20 639
177
23 января 2020 в 9:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский. Видео: Игорь Деменков

Крепкие середняки. Результаты исследования антифризов Luxe, GreenCool, Felix, X-Freeze и ROLF

В расследовании Onliner настал черед крепких середнячков, как мы назвали очередную пятерку антифризов. Нам в руки попали канистры из хорошего пластика, со шкалой индикации уровня жидкости, даже цвет красителя совпал! Хотя куплены банки были в разных местах и по разной стоимости — в строительном гипермаркете за смешные 4 с лишним рубля, чуть дороже в специализированном торговом центре и на заправке почти за 10 рублей. В любом случае все они неминуемо попали в аккредитованные лаборатории двух организаций. Так в чем разница?

Контрольная закупка и проверка по электронному банку данных

Повторимся, антифризы приобретались в разных местах Минска. Дело в том, что поддельных канистр охлаждающих жидкостей (в отличие от моторного масла) эксперты ни разу не встречали. В то же время рынок переполнен суррогатами. Эти продукты могут иметь красивое название, отличную упаковку, но содержать внутри жидкость, заливать которую в радиатор будет как минимум неосмотрительно.

Поэтому крайне важно знать, что именно вы приобретаете, а не в каком торговом объекте. В идеале покупатель знает бренд, маркировку антифриза (G11, G12, G13 и т. д.) и примерную стоимость. Цвет охлаждающей жидкости не имеет никакого значения, краситель просто призван помочь обнаружить утечку.

Нас интересует готовый продукт в канистрах объемом 1 литр, массой 1 кг или около того, который промаркирован как G12 или схожим образом.

Зашли на АЗС United Company, и взгляд сразу остановился на канистрах желтого, оранжевого и зеленого цвета, продающихся под брендом Luxe. Упаковка словно кричит: возьми меня!

Цена у данной охлаждающей жидкости существенно выше, чем у многих купленных нами антифризов. Банка весом в 1 кг и с маркировкой G12+ обошлась нам в 9,9 рубля. Контрольная марка, которую мы не преминули проверить, вывела на СООО «Юнайтед компани». Тут ничего подозрительного. Все кажется логичным.

Антифриз под брендом GreenCool примелькался и продается на рынке давно. Тем интереснее проверить, что скрывается за плотным пластиком. Килограммовая банка куплена в интернет-магазине за 5,61 рубля. С помощью сайта blank.bisc.by устанавливаем, что контрольный знак выдан СООО «М-Стандарт».

Судя по kartoteka.by, это предприятие зарегистрировано в Минском районе более 11 лет назад. Оно имеет в своей доле иностранный капитал и специализируется на выпуске охлаждающих жидкостей. Опять-таки характерная ситуация: производитель и поставщик в одном лице.

Антифриз Felix произведен в Дзержинске (Нижегородская область), где находится скопление изготовителей охлаждающих (и не только) автомобильных жидкостей. Одна поправочка: бренд известен гораздо лучше, чем многие другие ноунеймы из того же российского города.

Банку Felix с маркировкой 1 кг нашли за 5,16 рубля в гипермаркете ОМА. Контрольный знак выдан ООО «Боникс Авто Плюс». Эта компания не новичок на рынке. Зарегистрирована в 2010-м в Минске, получила ряд сертификатов и деклараций о соответствии (в том числе на техжидкости Champion), активно участвует в тендерных поставках.

Нехарактерного для антифриза черного цвета банка X-Freeze была приобретена за 4,3 рубля в том же строительном гипермаркете. Импортер, если информация, указанная на контрольном знаке, верна, — также ООО «Боникс Авто Плюс».

Пятым участником этой партии охлаждающих жидкостей стал антифриз ROLF. Куплен за 6 рублей в одном из павильонов ТЦ «Автоград» (Ждановичи).

Проверка по blank.bisc.by выявляет, что товар поставлен ЧТУП «АвтоКиликия». Тут уместно напомнить о публикации про пять антифризов, одинаковых с лица. Тогда экспертизе была подвергнута продукция предприятия, находящегося в Колядичах. Мы обнаружили связь между тремя организациями: ПТЧУП «КиликияПлюс», ЧТУП «АвтоКиликия» и ЧТУП «К плюс АВТО».

Изучаем этикетки, ищем информацию о производителях

Брать в руки канистру Luxe приятно. Чувствуется добротный пластик. Но когда вспоминается цена почти в 10 рублей, умиление заканчивается и включается поисковый алгоритм: за что?

Оформление логотипа нам очень напомнило символ известного немецкого производителя автохимии.

