Странная история с автохаусом. Клиент говорит о возврате имущества, комиссионка — о серой схеме обогащения

17 февраля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

Странная история с автохаусом. Клиент говорит о возврате имущества, комиссионка — о серой схеме обогащения

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

На днях минчанин Виталий оказался в милиции — писал объяснение с просьбой затребовать бухгалтерские документы автохауса «Автопарк» и изъять записи камер. По словам мужчины, его Mazda увезли со стоянки и заявили, что рассчитались с клиентом. Хотя денег, как он заявляет, не видел. Виталий уверен: проблемы начались после того, как он попытался забрать автомобиль с комиссионной площадки, желая продать его самостоятельно. У «Автопарка» другая версия событий: говорят, Mazda не принимали на комиссию вовсе, она шла в зачет при покупке другой машины — Infiniti. Попробуем разобраться.

Клиент: Infiniti не имеет отношения к Mazda

Виталий говорит, что сине-зеленую Mazda6 2006 года выпуска он продавал с декабря, параллельно подыскивая автомобиль поновее. «Решил купить Infiniti Q30 с помощью банка — взял кредит. Мне посоветовали автохаус, там находилась подходящая модель. Цена — 30 050 рублей, — рассказывает мужчина. — Сделка по покупке кроссовера прошла гладко. Поэтому когда настал час найти нового хозяина для Mazda, я вновь вспомнил про „Автопарк“».

Минчанин признается, что какое-то время искал покупателя для «шестерки» самостоятельно: «Разместил объявление на „Автобарахолке“, указал цену в $4,5 тыс. в эквиваленте. Откликнулись ребята, но у них было условие: сначала должны продать свою. Приехали посмотреть, обговорили нюансы: в понедельник созваниваемся для окончательного согласия. Но в назначенный день звонков не поступило. Потому во вторник я снял Mazda с учета и отвез ее на площадку автохауса, там машину приняли на комиссию. Тем же вечером покупатели все же позвонили — мол, у нас все готово».

«Я был уверен, что на следующий день без труда заберу свой автомобиль и продам без посредников. Однако сильно ошибался»

Автохаус: Mazda шла в зачет Infiniti, это было спланировано задолго до сделки

Клиент давно обдумывал покупку, это не было импульсивным приобретением, уверяют в автокомиссионке: «Задолго до сделки между владельцем Infiniti и Виталием шло обсуждение. Был торг, просьба о скидках». В доказательство этих слов в «Автопарке» приводят скриншот переписки, предоставленный продавцом кроссовера.

«То есть условия передачи Mazda в зачет Infiniti были уже оговорены, — подчеркивает представитель компании Евгений. — Клиент несколько раз приезжал на нашу стоянку: показывал свою машину, рассматривал чужую, также приезжал подписать предварительный договор для получения кредита в банке, после — для осмотра на подъемнике и в конце концов для подписания документов».

«Схема сделки была непростой, — говорят в „Автопарке“. — Однако ситуация на рынке такова, что чистых покупок (деньги наличными — машина) не хватает для того, чтобы бизнес был конкурентным. В данном случае автомобиль продавался за $17,1 тыс., с учетом торга — за $16,8 тыс. Кредитом гасились $11,2 тыс., Mazda покрывала еще $4,2 тыс., $1,4 тыс. передавались наличными. Автохаус в этой системе был нужен Виталию потому, что банк выдавал автокредит с выгодным процентом только юрлицу. Для физических лиц другие условия и другие максимальные суммы кредитования».

Автохаус объяснил, как именно участвовал в сделке: «Мы получили кредитные деньги от банка, оформили документы для того, чтобы Mazda можно было передать в зачет. Машина находилась в комиссии фактически минуту между подписаниями документов. Среди них был тот, которым подтверждается, что клиенту передали деньги за Mazda — если бы речь шла о чистой комиссионной продаже. Но в нашем случае бумага свидетельствовала, что Mazda принята в зачет. Наш специалист объяснила Виталию этот порядок. Клиент ушел оформлять „автогражданку“ и вернулся с просьбой дать ему договор комиссии. Однако комиссии как таковой не было, поэтому ему дали акт приема-передачи — на случай, если он обеспокоится отсутствием хоть какого-то документа на руках. Вторым вариантом было дождаться оформления счет-справки и получить заверенную копию, так как покупатель (собственник Infiniti) планировал регистрировать автомобиль на следующий день и попросил подготовить весь пакет документов для МРО ГАИ. Но Виталий сам спешил и не стал ждать».

Клиент: верните мою собственность

На следующее утро Виталий направился сразу на стоянку автохауса. По его словам, он хотел забрать машину, так как больше не нуждался в услугах комиссионки, не хотел уплачивать комиссию, опасаясь потерять при сделке от 300 до 500 долларов. По словам автовладельца, между ним и сотрудниками компании произошел примерно такой диалог:

— Я хочу забрать автомобиль, снять с комиссии. Я сам нашел покупателей.

— Привозите клиентов сюда, здесь все оформим.

— Я передумал проводить сделку через вас. Мы справимся без участия третьей стороны. Мне нужно, чтобы вы вернули мою машину и разрезанный техпаспорт.

— Нет.

— Как нет? Это же мое имущество, вы им не владеете и не можете им распоряжаться.

— Вы уже получили деньги за машину.

