Военные контракты — мечта любого производителя грузовиков. Это гарантированная оплата и, как правило, хорошая прибыль. Военные машины для Минского автозавода — не основная, но важная часть производственной гаммы. Вспоминаем историю белорусских военных грузовиков с момента основания предприятия до наших дней. Речь пойдет только об, условно говоря, «обычных» военных МАЗах. Многоосные шасси разработки СКБ-1 (ныне Минский завод колесных тягачей), которые в советское время выпускались под маркой МАЗ, остаются за рамками этого обзора.
Начнем с того, что сам по себе Минский автозавод появился на свет, если так вообще можно выразиться, «благодаря» войне. В оккупированной столице на базе бывшей советской танковой военной части немцы создали сначала ремонтные мастерские — для обслуживания и ремонта автомобилей и танков Вермахта. А затем уже на базе хорошо оснащенных мастерских стали строить автосборочный завод Mercedes-Benz. Завод предполагался основательный, потому инфраструктуру развивали серьезно, возводя новые цеха и производственные помещения. Часть оборудования успели завезти. К середине 1944 года завод был готов примерно наполовину.
Об этом не любят вспоминать ни в Mercedes-Benz (поскольку при строительстве использовался принудительный труд пленных и гражданского населения), ни на самом МАЗе. Однако это объективный факт. Именно достаточно мощная инфраструктура, созданная при немцах во время оккупации, и послужила фундаментом для принятого Сталиным решения о размещении и продолжении строительства автосборочного завода в Минске.
Первой продукцией Минского автосборочного завода после освобождения столицы стали собранные из американских машинокомплектов грузовики Studebaker и Mack. Первые автомобили марки МАЗ появились в 1947 году и представляли собой не что иное, как конструкции Ярославского автомобильного завода с некоторыми доработками.
У бортового грузовика МАЗ-200 была военная версия. Называлась она МАЗ-200Г. От гражданского варианта машина отличалась металлической платформой и наличием скамеек для перевозки личного состава.
Для военных нужд Минский автозавод выпускал и специальные шасси без кабины МАЗ-200Ш, которые затем отправлялись на Урал, в Свердловскую область, где на их основе строили а-ля автобусный кузов. В столь специфичных кузовах размещали оборудование для добычи из атмосферного воздуха кислорода и азота, которым заправляли технологические емкости военных самолетов. Так МАЗ-200 получил одну из своих военных аэродромных специальностей. А еще на этом шасси были топливозаправщики и специальные ремонтные мастерские.
Полноприводный внедорожный МАЗ-502 — это уже разработка минских конструкторов. Опытные образцы появились на свет в 1954 году, с 1957-го модель пошла в серию. Возили на них как личный состав, так и боеприпасы. Существовало на этом шасси и «специзделие» для транспортировки ядерных боеголовок баллистических ракет.
Грузовик МАЗ-502 в версии седельного тягача назывался МАЗ-502В и входил в состав нескольких зенитных ракетных комплексов. На фото ниже — МАЗ-502В, буксирующий транспортные полуприцепы с ракетами 5В11 комплекса «Даль». Но важно понимать, что это не пусковая установка, а транспортная машина.
Следующей, как нынче говорят, «генерацией» минских грузовиков принято считать бескапотное семейство МАЗ-500. Такие машины тоже служили в армии. Полноприводный внедорожный «пятисотый» назывался МАЗ-505. Он был прямым наследником МАЗ-502, но в серию не пошел, хотя военные специалисты его испытывали.
Стандартные шасси семейства МАЗ-500 с колесной формулой 4×2 трудились в армии, но на тыловых должностях. На них устанавливали разнообразные ремонтные мастерские, а также строили топливные цистерны и авиационные топливозаправщики.
В третьем поколении МАЗы с колесной формулой 4×2 также использовались только для нужд тылового обеспечения. Самыми массовыми были топливоцистерны.
Служили в армии такие МАЗы и в качестве самосвалов, автокранов и так далее. То есть размещение на них оружия даже не предполагалось.
К третьему поколению мазовской техники относится и самый знаменитый его военный представитель — МАЗ-6317 с колесной формулой 6×6. Путь его в армию был долог, но в итоге успешен. Самый первый опытный образец собрали еще в 1976 году, и назывался он тогда МАЗ-Э6310.
Затем один за одним строились опытные образцы, машины очень тщательно и долго испытывали. Закончена обширнейшая программа испытаний была только к 1991 году, тогда же грузовик приняли на вооружение еще Советской армии. Но в конце 1991 года СССР развалился, и реальных поставок в войска модель ждала еще пять лет. Естественно, это были войска уже независимой Беларуси, российская армия такие автомобили не закупала. Грузовик МАЗ-6317 выпускается и по сей день, получив массовое распространение в белорусской армии.
Служит МАЗ-6317 не только в качестве транспортной машины, но и для размещения армейских спецкузовов и оборудования. Например, этот фургон — пункт управления и наведения авиации. Его армейский шифр — «Спрут».
