01 февраля 2019 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка

Как в лотерее: шанс один из четырех. Экспертиза масла, продающегося в Беларуси под видом GM

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка

В расследовании Onliner наступил этап проверки так называемых оригинальных, фирменных масел, рекомендованных к использованию концерном General Motors. Потенциальные покупатели «джиэмовских» канистр — владельцы автомобилей Opel, Chevrolet, Cadillac, Ravon и даже редких Buick, привезенных из США. Во время расследования у нас сложилось впечатление, что данная продукция в большей степени подвержена подделке: внешний вид банок постоянно меняется, список официальных поставщиков в Беларусь в открытом доступе нам найти не удалось. Как же быть автомобилистам, если требуется купить масло для доливки? Хороший вопрос, однозначный ответ на который мы дать не сможем. Зато расскажем, что продается под видом данной продукции на минских авторынках и в торговых центрах.

GM Dexos 2. Что это за масло?

Оригинальные масла, то есть рекомендованные производителем автомобилей, принято обозначать аббревиатурой OEM (original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования»). «Это не просто громкое название, а определенная ответственность, — подчеркивают специалисты. — Владелец бренда (в данном случае GM) берет на себя роль контролера качества продукции, которую выпустили с его логотипом».

Масляных продуктов у «джиэм» сейчас не так уж много. Поэтому выбор пал на самый популярный — Dexos 2.

Это масло подходит для всех современных моделей двух популярных в Беларуси автомобильных марок: Opel (хотя формально бренд уже не принадлежит GM, а перешел в лигу PSA) и Chevrolet. Напомним, что к концерну относятся также Cadillac, Ravon и Buick.

Допуск Dexos 2 распространяется на ряд дизельных двигателей GM-OPEL (версии с сажевым фильтром DPF в том числе) и большинство бензиновых двигателей от 2010 года и младше. Кроме того, Dexos 2TM полностью заменяет собой предыдущие спецификации GM: GM-LL-A-025 (бензин) и GM-LL-B-025 (дизель).

— Данное масло подходит и для других автомобильных марок, о чем говорят соответствия допускам BMW, VAG Group и Mercedes: BMW Longlife-04, MB 229.51, VW 502 00, 505 00, 505 01, — отмечают специалисты.

После каждой публикации о масляном расследовании на редакционную почту поступают десятки писем. Мнение одного из автомобилистов нам показалось уместным процитировать в данной статье. Юрий, который владеет Volkswagen T5 (с двухлитровым двигателем TDI), делится таким опытом:

«Знакомый поляк рассказал, что масло GM применяют на многих автосервисах этой страны. Получается недорого и не в ущерб двигателю, и я это ощутил на своей машине: от замены до замены проезжаю 15 тысяч километров, автомобиль едет ровно, динамика не снижается... А вот однажды был печальный опыт использования явно „паленого“ Castrol. Через 2 тысячи километров машина стала дымить, уровень масла резко снизился. Обычно „джиэмовское“ масло покупаю в польских магазинах. На тамошних рынках тоже можно нарваться на подделку, которую я определяю по внешнему виду банки».

— Допуск Dexos 2 концерна GM предполагает высокую стабильность при тепловых нагрузках, а также его совместимость с системами доочистки отработавших газов, — продолжают специалисты. — В отличие от устаревших стандартов GM-LL-A-025 и GM-LL-B-025, Dexos 2 обладает низким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы.

Заметим, что в зависимости от продукта и страны сбыта оригинальное масло GM Dexos 2 может быть произведено в США, Германии, Бельгии, Франции, Южной Корее и России. Более подробную информацию о продукте можно найти на официальном сайте.

Специалисты обращают внимание покупателей масла GM на одну особенность: на белорусском рынке представлена продукция производителя Fanfaro, которую можно спутать с фирменным «джиэмовским» маслом. Этикетки, надписи и в целом оформление продуктов довольно схожее.

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SM; CF, 5 л
полусинтетическое, 10W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SL; CF, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски API: RC; SN, 5 л

Покупка масла и проверка акцизов

Характерная особенность, о которой мы говорили в предыдущих публикациях: моторные масла именитых брендов редко найдешь на прилавках гипермаркетов и сетей АЗС. А вот на рынках и в специализированных торговых центрах продукции GM немало. Часто она размещается на видном месте витрин и прилавков.

