11 596
244
16 января 2020 в 15:46
Автор: Денис Логунович

Тенденции на 2020 год. Будут ли белорусы так же активно покупать новые авто?

БАА провела очередную пресс-конференцию, посвященную годовым итогам продаж, а заодно озвучила перспективы на 2020 год. На повестке дня: указ №140, рекордное количество реализованных машин, «серый импорт» и активное наращивание темпов роста Geely на нашем рынке. Давайте детальнее познакомимся с ситуацией в автомобильном сегменте и попробуем пролить свет на перспективы рынка в наступившем году.

Статистика БАА — это все новые авто или нет?

Участники Белорусской автомобильной ассоциации реализовали за 12 месяцев прошлого года 64 504 автомобиля. Здесь важно обратить внимание, что ни у БАА, ни у журналистов нет доступа к статистике регистрации авто в ГАИ, поэтому нельзя сказать, что именно столько новых авто было куплено жителями страны. Ведь были еще новые авто, пригнанные из России. И таковых было немало. Более того, в БАА хотя и входит большинство официальных дилеров Беларуси, но до сих пор есть игроки, которые стоят в сторонке. Например, БАА не отображает продажи дилера «Мультимоторс».

В статистике ассоциации указано, что Zotye продала лишь одну машину за год, а на самом деле их было реализовано несколько десятков, просто автоцентр, отгружавший машины, не является участником БАА. Новые дилерские центры Toyota и Lexus (в Уручье) тоже пока не вступили в Ассоциацию — их продажи не отображаются в итоговой статистике. По данным БАА, Toyota продала 834 новых автомобиля (11-е место), но это лишь цифра продаж автоцентра на улице Орловской. Если бы посчитали объемы продаж нового представительства, то японский бренд наверняка вошел бы в топ-10. Lexus в таблице БАА вообще не фигурирует, хотя за минувший год новый автоцентр отдал клиентам 112 ключей от авто. В любом случае статистика БАА хорошо отображает ситуацию на рынке и демонстрирует векторы развития как всего рынка новых машин, так и отдельных сегментов.

Статистика БАА по продажам отдельных марок в Беларуси за 2019 год:

  • Lada — 16 281 авто;
  • Renault — 11 895;
  • Volkswagen — 7919;
  • Geely — 6894;
  • Kia — 4029;
  • Skoda — 3826;
  • Hyundai — 3160;
  • GAZ — 2628;
  • Nissan — 2066;
  • Ford — 1049;
  • Toyota — 834;
  • Mazda — 625;
  • Audi — 605;
  • BMW — 605;
  • Mercedes — 414;
  • Peugeot — 335;
  • Volvo — 302;
  • Citroen — 261;
  • Land Rover — 193;
  • Haval — 190;
  • Mitsubishi — 178;
  • Suzuki — 164;
  • Chevrolet — 164;
  • Chery — 157;
  • Subaru — 124;
  • Porsche — 122;
  • Jaguar — 50;
  • Maserati — 17;
  • MINI — 14;
  • Zotye — 1.

Как видим, пятерка лидеров практически не поменялась по сравнению с прошлым годом, лишь Kia вытеснила Skoda с пятой строчки, а Lada и Renault поменялись местами. Прирост продаж есть у всех брендов из восьмерки лидеров. В первой десятке провал по продажам имеется лишь у Nissan (–1025 авто) и Ford (–61 авто).

Что касается сегментов, здесь тоже никаких сюрпризов. Каждый второй автомобиль без пробега, продающийся в Беларуси, относится к В-сегменту. А учитывая, что БАА почему-то относит Renault Logan Stepway и Sandero Stepway к сегменту В-SUV, а Nissan Almera к С-сегменту (все эти машины правильнее отнести к В-классу), то доля малого класса будет еще выше. Отлично себя чувствуют сегменты В-SUV и C-SUV: их приблизительная доля рынка 16 и 24% соответственно. Некогда лидирующий в стране С-класс скорее мертв, чем жив: там около 2% рынка (и это с Almera!). Даже дорогие кроссоверы класса D-SUV (более 4,5%) чувствуют себя лучше, чем сегмент С.

Ну и еще одна цифра: 78,9% проданных машин в Беларуси в 2019 году были российского производства.

Почему белорусы купили так много машин?

64,5 тысячи новых автомобилей — это абсолютный рекорд для нашего рынка. Если бы дилеры работали круглосуточно, то одну новую машину продавали бы чаще чем раз в 10 минут. А если добавить сюда автомобили без пробега, которые были самостоятельно куплены в России физлицами, привезенные не официальными дилерами или не участниками БАА, то цифра наверняка перевалит далеко за 70 тысяч машин. Откуда в нашей стране столько покупателей новых машин?