На лицевой этикетке несколько важных обозначений, которые влекут определенные обязательства (помните про груздя, которому приходится лезть в кузов?): G12+, LONG LIFE и 1 KG.

Чуть больше данных содержится на контрэтикетке. Во-первых, хочется отметить, что есть перевод на белорусский язык (это приятно). Во-вторых, указан классический для антифризов состав (деминерализованная вода, этиленгликоль, пакет присадок, краситель). В-третьих, обозначен температурный режим окружающей среды, при котором «жидкость обеспечивает надежную работу системы охлаждения», — от −40 до +50 °C.

— Заявлен интервал замены в пять лет, что довольно смело, — комментирует Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Температура начала кристаллизации напрямую не указана. В качестве изготовителя значится АО «Делфин индастри», известное российское предприятие (г. Пушкино, Московская область).

Оно позиционирует себя как «одно из крупнейших предприятий в России по блендингу и фасовке автомобильных масел, смазок, технических жидкостей, автокосметики, автохимии».

Отметим, что для бренда Luxe создан отдельный сайт, на котором кроме антифризов представлены моторные масла, тормозные и стеклоомывающие жидкости и пр.

Белорусский антифриз под названием GreenCool существует на рынке далеко не первый год, хотя найти этот продукт нам удалось с трудом. Впрочем, сейчас нас интересуют не вопросы дистрибуции, а исследование этикетки.

Вот основные моменты: маркировка — G12, вес — 1 kg, ссылка на британский стандарт.

— На лицевой этикетке заверяется, что это охлаждающая жидкость №1 в Беларуси. На сайте предприятия сказано, что антифриз таковым был признан в одном из конкурсов пару лет назад. Подобная информация часто используется производителями в маркетинговых целях, — рассматривает этикетку Евгений Рязанов. — А на контрэтикетке сообщается: произведено по лицензии и под контролем Chamäleon GmbH. Это авторитетный немецкий изготовитель.

Что же касается СООО «М-Стандарт», то среди специалистов предприятие известное, регулярно получает сертификаты и декларации соответствия на охлаждающие жидкости. Например, последний документ оформлен на антифризы Glysantin, GreenCool и Samson. На сайте изготовителя содержатся ссылки на громкие бренды — BASF, Chamäleon GmbH, Verband der Automobilindustrie e.V.

Скриншот с kartoteka.by

Очередной крепыш — антфриз Felix. Бренд в Беларуси на слуху. Охлаждающая жидкость произведена в Дзержинске (Нижегородская область). Мы уже как-то упоминали, что этот город, в котором сейчас живет около 230 тыс. человек, во времена СССР являлся крупнейшим центром химического производства. В наследство осталось множество предприятий, часть которых выпускает автомобильные жидкости.

Многие дзержинские изготовители антифризов неизвестны, информации о них в сети минимум, но это не об ООО «Тосол-Синтез-Инвест». Организация, как сказано на сайте, основана в 1993 году и «является лидером среди российских компаний по производству охлаждающих, тормозных и стеклоомывающих жидкостей, а также выпускает колодки и фильтры».

— Качественная канистра отличается уникальной формой. Это можно считать попыткой выделить продукт среди других, — анализирует упаковку начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Заметно, что в описании используются грамотные формулировки. Впечатляет и упоминание, что антифриз прошел испытания на соответствие ряду международных стандартов.

Заметим также, что обозначен температурный диапазон — от –40 до +108 °C. Упоминается пробег в 250 тыс. км (вероятно, как межсервисный интервал) и термин carbox как отсылка к карбоксилатным присадкам.

В роли темной лошадки в этой партии выступала охлаждающая жидкость X-Freeze. Не только потому, что канистра выполнена из пластика черного цвета. Производитель, в качестве которого на контрэтикетке заявлено ООО «Синтез-Пак» (г. Дзержинск, Нижегородская область), не так хорошо известен в Беларуси. На его сайте упоминается три продукта: тосол «Полярник», тормозная жидкость SuperDOT 4 и, собственно, антифриз X-Freeze.

— Красным выделена фраза о суперцене и экономии в 20%, — обращает внимание Евгений Рязанов. — Традиционной маркировки «G12» я не вижу, но есть «Red 12», что может родить ассоциацию с классификацией, принятой Volkswagen. Состав? Ожидаемая информация: моноэтиленгликоль, обессоленная вода, присадки и добавки. Обещано, что жидкость можно использовать при температуре окружающей среды до минус 40 °C.

