным при определении основного химического состава. Присадки на составляющие с его помощью, конечно, не разберешь. Но базовые компоненты определить можно.

Перед исследованием мы попросили провести сравнение пяти образцов («Авто1», MaxLane, Polaris и двух Nordtec). Ответ был получен после завершения экспертизы.

— Четыре образца («Авто1», MaxLane, Polaris и Nordtec желтого цвета. — Прим. Onliner) содержат в значительном количестве этиленгликоль. А вот пятый (Nordtec красного цвета. — Прим. Onliner) на их фоне заметно выделяется, что хорошо видно по ширине и высоте пика, — объясняет Павел Шендик, заместитель начальника отдела химических исследований веществ неизвестной природы Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. — Заметьте, в образце №5 (Nordtec красного цвета. — Прим. Onliner) пик этиленгликоля значительно меньше, а глицерина — больше, нежели в остальных образцах.

Эксперт также отметил на хроматограмме образца №1 (Polaris) заметный пик 2-этилгексановой кислоты. Этот компонент может добавляться в антифриз в качестве присадки.

— Это не значит, что в остальных образцах присадки отсутствуют, но в первом (Polaris. — Прим. Onliner) данный компонент четко заявляет о себе, — подчеркивает Павел Шендик.

При этом, по словам специалиста, формально все пять образцов соответствуют основному составу, указанному на этикетках канистр.

Результаты исследования pH и температуры начала кристаллизации

После этого все образцы были опечатаны специальной защитной наклейкой (при попытке сорвать ее появляется надпись «Вскрыто»). Затем их передали в научно-исследовательскую испытательную лабораторию гидропневмосистем и нефтепродуктов БНТУ. Это орган по сертификации, который уполномочен проводить исследования технических жидкостей, в том числе антифризов.

Водородный показатель (pH) оказался в норме (она, согласно техрегламенту Таможенного союза, должна составлять от 6 до 10) у всех пяти образцов. Так, у Polaris он зафиксирован на уровне 7,2, у Nordtec (желтого цвета) — 7,62, у Maxlane — 7,54, у «Авто1» — 7,44, у Nordtec (красного цвета) — 7,3.

Дмитрий Жилянин, старший научный сотрудник научно-исследовательской испытательной лаборатории гидропневмосистем и нефтепродуктов БНТУ

А вот температура начала кристаллизации (грубо говоря, когда жидкость только-только начинает замерзать, что проявляется в виде образования кристаллов), как свидетельствуют результаты исследования, у некоторых образцов оставляет желать лучшего.

Прежде чем объявить результаты, напомним информацию, указанную на этикетках исследуемых канистр. В случае с обоими Nordtec, «Авто1», Polaris заявляется: «В системе охлаждения используется при температуре от −40 °C до +120 °C». А у MaxLane: «Отлично предохраняет систему от перегрева при высоких температурах и замерзания при низких до минус 40 °C». Для сравнения: температура начала кристаллизации, согласно техрегламенту Таможенного союза, должна составлять не выше минус 35 °C.

Итог исследования такой. Температура начала кристаллизации для Polaris составила минус 36,5 °C, для Nordtec (желтого цвета) — минус 34,5 °C, для MaxLane — минус 30 °C, для «Авто1» — минус 28,5 °C, для Nordtec (красного цвета) — минус 22 °C!

А теперь самое время вспомнить то, что говорил сотрудник Государственного комитета судебных экспертиз: хроматограмма образца №5 (Nordtec красного цвета) очень уж выделялась на фоне остальных. Корреляция, однако.

Что такое «КиликияПлюс»?

Установив связь между пятью канистрами антифризов, мы решили выяснить, что же это за ПТЧУП «КиликияПлюс»?

Но прежде вспомним масляное расследование. Ведь юрлицо с похожим названием мелькало и во время закупки продукции GM. Проверка контрольной марки вывела на ЧТУП «АвтоКиликия». Отметим, приобретенное нами масло соответствовало эталону, заключила экспертиза.

Судя по данным kartoteka.by, ПТЧУП «КиликияПлюс» была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) 18 лет назад (19 сентября 2001 года). Осуществляемый вид деятельности — производство прочих химических продуктов. Отметим также юридический адрес — г. Минск, ул. Бабушкина, д. 90, ком. 305.

Теперь о декларациях соответствия, которые указывают, что же производит предприятие. Там предсказуемо значатся охлаждающие жидкости, в том числе антифризы Nordtec и Falcon (вспомните, этикетка Polaris содержит именно это наименование).

В сводке упоминается несколько судебных дел, в которых фигурирует предприятие. Оно выступало как взыскателем, так и должником. Все заседания проходили в экономическом суде, что характерно для субъектов хозяйствования. Как раз в этой части не видим ничего подозрительного.

