В редакцию Onliner обратился читатель Дмитрий. Он приобрел автомобиль в Бельгии, у машины были оригинальные бельгийские регистрационные знаки. Многие хранят иностранные номера: говорят, их можно сдать за границей и получить компенсацию, да и вообще, по мнению авторитетных автовладельцев, иностранные номера признаны лучшим украшением стен гаража. Однако при регистрации машины в Беларуси у Дмитрия потребовали бельгийские номера сдать. Обязан ли он это делать?
— Это не первая машина, которую я купил за границей. На этот раз автомобиль из Бельгии, с родными бельгийскими номерами, не транзитами. В Беларуси регистрационные знаки выдаются в аренду, в Европе же, по сути, это собственность автовладельца. И эту собственность я приобрел вместе с машиной, я за нее заплатил. И в той же Бельгии я могу эти номера сдать и получить за них деньги, — говорит наш читатель.
Не предполагая трудностей, Дмитрий приехал в ГАИ, чтобы зарегистрировать автомобиль.
— Перед выездом на площадку сверки номеров, вооружившись отверткой, я хотел снять «номерную таблицу», но отвлекся на телефонный звонок. В итоге, не открутив номер, так и прибыл в намеченное место. Это и послужило стартом для всей ситуации: если бы я успел снять таблицу до сверки, проблемы бы не возникло, — считает мужчина.
Но регистрационные знаки остались на месте. Сотрудник сверил номер кузова, поставил в документах подпись и печать, а также в нужном поле сделал пометку «ТР». И когда Дмитрий явился к окошку регистрации транспорта, специалист задала ему вопрос: «А где ваши транзитные номера?»
Автовладелец стал объяснять, что транзитных номеров у него нет и не было, но убедить специалиста не смог: в документах же стоит пометка — что ответить на такой аргумент? Девушка настаивала на том, что владелец транспортного средства обязан сдать номера, и отказывалась принимать документы для регистрации машины. Повторная беседа со сверщиком ни к чему не привела: Дмитрию сказали пойти и сдать номера без лишних разговоров, потому что «так положено».
Наш читатель дождался приемного времени у начальника регистрационного отдела и явился к нему с вопросом: обязан ли он сдавать бельгийские номера, если не хочет этого делать?
— Я, конечно, мог напечатать повторно чистое заявление и поехать заново на сверку номера без таблицы на бампере. Не было бы пометки «ТР» — соответственно, никому не было бы дела до номера и ничего не надо было бы сдавать. Само это указывает на какую-то избирательность в применении закона сотрудниками МРО, — полагает наш читатель.
Беседа с начальником тоже ни к чему не привела:
— Снова и снова я объяснял, что у меня требуют сдать не транзитные номера, которых у меня нет, а «номерную таблицу» Королевства Бельгия, что эта таблица не является регистрационным знаком у нас в стране, как и бельгийский техпаспорт, который, кстати, у меня никто не требует. Начальник меня выслушал, потом сказал, что не считает нужным разбираться в бельгийских законах и вообще, к моему сведению, в нашей стране нет понятия «транзитные номера». А регистрационные знаки я обязан сдать, потому что так положено.
Чуть позже мы вернемся к документам, к которым апеллируют в регистрационном отделе, объясняя свою позицию. Пока же приходится отметить, что Дмитрий номера сдал — нужно же было как-то поставить машину на учет.
— Что удивительно, между делом я попал на прием к начальнику другого (территориально) регистрационного отдела и спросил, как в таких случаях поступают у них. Он ответил, что ни у кого иностранные номера сдавать не требуют. У автовладельцев спрашивают, есть ли номера для сдачи или нет. И все зависит от того, что человек ответит, все основано на доверии. Мне же не так повезло: я, получается, отдал номер, который принадлежит мне и является моей законной собственностью, а сверху еще оплатил аренду новых белорусских номеров, — разводит руками мужчина.
Корреспондент Onliner обратился в ГАИ Минска за разъяснением ситуации: нужно ли сдавать иностранные номера при регистрации транспортного средства или не нужно?
В Госавтоинспекции привели выдержку из указа президента Республики Беларусь №200 от 26 апреля 2010 г. «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». В пункте 15.11 этого документа определены условия для государственной регистрации транспортных средств (за исключением колесных тракторов, прицепов, полуприцепов к ним). В частности, в регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ необходимо предъявить наряду со всем прочим и регистрационные знаки транспортного средства — для транспортных средств, бывших в эксплуатации.
Кроме того, в пункте 21 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2018 г. №747 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. №1849» указано дословно следующее: «Представляемые для регистрации документы и регистрационные знаки сдаются в регистрационные подразделения, за исключением документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации по месту пребывания, справки о регистрации по месту пребывания, свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности и документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, которые возвращаются собственнику (лизингополучателю)».
Дмитрий возражает, полагая, что описанные действия относятся к знакам образца РБ, а регистрационные знаки других государств являются собственностью людей, которые этими знаками владеют.
— У каждого могут быть свои мотивы сохранить «номерные таблицы»: получить за них выплату, оставить на память — что угодно. И у каждого есть законное право распоряжаться приобретенным имуществом, — убежден наш читатель.
Бумага и материалы для печати в Каталоге Onliner
Читайте также:
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by