Давайте взглянем на прошлые годы. С 2014 по 2016 год белорусы покупали по 25—26 тысяч новых автомобилей на территории РБ. Это был явный кризис белорусских дилеров, и, по мнению экспертов, он спровоцировал возникновение отложенного спроса на машины без пробега. И в 2017—2019 годах дилеры, фактически, удовлетворяли этот спрос. Ведь в 2019-м рост дилерских продаж хотя и был высоким (22% по сравнению с 2018-м годом), но не рекордным: в позапрошлом году объемы выросли на 59%. То есть рост замедлился.

Еще один немаловажный фактор, повлиявший на стремительный рост продаж в последние годы, — достаточно выгодные финансовые инструменты дилеров, которые сделали бюджетные седаны и кроссоверы доступными широкой прослойке населения. Еще никогда новые машины не были так близки к белорусскому народу, как сегодня. У большинства дилеров 60+ процентов продаж осуществляются с привлечением кредитов и лизингов. А у некоторых дилеров цифра приближается к 90%.

Как 140-й указ повлиял на рынок новых авто?

В мае прошлого года в Беларуси начал действовать 140-й указ, согласно которому многодетные семьи и инвалиды могли воспользоваться льготой по ввозу автомобиля из-за рубежа. Это повлияло и на рынок новых автомобилей, ведь в Беларусь пробился плотный поток свежих авто из-за границы. По словам экспертов, «речь идет не о сотне или тысяче автомобилей, а о гораздо более крупной цифре». Именно после введения 140-го указа рост продаж официальных дилеров снизился. Совпадение? Участники БАА считают, что наращивать объем продаж при 140-м указе будет проблематично.

Ситуацию прокомментировал исполняющий обязанности директора СЗАО «БелДжи» Свидерский Геннадий Брониславович: «По данным дилеров, которые работают с нашим заводом, 140-й указ сокращает объемы продаж авто белорусской сборки. Мы общались с правительством по поводу создания условий для развития отечественного автопрома. Надеемся, вопрос будет рассмотрен и будет принято оптимальное решение по этому поводу. Или, может быть, нам модифицировать свою финансовую программу? Например, для многодетных и инвалидов — не 3,9% годовых, а 0,1%. Я буду очень внимательно изучать вопрос, чтобы сделать не только административный, но и рыночный шаг в сторону выгоды как отечественному производителю, так и потребителю».

Что будет в 2020 году?

Даже экспертам сложно прогнозировать объемы продаж дилеров на год вперед. Ситуация на рынке зависит от законодательной базы, экономической ситуации в Беларуси и России, финансовых инструментов отдельных импортеров и модельных рядов производителей. В БАА не называют конкретных цифр, но считают, что рост может замедлиться, и даже не исключают снижения объема продаж в 2020-м.

С искренним оптимизмом на ближайшие 12 месяцев смотрит, наверное, лишь «БелДжи». Известно, что выгодные финансовые программы, которые сделали автомобили Geely конкурентоспособными на рынке, останутся и в 2020-м. Обещают и «вкусные» условия приобретения главной новинки года — Geely SX11. Машины уже начали появляться на дилерских площадках, и в феврале стартуют продажи долгожданного кроссовера. Отметим, что пока на белорусском заводе производится крупноузловая сборка модели. Цены и условия приобретения SX11 назовут в феврале. Вскоре стартуют тест-драйвы данного автомобиля.

Интересная ситуация складывается вокруг белорусского представительства Volkswagen. Долгое время Polo Sedan был бессменным лидером рынка, пока его не сместили с пьедестала модели Lada и Renault. Но даже сегодня, когда калужской «четырехдверке» уже почти 10 лет, она держится молодцом и демонстрирует отличные продажи — 5804 проданных авто за год (второе место после Lada Vesta). Для такой старой модели это очень хорошая цифра. В этом году на рынок выходит новое поколение Polo Sedan. Сможет ли оно забрать пальму первенства у «многодетного семейства» Vesta? А вот и не факт. Цены на Polo Sedan II наверняка значительно вырастут, и отсутствие выбора кузовов (как у той же Vesta) могут оставить бюджетку Volkswagen без первого, а то и без второго места.

По остальным брендам все более-менее понятно. Renault и Lada продолжат возглавлять хит-парады с помощью кроссовых хетчбэков, седанов и универсалов; Kia, Hyundai и Skoda поборются за место в пятерке лидеров, а объемы продаж премиальных брендов останутся на мизерном уровне в общем зачете. В 2019 году БАА впервые посчитала количество проданных новых электромобилей. Цифра хотя и маленькая (11 штук), но обнадеживающая. Эх, нам бы еще доступных гибридов…

серый, хетчбэк, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
8200$ / 7630€
черный, седан, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
11 500$ / 10 701€
черный, седан, бензин 3.5 л, автоматическая, передний привод
18 300$ / 17 028€
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Автор: Денис Логунович