Мечтаем в изоляции: каким может быть путешествие по Балканам, когда мир вернется к норме

13 283
144
26 апреля 2020 в 8:00
Источник: Вадим и Юра

Мечтаем в изоляции: каким может быть путешествие по Балканам, когда мир вернется к норме

Мы уже знакомы с этими парнями: Вадим (@vadzims) и Юра (@zablik1) путешествуют на велосипедах. После почти экстремального приключения в снежных горах Кыргызстана ребята покоряли Балканский полуостров. Сегодня это кажется сладкой мечтой из прошлой жизни, миражом. Но, во-первых, почему бы не помечтать, сидя в изоляции, а во-вторых, есть достаточно времени для планирования будущих путешествий и новых открытий, которые обязательно случатся, когда мир придет в норму и откроет границы. «Велосипед — это отличный способ поддерживать себя в форме, не контактируя с группами людей. К тому же он позволяет лучше узнать свою собственную страну», — недвусмысленно намекают нам ребята.

За 8 дней наши герои, избегая серьезных трат, проехали около 1000 километров: побывали в Греции, Северной Македонии, Албании, Черногории, Боснии и Герцеговине и Хорватии.

«В этой поездке не будет необитаемых земель, снежных перевалов и порой так свойственных нашей компании слабоумия и отваги. Наш опыт может быть интересен тем, кто хочет, но пока не решился поехать в велопутешествие за границу. Надеемся, мы сможем развеять сомнения и показать, что для этого необязательно иметь дорогие велосипеды и снаряжение, а достаточно любить природу, приключения и получать удовольствие от всего нового».



Каким может быть путешествие по Балканам

Салоники, сбор великов, путь к старту

День 0

Перелет в Грецию предполагал длинную пересадку в Риге. В конце концов путешественники прибыли в точку старта — Салоники, второй по величине город Греции.

«У нас не было ни четкого маршрута поездки, ни билетов обратно, была только карта с множеством меток, которые хотелось бы захватить. Мы планировали на день-два вперед, знали только, что через 10 дней нам нужно быть в Милане, поэтому старались максимально интересно использовать это время».

Греция

День 1

«Выехали из городка, проехали плантации черешни, и начался подъем. Нас встречали черепашки, переходящие дорогу, много черепашек. Новая черепашка — отличный повод остановиться и немного отдохнуть. Сверху вид на лавандовые поля, красные маки, горное озеро и иногда горы мусора».

«Видимо, когда с малых лет живешь среди таких красот, то воспринимаешь это как должное и не ценишь».

В одном из поселков обнаружился старый указатель на Югославию: его сняли, но не потрудились убрать. Туда, по сути, и лежал путь, но теперь эта земля носит название Северная Македония.

Северная Македония

«Мы приехали в город Битола, это второй по величине город в стране. Как только заселились в гостевой дом и привели себя в порядок, сразу начали искать кафе, где сидят местные. Это совет на все времена и страны: искать нужно место, где много посетителей нетуристического вида. Обычно эти кафе внешне неприметные, в отдельных случаях там даже может не быть меню на понятном языке, но зато там дешево и вкусно. Нам принесли в два раза больше, чем мы хотели заказать, и все равно вышло дешево».

День 2

Утром второго дня доехали до озера Преспа, на котором оглушительно квакали лягушки. К озеру велосипедисты на большой скорости спускались по мостовой дороге.

«Держать руль по ощущениям в такие моменты — это как держать отбойный молоток, только весело».

Озеро находится на границе сразу трех стран: Греции, Албании и Северной Македонии.

«Озеро Преспа и озеро Охрид разделяла горная гряда, на которую мы начали подъем. Следующий перевал был выше, и по совпадению в этот же самый момент по этой дороге проходил веломарафон. Было забавно обгонять некоторых участников, они-то ехали налегке! Два раза к нам подъезжал пикап поддержки и предлагал воду, но мы отказывались, потому что не хотели тянуть вверх лишний груз, но когда они начали предлагать энергетические батончики, то тут мы не устояли. Мы сразу честно говорили, что мы не участники, но это ничего не изменило, они только сказали, что мы едем через национальный парк и тут нужно регистрироваться. Мы с ними спорить не стали, но в целом регистрироваться везде, где мы едем, было бы нереально, особенно учитывая, что маршрут менялся буквально на ходу».

Озеро Охрид — большое, чистое и окружено горами. Цены в Македонии низкие, поэтому это неплохой и бюджетный вариант для спокойного отдыха. Уникальность озера еще в том, что в нем обитают порядка 200 видов животных и растений, которые не встречаются больше нигде в мире.