А вот продукция от ROLF (не путать с автодилером из РФ) — это заявка на премиум. Немецкий производитель моторных масел, который в особых представлениях не нуждается, изготавливает также охлаждающие жидкости.

— Заметно, что в упаковку производитель вложился: на лицевой этикетке имеется интересный голографический эффект, с двух сторон канистры есть рельефное обозначение бренда, — комментирует начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Что же касается технической информации, то она стандартная, в описании используются типичные формулировки, присутствует обозначение температуры в минус 40 °C. А вот место производства, судя по контрэтикетке, обозначено двояко: упоминается и немецкий, и российский адрес.

Результаты хроматографического исследования

Увидеть содержимое канистр до передачи в Государственный комитет судебных экспертиз нам не удалось. Банки были переданы в закрытом виде, что отмечено в протоколе испытаний. Антифризы исследовали с помощью метода газожидкостной хроматографии. Прибор анализировал пробу, разделяя ее на компоненты. Затем детектор регистрировал их. Цифровая картинка получалась в виде хроматограммы.

Подчеркнем, что среди специалистов этот метод считается весьма достоверным при определении основного химического состава.

— В образце №18 (Luxe. — Прим. Onliner) кроме воды и этиленгликоля обнаружены глицерин и 2-этилгексановая кислота, — рассказывает Павел Шендик, заместитель начальника отдела химических исследований веществ неизвестной природы Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. — Косвенным образом 2-этилгексановая кислота указана в составе, поскольку может использоваться в качестве присадки. А вот глицерин никак не задекларирован. Причем он присутствует не на уровне микропримеси, а в том же объеме, что и в образцах охлаждающей жидкости, где его четко обозначают.

Следующим исследовали образец №19 (GreenCool). Там тоже обнаружены 2-этилгексановая кислота и глицерин. Однако с одним «но»: формулировка «водно-гликолевая смесь» предполагает, что глицерин может присутствовать. По мнению эксперта, говорить о том, что этот компонент на этикетке не указан, нельзя.

Как отмечает Павел Шендик, образец №20 (Felix) исследовался несколько раз, поскольку и там был обнаружен глицерин. Дополнительное исследование понадобилось для определения его количества. «Достоверно можно сказать, что глицерин присутствует на уровне микропримеси», — констатирует эксперт.

А вот у образца №21 (X-Freeze) присутствие глицерина (также не указанного в составе на этикетке) нельзя называть погрешностью или случайностью. «Считаю, что такое количество могло бы быть указано. Хотя на этикетке этого нет», — замечает наш собеседник.

К образцу №22 (ROLF) никаких претензий у экспертов нет. Состав полностью соответствует указанному на упаковке: вода, этиленгликоль и 2-этилгексановая кислота (используется в качестве присадок).

Результаты исследования pH и температуры начала кристаллизации

После этого все охлаждающие жидкости были опечатаны специальной защитной наклейкой (при попытке сорвать ее появляется надпись «Вскрыто») и переданы в научно-исследовательскую испытательную лабораторию гидропневмосистем и нефтепродуктов БНТУ. Это орган по сертификации, который уполномочен проводить исследования технических жидкостей, в том числе антифризов.

— Испытания проводились по двум показателям, — напоминает Дмитрий Жилянин, старший научный сотрудник лаборатории. — По водородному показателю (pH) все образцы соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза (ТС).

Дмитрий Жилянин

Что же касается температуры начала кристаллизации, то результаты оказались разными. Например, для Luxe этот параметр выполнен даже с запасом: аж минус 42 °C (при норме по техрегламенту Таможенного союза минус 35 °C)!

У белорусского антифриза GreenCool — минус 37,5 °C (на этикетке указано минус 40 °C).

Охлаждающая жидкость из российского Дзержинска Felix начала замерзать только при минус 41 °C (на банке значится минус 40 °C).

Для темной лошадки X-Freeze температура начала кристаллизации составила минус 35,5 °C (в полном названии ОЖ сказано «Антифриз −40»).

Наконец, антифриз ROLF по данному показателю тютелька в тютельку попал в обещанное на лицевой этикетке: минус 40 °C.


Расследование по антифризам не завершено. Впереди еще несколько публикаций, а в завершение мы обязательно подведем итоги и расскажем о реакции регуляторов рынка.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс» — и сеть автосервисов «Евроавтосервис».

G12, цвет жидкости: красный, объём: 0.9 л
G12+, цвет жидкости: красный, объём: 1 л
G12, цвет жидкости: красный, объём: 0.9 л
G12+, цвет жидкости: красный, объём: 1 л

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский. Видео: Игорь Деменков
Без комментариев