Нас больше заинтересовала связь ПТЧУП «КиликияПлюс» с двумя другими юрлицами: ЧТУП «АвтоКиликия» и ЧТУП «К плюс АВТО». Отметим, что все три организации зарегистрированы по одному и тому же адресу: г. Минск, ул. Бабушкина, д. 90. Отличаются только номера комнат.

Что же еще, кроме очевидного упоминания Киликии (для справки: это историко-географическая область на юго-востоке Малой Азии, в течение трех веков на этой территории существовало Киликийское армянское государство), общего у этих юрлиц?

Директором «КиликияПлюс», по данным kartoteka.by, является Артур Гамлетович Сафарян, а руководителем «К плюс АВТО» — Екатерина Сергеевна Сафарян.

Некоторые телефоны, указанные в базе kartoteka.by, совпадают: например, номер 044 543 36 80 (именно в таком виде) значится и у ПТЧУП «КиликияПлюс», и у ЧТУП «АвтоКиликия», и у ЧТУП «К плюс АВТО».

Также любопытно, что почтовый домен электронной почты у ПТЧУП «КиликияПлюс» и электронной почты, указанной в справочной информации ЧТУП «АвтоКиликия», фактически дублирует название ЧТУП «К плюс АВТО»: karen@kplusauto.by и zakup1@kplusauto.by соответственно.

Теперь о самом интересном — о тендерах. По нашим сведениям, ЧТУП «АвтоКиликия» активно участвовало в поставках для госорганизаций и предприятий. В истории kartoteka.by за предприятием значится более восьмидесяти тендеров. В основном речь идет о моторных маслах, тормозных жидкостях, а также об антифризах и тосолах.

Упомянем договора, которые заключались в этом году ЧТУП «АвтоКиликия» и которые касались незамерзающих жидкостей:

— на сумму 11 356,42 рубля — с главным управлением командующего внутренними войсками МВД (28 августа);

— на сумму 2560,8 рубля — с Минским областным управлением МЧС (сюда также входит сумма, затраченная на закупку тормозной жидкости; 5 июля);

— на сумму 142,4 рубля — с Витебским областным управлением МЧС (3 июня);

— на сумму 40,91 рубля — с централизованным гаражом управления здравоохранения из Витебска (13 февраля);

— на сумму 5242,4 рубля — с Кобринской центральной районной больницей (в эту сумму также входит стоимость моторного масла; 12 февраля);

— на сумму 4775,2 рубля — с Могилевским областным управлением МЧС (в эту сумму также входит стоимость стеклоомывающей жидкости; 18 февраля);

— на сумму 1143,41 рубля — с централизованным гаражом управления здравоохранения из Витебска (22 января).

Пожар в цеху и встреча в ТЦ

Еще пару слов о совпадениях. Когда уже было объявлено о проведении нашего расследования, в Минске произошло возгорание в цеху по производству антифриза и тормозных жидкостей. Это случилось на складе, расположенном на улице Бабушкина. Знакомый адрес, не правда ли?

Как сообщало МЧС, в производственном корпусе произошло загорание бойлера (1995 года выпуска) для разогрева технических жидкостей и самих жидкостей на площади 10 кв. м. Рассматриваемая версия — нарушение правил эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств.

«В воскресенье цех работал сверхурочно. На момент возникновения пожара в корпусе находился один работник. Еще до прибытия спасателей он покинул корпус самостоятельно, не пострадал. Эвакуация не проводилась», — сказано в сводке.

Что же касается нашего личного опыта общения, то мы о нем уже упоминали. Контрольную закупку одного из образцов (не производства ПТЧУП «КиликияПлюс») мы производили в одной из точек ТЦ «АвтоМОЛЛ Кольцо». Когда выбрали нужную канистру, оказалось, что чек нам дать не готовы. Состоялся такой диалог:

— Сняли кассу уже, ребята, — вдруг объявил продавец. — Сейчас придет Алексей...

— Еще три часа дня, а вы уже кассу сняли.

— Уже без двадцати четыре.

— А до которого часу вы работаете?

— До пяти, — невозмутимо объяснил мужчина и стал кому-то звонить: «Ты снимался уже? Надо по-новому пробивать».

Позже, когда мы перешли в другое крыло, этот продавец нас догнал и стал укоризненно задавать вопросы: «С камеры снимаете, да, ребята? А зачем? Ну людей снимаете. Потом ролики будете выкидывать в интернет, как вы покупали антифриз? Что, нет? Ай-яй-яй...»

Торговая точка, как вы, наверное, уже поняли, принадлежит ЧТУП «К плюс АВТО». Во всяком случае, визитки на витрине, эмблема на футболке продавца, наклейка на стеллажах содержали наименование именно этой организации.


Проблемы с охлаждающими жидкостями, о чем мы говорили с первых публикаций расследования, приобретают реальные очертания. Давление, которое пытаются оказывать отдельные производители (иначе звонки в редакцию расценивать не станем), может свидетельствовать о том, что затронута очень болезненная тема. Но расследование продолжается!

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс» — и сеть автосервисов «Евроавтосервис».

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by