«Когда есть такая возможность, мы практикуем следующий стиль: поднимаемся вверх по ровной дороге, а на спуске едем напрямик, срезая по проселочным дорогам. Они бывают разбитыми и крутыми, но зато остается масса впечатлений и удается увидеть местный быт поближе. Мы собирались ехать в сторону Албании, но началась гроза с сильным встречным ветром, и нам повезло, что рядом оказалась заправка. Через час гроза прошла, но дождь продолжился, и мы поддались соблазну снова переночевать под крышей. Нашли заправку, словили Wi-Fi и забронировали комнату. Тут же на заправке прокололось и спустило колесо, но это уже не было проблемой, спешить было некуда».



День 3

Утром нужно было выяснить, можно ли перейти границу в намеченном месте.

«Рано утром мы заезжали на все заправки и во все хозяйственные магазины, которые уже успели открыться, с этим вопросом, но люди только пожимали плечами. Потом мы заехали в придорожный отель и поговорили со знающим человеком — с барменом. Он вселил в нас уверенность, и мы решили больше не напрягаться на эту тему: как будет, так будет».

Еще одна проблема состояла в поиске газового баллона для горелки.

«Горелку мы используем, чтобы кипятить воду и готовить еду в полевых условиях, но баллон с газом нельзя провозить в самолете, поэтому топливо для нее приходится каждый раз покупать на месте. К нашему удивлению, в продаже были несовместимые с нашей горелкой баллоны. Позже мы узнали, что для этих целей есть специальные переходники, но в тот момент мы просто решили, что не такая уж это и проблема: было тепло и хоть раз в день можно было заезжать в кафе по пути и баловать себя дешевым горячим обедом».

Из озера Охрид вытекает река Черный Дрин, вдоль которой путешественники направлялись в Албанию. На горных реках нередко строят плотины ГЭС, это всегда завораживающее зрелище, правда, не везде подпускают близко посмотреть и пофотографировать.

Албания

«Как только мы прошли границу с Албанией, к нам сразу подошел пузатый мужичок с „котлетой“ денег и спросил, какую сумму мы будем менять. Мы на секунду растерялись от неожиданности, но потом решили, что раз это происходит прямо на пропускном пункте, то, скорее всего, это безопасно. Поменяли 50 долларов — их нам хватило на 2 дня. Больше никаких обменников мы не встречали, банковские карты практически нигде не принимали, расплачиваться приходилось наличкой».

Кстати, это отличный способ сэкономить: когда налички немного, то ее тратишь только на самое необходимое.

«Албания была для нас загадкой. В интернете имелась противоречивая информация: кто-то писал про добродушных местных, кто-то — про приставания местных к девушкам и кучи мусора. Надо понимать, что большинство отзывов приходит из курортных мест, а мы поднимались в горы, в которых местные редко видят других людей.

Почти сразу стало понятно, что мы приехали в ту Албанию, где все будто рады тебя видеть: машины сигналят, прохожие машут руками.

— В самом начале дети кричали нам на албанском, видимо, хотели, чтобы мы остановились. Разговаривать с детьми обычно не о чем, особенно если они не знают английского. Чаще всего они просят денег, ведь страна бедная. Но давать им деньги — медвежья услуга: они привыкают к попрошайничеству и занимаются этим постоянно вместо того, чтобы найти себе более конструктивное занятие. Вдогонку они кричали нам уже более злобно».

Город Пешкопия. К незнакомцам подходит пожилой мужчина, он не говорит по-английски. Жестами приглашает за стол, подстилает газету. Второй мужчина, помоложе, помогает помыть черешню — она стоит здесь недорого. Пока путешественники жуют, мужчины улыбаются, лишь иногда что-то спрашивая на своем языке.

В Албании бросается в глаза обилие автосервисов и старых Mercedes. Такие машины — гордость и показатель статуса. А СТО нужны, чтобы эту гордость чинить: все же большинство машин действительно очень старые.

«Нас ждал подъем на перевал, перейти который до конца дня не было шансов. Это очень своеобразное ощущение, когда поднимаешься в гору, не зная, где будешь ночевать, но понимая, что до заката не успеешь подняться и спуститься вниз: чем выше, тем сложнее находить ровные места для палатки, а с каждой сотней метров вверх температура опускается примерно на полградуса. Впрочем, относительно моря высота была все равно небольшая, поэтому опасались мы не столько холода, сколько сильного ветра и дождя, которые в горах могут начаться неожиданно».