Очевидно, что «джиэмовские» масла пользуются спросом у белорусов.

Напомним, все покупки производились нами инкогнито. Журналисты изображали из себя обычных автомобилистов, отправленных вредным механиком за маслом в торговую сеть.

После приобретения контрольной партии все канистры и чеки подписывались. Каждому образцу присваивался номер, на который мы ориентировались на протяжении всего расследования.

Самая важная часть процедуры — проверка буквенно-цифрового кода, размещенного на акцизе (контрольной марке), — проводилась без посторонних глаз.

Эти сведения, если их ввести в форму на сайте blank.bisc.by, приведут к организации или предпринимателю, которые получили акцизные марки (для импорта). Данные позволят предположить, официальный продукт перед нами или подозрительный.

Многие в комментариях и письмах в редакцию задавались вопросом, почему иногда система не определяет получателя акциза. Во-первых, стоит проверять правильность набора цифр. Во-вторых, буквы «ЭГ» должны быть большими, иначе робот не сможет идентифицировать код.

К слову, один из наших читателей (его зовут Эдуард Ковальчук) создал Telegram-бота, который помогает проверить официальных поставщиков масла по акцизу — достаточно ввести только номер контрольной марки.

Но вернемся к проверке продукции GM. В качестве эталонного образца был взята канистра, ввезенная «Армтек» (компания выступает партнером расследования). По словам специалистов бренда, они поставляют «джиэмовские» масла не из России, а исключительно из Европы.

Кто считается официальным/уполномоченным импортером «джиэмовских» масел в Беларусь, нам достоверно узнать не удалось. Соответствующую информацию на официальном сайте производителя мы не нашли.

Логично предположить, что таким юрлицом как минимум является дилер Opel, Chevrolet, Ravon и Cadillac — компания «МультиМоторс». Там нам сообщили, что действительно официально поставляют масла GM.

Кто еще входит в список? Четких данных об импортерах нет. На что ориентироваться? Куда обращаться? Чью наклейку искать? Покупатели «джиэмовских» масел поставлены в затруднительное положение.

Прокручивая в голове эти вопросы, мы направились в автомолл «Торговый мир „Кольцо“», где купили литровую банку Dexos 2 за 10 рублей.

Образец получил 5-й порядковый номер, а проверка акциза привела к ИП Рунцо. В каждой купленной нам партии были канистры, контрольные марки которых указывали на этого предпринимателя. Именно он фигурировал в материалах судебного дела как ИП, отгрузивший по товарным накладным в адрес ООО «Город масел» канистры Total и Elf, в которые было залито минеральное масло.

Следующий образец также был приобретен в автомолле «Торговый мир „Кольцо“», но в другом магазинчике. Понять, во сколько обошлась «литрушка» GM, сложно, так как в данной точке покупался еще и Mobil, а общая сумма чека составила 33 рубля.

Обратим внимание на характерный момент. После того как мы продемонстрировали на экране телефона искомую канистру, женщина-продавец удалилась. Ее не было минут 5—6. Затем она принесла две банки, причем на этикетке Mobil был размещен оранжевый стикер «Армтек», магазин которого находится в том же автомолле. Акциз действительно привел к компании «Еврозапчасть» (бренд «Армтек»).

На «джиэмовской» канистре (получила 7-й порядковый номер) оранжевого стикера мы не нашли. А вот акциз, судя по полученному результату, был выдан Михалюку Никите Михайловичу, что наводит на определенные размышления.

Очередную банку Dexos 2 купили в еще одной точке автомолла «Торговый мир „Кольцо“». Продавец куда-то позвонил (возможно, в другой магазин) с просьбой принести «литрушку джиэмовского». Через несколько минут банка была у нас в руках. Цена — 13 рублей.

Образец получил 9-й порядковый номер, а акциз указал на ЧТУП «АвтоКиликия». На сайте компании сказано, что она была основана в 1995 году и является одним из крупнейших оптовых центров автозапчастей на белорусском рынке: «Мы завоевали доверие и уважение многих известных мировых производителей деталей для автомобилей и предлагаем своим клиентам широкий ассортимент их продукции у нас на складе „здесь и сейчас“, а не „завтра и позже“».