«Последняя фраза вызвала как минимум недоумение, — уверяет минчанин. — Никаких сумм мне не передавали. А цену, между прочим, установили в 9070 рублей. После таких слов я сразу позвонил в милицию. Примерно в 11:05 (время важно) приехал наряд, сотрудники опросили участников конфликта. Позже из материалов проверки я узнал версию автохауса: якобы они забрали Mazda в зачет Infiniti. Однако у меня на руках есть документы на кредит в 24,9 тыс. рублей и чек на доплату 5,1 тыс. То есть это ровно цена Infiniti за вычетом 50 рублей комиссии. Приложили и договор комиссии, и счет-справку, и расчетно-кассовый ордер, и чек на 9020 рублей, на котором значилось время 11:03. На ордере стояла моя подпись. Я ее поставил накануне на пустом бланке (давали на подпись много разных документов), при этом денег, повторюсь, не получал».

«Во время беседы милиционеров с сотрудниками компании и со мной в кабинете, Mazda исчезла со стоянки, — продолжает Виталий. — То есть кто-то ее попросту перегнал. Куда — неизвестно. В тот же день вечером в сети появилось объявление о продаже моей Mazda (те же параметры, те же фотографии) от лица некого Дмитрия за 9667 рублей. Вскоре объявление было удалено, но я успел сделать скриншоты».

Корреспондент Onliner позвонил по телефону, указанному в объявлении. Молодой человек, поднявший трубку, подтвердил, что это его номер, однако, как он заверил, его зовут Сергей и информацией о продаже Mazda он не владеет: «У меня есть Audi, Mazda никогда не продавал».

Автохаус: клиент просил отдать техпаспорт, что практически означает передачу права собственности

Те же события в «Автопарке» излагают совершенно иначе: «На следующее утро после сделки Виталий прибыл на стоянку и попросил директора отойти в сторону для приватной беседы. В ходе разговора клиент сообщил, что у купленной Infiniti не горит лампочка, а ее замена стоит около 300 долларов. Поэтому он предложил вывести Mazda из зачета и продать подороже за реальные деньги третьему лицу. Разница должна была покрыть те самые три сотни. Мы были только „за“. Владельцу Infiniti это тоже выгоднее — получить наличные вместо откровенно неновой машины. Однако клиент требовал отдать ему разрезанный техпаспорт для оформления сделки без нашего участия, чего мы уже сделать не могли».

Со слов руководства компании, речь идет о нюансе в законе. А именно: в момент, когда машина снята с учета, передвигается с транзитными номерами, прежний собственник, в руках которого находится разрезанный техпаспорт, может заявить о владении автомобилем. При этом не важно, состоялась ли передача денег или нет. Речь идет только о рыночной схеме перепродажи физлицами — по копии паспорта, — если еще не состоялось оформление договора купли-продажи или счет-справки.

В автохаусе приводят такую историю, на которую натолкнулись на форуме: «Человек продает авто перекупщику. Последний отдает деньги и берет копию паспорта для переоформления. Получив деньги, продавец не отдает разрезанный техпаспорт, а сразу звонит в милицию со словами „Неизвестный сел в мою машину и не пускает за руль“. Когда приезжают сотрудники, ситуация выставляется так, якобы проходил тест-драйв, после которого потенциальный покупатель не захотел покинуть салон авто. Продавец демонстрирует разрезанный техпаспорт в качестве доказательства владения машиной, после чего правоохранители чаще склоняются в его сторону».

«Единственный в данном случае вариант — чтобы Виталий привез покупателя к нам. Мы бы оформили продажу и передали бы деньги бывшему владельцу Infiniti, — пояснили в компании. — Мы не имеем права отдавать разрезанный техпаспорт бывшему собственнику машины — в таком случае он мог бы воспользоваться описанной выше схемой. В итоге владелец Infiniti не получил бы зачетную Mazda, а следовательно, и часть оплаты. Одним словом, Виталию отказали, после чего приехала милиция».

Эту версию сообщили прибывшим сотрудникам ОВД, приложили документы и видеозаписи камер наблюдения. Началась проверка.

Клиент: откуда на документах мои подписи?

Виталий не получил доступ к Mazda и доверил разобраться в ситуации милиции. В материалах проверки можно найти счет-справку, оформленную на жителя деревни Копище. По уверению минчанина, бывший владелец Infiniti живет в Ошмянах (Гродненская область) — то есть не может быть и речи о взятии Mazda в зачет Infiniti. В качестве продавца в счет-справке фигурирует автохаус в лице женщины (вероятно, бухгалтера).

Автохаус уверяет, что сделка с продавцом состоялась — о чем свидетельствует товарно-кассовый ордер с подписью Виталия. Правда, документу, на котором стоит печать, не присвоен порядковый номер. Как утверждает минчанин, под договором комиссии стоит не его подпись.


Виталий говорит, что не видит смысла обращаться в суд, потому как это автоматически переведет дело в разряд гражданско-правовых отношений. Он же считает, что столкнулся с фактом мошенничества, фальсификацией документов и хищением имущества. Намерен дождаться результатов проверки МВД и классификации инцидента.

Представители «Автопарка» в свою очередь считают, что требования клиента вернуть разрезанный техпаспорт заставляют задуматься о попытке провернуть мошенническую схему.

черный, седан, бензин 3.5 л, механическая, задний привод
черный, внедорожник, бензин 3.7 л, автоматическая, полный привод
фиолетовый, седан, бензин 3.7 л, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by