Дорога была без покрытия, просто каменистый серпантин. Обычно в долине попадаются горные ручейки с питьевой водой, но в этот раз их не было. Большая удача в такой ситуации — повстречать кого-то из местных: у них можно спросить, где набрать воды.

«Мы не понимаем как, но ни на каком языке, включая язык жестов и интернациональное мычание, мы ничего не смогли узнать: местные просто улыбались и показывали в разные стороны. Когда начало смеркаться, мы заметили двор с ровной полянкой, из ворот которого выходили женщины. Мы спросили, можно ли у них поставить палатку на поляне, огороженной забором. Они сказали, что сейчас подойдет мужчина, он все нам расскажет. Молодой человек дал нам разрешение, показал, где набрать воды. Потом на нас пришли посмотреть и другие мужчины от мала до велика».

День 4

На следующее утро велосипедисты прошли сквозь центр поселка и зашли в простенькую местную кафешку, где толковали местные мужички.

«Мы спросили, есть ли чай, и нас угостили бесплатно. В таких местах очень приятно оставлять чаевые, особенно белорусскими монетами, на память».

В Албании повсюду встречаются бомбоубежища: их строили в период международной изоляции в 70—80-х годах. Всего их было построено порядка 700 000 — по одному на четырех жителей. В наши дни часть этих бомбоубежищ демонтируют, а часть преобразовывают в арт-объекты.

Преодоление продолжалось.

«Когда достигаешь верхней точки подъема, то все плохое улетучивается и ты забываешь усталость, потому что знаешь: сейчас будет спуск. Спускаться пришлось по такой же каменистой дороге, что и на подъеме. Сильно разогнаться на ней не получалось, но при постоянной тряске даже 35 км/ч не кажется маленькой скоростью. Кроме того, край дороги то и дело переходил в обрыв, не было отбойников, поэтому приходилось быть предельно собранными и в обязательном порядке надевать шлем».

Зато после гор начался длинный асфальтовый участок.

Особый кайф после долгой поездки под палящим солнцем — это заехать в небольшую придорожную кафешку, умыться и выпить чего-нибудь холодного, перекусив дежурным блюдом — хлебом с творожным сыром или сушеным нутом.

«В этот день мы ночевали в палатке у моря. Кемпинг у выцветшего рекламного щита был заброшен и закрыт. Вариантов осталось два: цивильный домик с кондиционером и телевизором за 35 евро либо своя палатка на территории кафе прямо на берегу, но со всеми удобствами. Выбор очевиден! Наконец-то мы смогли продемонстрировать миру свой велосипедный загар. Хозяева ставили нам на телефонах местные песни, а мы в ответ включили „Купалiнку“ и еще долго затем разговаривали с ними за ужином».

День 5

Утро началось с того, что Вадим обнаружил прокол в колесе. Колючка! Вадим чинил, а Юра улыбался про себя. Но когда нужно было выезжать, оказалось, что переднее колесо велосипеда Юры тоже спущено — в нем сидит такая же колючка. Видимо, парни «поймали» их, когда ехали к заброшенному кемпингу.

Черногория

Хорошо переходить границу, когда нет очереди. Но это не про Черногорию. Велосипедистам пришлось около часа стоять на солнце. В такие моменты завидуешь водителям: в машинах тень, а иногда даже есть кондиционер.

«Одно из балканских развлечений — расстрелять дорожный знак. Распространено во всех странах, которые мы проезжали».

Подгорица — столица Черногории. Не сказать чтобы город был особо интересным, хотя река Морача и мост через нее — одни из самых красивых городских природных достопримечательностей, которые ребятам довелось увидеть в этой поездке.

День 6

«Мы решили сэкономить время и силы и подъехали на поезде сразу до красивых горных мест. Поезд шел выше облаков и часто заезжал в туннели. В одном купе с нами ехала преподаватель русского языка и литературы. Поезда в этих краях хоть и старые, но купе очень мягкие и удобные. Ухмыляясь, местные называют такие поезда «брежневским наследием». Оказалось, что в них можно курить: сначала закурили наши спутники, а потом к ним присоединился кондуктор».

В городе Мойковац подошел мужик с ружьем. То ли он хотел его показать, то ли продать — неясно. Ребята посмотреть посмотрели, но покупать не стали.