Четвертую канистру, получившую 12-й порядковый номер, мы приобрели на открытом рынке в Малиновке за 13 рублей. У продавца она была в наличии — долго ждать не пришлось. Что покажет проверка контрольной марки? Система выдала такой результат — акциз получен «АН Трейдерс». Сайт этой организации мы не нашли, но если верить kartoteka.by, ООО зарегистрировано в Бресте.

Несмотря на то что все канистры Dexos 2 были приобретены практически в одном месте (на открытом рынке в Малиновке и в автомолле «Торговый мир „Кольцо“»), акцизополучателями оказались разные предприниматели и организации. Тем более интересно, что покажет анализ внешнего вида упаковок и экспертиза содержимого.

Сравниваем этикетки, канистры, шрифты

Дизайн канистр у масла GM Dexos 2, которое мы приобрели во время расследования, незамысловатый. Простая с виду банка, несложная с точки зрения верстки лицевая этикетка, присутствует голограмма. Все образцы, на первый взгляд, очень похожи.

Однако есть одна характерная деталь, которая поможет выявить подозрительный товар.

Начнем с неочевидных отличий. Если рассматривать банки с лицевой стороны, то можно заметить едва заметную разницу: левая нижняя «скобка» у эталона (предоставлен «Армтек») и образца №9 (акциз указывал на ЧТУП «АвтоКиликия») выглядит меньше и уже, чем у других.

Лицевые этикетки мы рассматривали очень долго, но явной разницы не нашли. Разве что у канистры №5 (акциз указывал на ИП Рунцо) шрифт обозначения «5W-30» как будто бы больше, чем у других.

Теперь переместим взгляд на крышку. Зазубринки на ободке у двух образцов — эталона и №9 — чуть больше, чем у остальных.

Более явная разница — в шкале индикатора уровня масла. В который раз замечаем, что у оригинальных масел (подтвержденных результатами экспертизы) она чуть шире. Совпадение?

Повернем канистры контрэтикеткой. Отличие образца №5 снова в шрифтах. Только на этикетке этой банки есть восклицательный знак, взятый в ромб.

А адрес производителя лишь у эталона указан как «Opel Automobile GmbH», у остальных — «Adam Opel AG», у №9 — «Adam Opel GmbH».

На дне банок размещены идентичные обозначения, разве что слегка отличаются шрифт и начертание (а может, показалось?).

Но самым очевидным различием нам показался след от выштамповки, который можно увидеть повернув канистру к источнику света. Характерные «печати» обнаружились только у эталонного образца и №9. Явно эти две банки имеют немало общего...

Наконец, разливаем масло по прозрачным стаканчикам. Разница заметна невооруженным глазом: образцы №№7 и 12 (ИП Михалюк и ООО «АН Трейдерс») более темные, напоминают по цвету вишневый сироп.

А больше всего схожести в оттенках у эталона и снова-таки «девятки» (ЧТУП «АвтоКиликия»).

Если понюхать содержимое канистр, то ощущения следующие: в случае с оригинальным образцом и №9 в ноздри бьет резкий запах (как будто это ацетон), а №№7 и 12, как нам показалось, имеют «аромат» дегтя.

Впрочем, по словам специалистов, ни цвет, ни запах моторного масла о качестве ничего не скажут: продукция может отличаться от партии к партии.

— Более того, на склады сейчас поступила новая партия масел GM Dexos 2, и внешне банки выглядят совершенно по-другому, что может сбивать покупателей с толку, — говорят специалисты. — Таким образом, на данный момент в торговых центрах одновременно могут присутствовать три разных вида канистр объемом в один литр.

Экспертиза: о чем на этот раз сказала гребенка пиков и хроматографическая картина?

Пять канистр масла GM Dexos 2 — эталон и четыре купленных нами образца (№№5, 7, 9 и 12) — были переданы для исследования в Государственный комитет судебных экспертиз. Напомним, что его сотрудники видели только цифры на банках, но не знали, где именно было приобретено то или иное масло.