А это одна из новейших и сложных систем, которые несет на себе МАЗ-6317 белорусской армии, — аппаратная связи Р-414МБРП-А цифровой радиорелейной станции на мобильной и быстро развертываемой платформе комплекса связи Р-414МБРП «Сосна-2». Не пытайтесь запомнить полное название, просто поверьте, что это крутая техника. Принята на вооружение в 2018 году.
Существует у МАЗ-6317 и очень мирная версия — самосвал. Называется МАЗ-6517. У белорусских военных строителей такие есть.
Модель МАЗ-6317 примечательна еще и тем, что это первый минский грузовик, на который установили оружие. Реактивная система залпового огня «БелГрад» поступила на вооружение белорусской армии во второй половине 1990-х. По сути, это модернизированный советский «Град», который в Борисове ставят на шасси МАЗ. Больше 20 лет «БелГрад» был единственным МАЗом с оружием, но все изменилось в прошлом году.
Зенитный ракетный комплекс 9А33-2Б «Оса» тоже родом из Борисова. Именно там на шасси МАЗ установили глубоко модернизированную советскую «Осу» и там же, на предприятии «Пожснаб», сделали дополнительную кабину для операторов комплекса. Машина — новинка 2019 года.
В том же 2019 году уже в Минске силами предприятия «Волат-Авто» на МАЗ-6317 установили пусковую среднекалиберную реактивную систему залпового огня «Ураган». В таком виде машина называется БМ 9П140МБ РСЗО «Ураган-М». Двойная кабина — также работа «Пожснаба», а само изделие ориентировано на экспорт. О наличии таких моделей в белорусской армии неизвестно. По крайней мере, пока.
Еще один очень интересный военный автомобиль — «Защитник» на базе МАЗ-6317 — создали опять же в Борисове. Это первый броневик на шасси Минского автозавода. Пока только опытный образец, но с многообещающими экспортными перспективами.
У трехосного МАЗ-6317 есть и «младший брат» — двухосный МАЗ-5316, который создали в начале нулевых. Сегодня это уже массовый транспортный автомобиль белорусской армии.
Так же, как и «старший брат», МАЗ-5316 используется для установки спецкузовов. Например, эта машина — подвижной информационный центр ИЦ-2006, то есть, по сути, современный потомок «кинопередвижек» с совмещением функций полевой типографии.
К четвертому поколению (семейство МАЗ-6430) принято относить грузовики с так называемой новой кабиной. Ну как новой... Первые опытные образцы появились еще при СССР, летом 1991 года. В мелкосерийное производство они пошли с середины 1990-х. Сейчас машины поколения №4 составляют подавляющее большинство выпуска, но третье поколение тоже до сих пор в производстве, потому и говорят «с новой кабиной», хотя кабине почти тридцать лет.
Специальных армейских версий в поколении №4 нет, но в небольших количествах автомобили этого семейства в армии есть. Например, этот МАЗ-5440 только с виду обычная фура. На самом деле под тентом полуприцепа скрыт трансформируемый кузов-контейнер. Из трех таких трансформируемых кузовов быстро собирается полноразмерное здание, в котором размещается большой командный центр.
Среднетоннажники МАЗ-4371 несколько лет назад были массово заказаны белорусским Министерством обороны. Используются как машины для перевозки личного состава по асфальтовым дорогам.
Главный потребитель военных МАЗов — белорусская армия, но есть они и в вооруженных силах некоторых других стран.
Вторым после Беларуси эксплуатантом армейских грузовиков Минского автозавода является Украина, которая закупила немало МАЗ-6317 / МАЗ-5316 и даже организовала у себя их сборку под маркой «Богдан». На фото ниже — эксклюзив для украинской армии: спецброневик для перевозки ракет и боеприпасов, изготовленный на шасси МАЗ-6317 киевским предприятием «Практика».
О поставках военных грузовиков в Северную Корею никогда не сообщалось, но факт остается фактом — МАЗы с оперативно-тактическими ракетами ездили по Пхеньяну во время одного из военных парадов. Правда, какие-то странные. Отчетливо видно, что это МАЗ-63171, но с базой такой длины, какую Минский автозавод не выпускает. Вероятно, шасси подвергали доработкам непосредственно в КНДР.
Отсутствует в каталогах МАЗа и представленная ниже пятиосная сверхдлиннобазная модель, но на военном параде в Баку в 2018-м таких автомобилей проехало сразу два. Вероятно, спецплатформу для демонстрации тяжелых беспилотников сделали на одном из азербайджанских предприятий на основе четырехосного самосвального шасси МАЗ-6516, удлинив раму и добавив подкатную пятую ось.
На том же параде в Баку засветился еще один МАЗ — классический 6317, но с уникальным оружием. Это пусковая установка, которая «стреляет» атакующими беспилотниками Harop (израильского производства). В чем-то эта система даже страшнее «Града», так как дроны-камикадзе, которые вылетают из нее, могут менять траекторию, а поражающая способность у них очень большая.
Кроме того, военные МАЗы точно состоят на вооружении армии Туркменистана, найдутся в некоторых африканских странах и, возможно, где-то в Азии. В любом случае грузовики Минского автозавода в последнее десятилетие получили много новых военных профессий и распространились далеко за пределы нашей страны.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by