«Мы ехали вдоль каньона реки Тара — это самый большой каньон на территории Европы. Через него построили мост, он тоже на момент постройки (1940 год) был самым большим бетонным арочным мостом в Европе, но первенство уже давно потерял. Теперь это настолько туристическое место, что там даже неуютно долго находиться».

Как всегда после подъема, даже если он длился 3 часа, неотвратимо наступает прилив сил и воодушевления: хочется мчать дальше и делать пафосные фотографии.

«Когда балканским странам выдавали красоты, то Черногория, как в анекдоте, пришла раньше всех и забрала себе все лучшее. Приятно попадать в места, где можно ехать на велосипеде, но на мотоцикле уже нельзя, как, например, в национальном парке Дурмитор. У Черного озера висит табличка, что купаться в нем можно только после личного согласования с администрацией».

Ночевать снова пришлось, не окончив подъем. На этот раз палатки установили на небольшой территории с пустующим домиком. Потом выяснилось, что это был бар.

«У каждой страны есть правила о том, где можно и где нельзя ставить палатки. В том числе эти правила есть и у национальных парков. Конечно, желательно эти правила знать заранее. Скорее всего, по правилам нельзя было ставить палатку в том месте, где это сделали мы, но на практике соблюдения этих правил чаще всего требуют от автомобилистов и мотоциклистов, потому что они могут проехать дальше и остановиться в специально предназначенном месте. К велосипедистам и пешим туристам всегда относятся более лояльно».

Рядом чуть выше на горах уже были пятна снега. Высота — немного меньше 2000 м. Ночевка предстояла прохладная. Было слышно, как со скал неподалеку, постепенно набирая скорость, падали камни.

День 7

Утром приехал хозяин бара с большим добрым ротвейлером.

«Пес явно чувствовал себя тут главным и все пытался залезть в наш мусорный пакет».

Предстояло проехать сначала остаток подъема, затем извилистый скоростной спуск по серпантину.

«Когда на скорости входишь в крутой поворот, то приходится заранее снижать скорость, а на самом повороте уже не тормозить, следить за положением педалей, чтобы не задеть ими асфальт, и в целом выбирать оптимальную траекторию, чтобы не вылететь самому и не столкнуться с товарищем. А еще же нужно удержаться во время виража и смотреть, куда едешь, а не глазеть на красоты вокруг. Это едва ли не самое трудное, ведь дорога шла выше облаков».

Вы тоже думали, что знак, предупреждающий о камнепадах, как бы готовит к тому, что придется уворачиваться от летящих сверху обломков скал? Но нет, скорее он указывает на то, что эти обломки будут валяться на дороге, пока их не уберут. Наехать на них — чревато.

«В Черногории течет река Пива. Еще в горах много туннелей, в том числе без искусственного освещения. После яркого солнца глаз не сразу адаптируется к темноте и тусклому свету передней фары, и первые секунды будто плывешь в темноте, ориентируясь на звук. Особенно важно в такие моменты включать задний маячок, чтобы обозначить себя для едущих сзади автомобилей».

Из Черногории путешественники попали в Боснию и Герцеговину, а если быть более точным — в Республику Сербскую. Это не Сербия, это автономная область в составе Боснии и Герцеговины, хотя живут там в основном сербы и флаг используют сербский.

«На безлюдном пропускном пункте таможенники слушали музыку с мобильного телефона и подпевали».

Иногда мобильные карты все же глючат: думаешь, что находишься на середине подъема, а на самом деле доехал до самого верха.

«На радостях решили доехать до Сараева. Уже смеркалось, поэтому нужно было пораньше добраться до города, чтобы ехать уже под искусственным освещением. Последние 50 километров пролетели на всех парах. Даже местный велосипедист, обогнав нас на шоссейнике, еще не раз обернулся, видимо, удивляясь, что не может от нас быстро оторваться».

Сараево рвет шаблоны.

«Воображение рисовало картины из фильмов Кустурицы. Да и название на русском языке звучит забавно. Но мы приехали в современный город с высотками, ночными огнями и гулом пятничных вечеринок: столько стильно одетой молодежи нам действительно давно не встречалось. После 23:00 все резко испарились. Мы пробовали найти ресторан, но потом решили, что спать хочется больше, чем есть, и направились в хостел. В тот день мы проехали 160 километров, и Strava показывала такой набор высоты, в который мы до сих пор не очень верим».

Сараево — Мостар

День 8

«Мы решили отдохнуть, осмотреть Сараево и на поезде поехать в Мостар. Если Сараево — столица Боснии, то Мостар — Герцеговины. Стоит ли говорить, что там везде дешево и вкусно? Местный колорит, чевапчичи, сыр, творог и дешевые фрукты».