Исследование было разделено на два этапа. Во время первого образцы из каждой канистры анализировались с помощью метода газожидкостной хроматографии. Специальный прибор (хроматограф) анализировал пробу, разделяя ее на компоненты.

— Специальное устройство отбирает пробу масла, захватывая один микролитр (миллионная литра), — объясняет Сергей Громыко, главный эксперт отдела исследования нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов Государственного комитета судебных экспертиз. — Затем проба масла попадает в испаритель, где температура достигает 300 градусов. Поток газа, выполняющий транспортную функцию, толкает образовавшийся в испарителе масляный туман в капиллярную колонку, которая заполнена сорбентом. Там происходит разделение пробы. На финише детектор регистрирует разделившиеся компоненты пробы. Цифровую картинку мы получаем в виде хроматограммы (графика).

Даже неспециалист может заметить некоторые отличия и сходства в графиках.

— Очевидна разница, например, между эталоном и образцом №12 (акциз указывал на ООО «АН Трейдерс»), — показывает эксперт. — У 12-го образца в начале гребенки есть череда пиков, что характерно для содержания в большом количестве парафиновых углеводородов. У эталона такой картины не наблюдается, то есть очистка явно произведена на более высоком уровне.

Также Сергей Громыко обращает внимание на три едва заметных пика, выходящих во временном интервале 17—21 мин., и на большой пик в начале гребенки у эталона и образца №9 (ЧТУП «АвтоКиликия»), что может свидетельствовать о наличии синтетических присадок, которые добавляются к нефтяным базовым маслам.

— Уже на данном этапе исследования очевидны отличия между двумя группами: с одной стороны — эталоном и №9 (ЧТУП «АвтоКиликия»), с другой — №№5, 7 и 12 (ИП Рунцо, Михалюка и ООО «АН Трейдерс»), — отмечает эксперт.

Сверху вниз: эталонный образец, №№5 (ИП Рунцо), 7 (ИП Михалюк), 9 (ЧТУП «АвтоКиликия») и 12 (ООО «АН Трейдерс»)

Вторую часть исследования специалисты проводили с применением метода тонкослойной хроматографии. На пластину с сорбентом наносят образцы исследуемого масла. Затем ее помещают в камеру с растворителями, где происходит процесс разделения компонентов: в зависимости от молекулярной массы вещества растягиваются по зонам. Чем они тяжелее — тем ниже располагаются.

После этого пластину проявляют специальным реактивом. В итоге получается хроматографическая картина.

— Снова-таки заметно, что оригинал и образец №9 близки по химическому составу, есть свидетельства присутствия специальных присадок, — продолжает Сергей Громыко. — Остальные три образца (№№5, 7 и 12) имеют картину, характерную для обычных минеральных масел, при получении которых применялись лишь экстракционные способы очистки сырья.

Слева направо: эталонный образец, №№5 (ИП Рунцо), 7 (ИП Михалюк), 9 (ЧТУП «АвтоКиликия»), 12 (ООО «АН Трейдерс») и дизтопливо (как контрольный образец)

Вывод: оригиналу соответствует лишь один образец

Образцы масел №№5, 7 и 12 (контрольные марки выводили на ИП Рунцо, Михалюка и ООО «АН Трейдерс») отличаются по химическому составу от оригинального моторного масла GM, сказано в заключении Государственного комитета судебных экспертиз.

Различия в химическом составе образцов, которые были предоставлены на исследование, обусловлены применением различных технологий получения товарных моторных масел.

При этом образец №9 (ЧТУП «АвтоКиликия») соответствует эталону.

— В двигателе современного автомобиля минеральные масла могут послужить некоторое время, но они не будут отвечать характеристикам, заявленным на этикетке оригинальной банки, — заключает Сергей Громыко. — В отличие от оригинального масла, они будут не в полной мере выполнять функции по защите двигателя, например, от поломки или перегрева.


Насколько легко было купить канистры GM, настолько же сложно получить более-менее достоверную информацию об официальных поставщиках и внешнем виде упаковки. Это важнейшие данные для покупателя, которому, допустим, нужно приобрести банку для доливки масла. Получается, защита рынка зависит не только от ретивости госорганов.

Продолжение следует...

Моторные масла в каталоге Onliner

Предыдущие публикации в рамках расследования:

Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by