В городе Мостар сохранилось много архитектуры, но смотреть центр лучше рано утром, пока остальные туристы не проснулись и не наводнили собой улицы.


Мостар — Хвар — Стариград

День 9

План на этот день: 170 километров до хорватского города Сплит, откуда должен был вылететь самолет в Италию.

«С рассветом мы двинулись в путь, нам нужно было пересечь хорватскую границу и успеть на паром на остров Хвар. Там нас ждал еще 71 километр по горам и ночлег недалеко от утреннего парома на материк, чтобы успеть в аэропорт».

По дороге велосипедисты заехали в национальный парк с водопадами. Они были там до открытия, и их пустили бесплатно.

«Сам остров хоть и туристический, но не очень густонаселенный. Городки в центре пустуют, некоторые магазины по расписанию открываются рано утром на полчаса, а днем все местные находятся на работе. Мы отправились на местный пляж, помылись в пляжном душе и, когда все разошлись, незаметно поставили палатку. Было достаточно тепло, чтобы спать просто в спальниках, но мы не знали точно, какие насекомые живут в этих местах, и не хотелось рисковать, поэтому поставили только сетку без тента. Сидели на камнях и предавались воспоминаниям. Был последний серьезный день на Балканском полуострове».

Стариград, Сплит, Италия

День 10

«Подъем, мы проспали!» — как же неприятно начинать день с этой фразы.

«Никогда мы так быстро не срывались с места. Успели. По пути заехали в строительный гипермаркет, чтобы купить поролон и обернуть им велосипеды для перевозки. Купили то, что было, — подложку под ламинат, и это был не лучший выбор, так как она легко рвалась и едва ли могла что-то защитить».

Самолет уносил путешественников в Италию — накатывать бонусные километры, но это уже совсем другая история.


Провоз велосипеда

  • Велосипед относится к категории «спортинвентарь», но не все авиакомпании предоставляют возможность перевезти его бесплатно.
  • Лучше избегать пересадок, чтобы не переплачивать за багаж.
  • Есть риск, что велосипед повредят при погрузке или разгрузке. Это еще одна причина избегать пересадок.
  • Перед упаковкой велосипеда спустите колеса и снимите педали. Имеет смысл снять руль и колеса (по крайней мере переднее), седло и задний переключатель, тормозные диски. Упаковать велосипед со всеми комплектующими, примотанными к раме, можно в тряпичный велочехол либо пустую картонную коробку от велосипеда (говорят, ее можно бесплатно взять в веломагазинах).
  • Вместе с велосипедом в упаковку можно кинуть спальники, коврики, палатки и другие разрешенные к провозу в багаже вещи — это будет защищать велосипед и позволит сэкономить дополнительное багажное место.

Бюджет

  • Транспорт: самолеты с багажом — 250 евро, поезда и паромы — 75 евро.
  • Жилье: 57 евро.
  • Продукты, вода: 127 евро.
  • Кафе: 120 евро.

«Итого: примерно 629 евро. Можно было бы и еще дешевле, но попадаешься на уловку: когда все так дешево, хочется попробовать как можно больше, и мы себя в этом порыве не старались сильно сдерживать», — говорят ребята.

Короткие выводы

  • Низкие цены в Боснии и Герцеговине, Албании и Македонии.
  • Радушные люди и аутентичная культура в Албании.
  • Завораживающе красивая природа в Черногории.
  • Аккуратнее и цивилизованнее оказались Хорватия и Черногория.
  • Спокойный бюджетный отдых — Озеро Охрид в Македонии.
  • Город, в который хочется вернуться, — Сараево.

«Путешествия на велосипеде позволяют ближе рассмотреть те детали, которые незаметны из окна автомобиля. В них неизбежно оказываешься в необычных условиях, общаешься с местными и решаешь нетипичные задачи. Именно наличие такой непредсказуемости делает обычную поездку за границу настоящим путешествием. В ближайшие несколько месяцев мы можем быть лишены возможности ездить за рубеж в связи с эпидемией, но это может стать поводом попробовать велосипедный туризм внутри нашей страны. Вдруг понравится»?

Велосипед незаменим даже в изоляции. Есть классные модели с доставкой по Беларуси

шоссейный, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 22 скор., тормоза клещевой + клещевой
шоссейный, материал рамы: алюминий, колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 22 скор., тормоза клещевой + клещевой

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by