«Зайцы» против таксистов. Одни борются с незаконностью перевозок, другие — с неоплатой

2324
21 мая 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, снимки носят иллюстративный характер

«Зайцы» против таксистов. Одни борются с незаконностью перевозок, другие — с неоплатой

Недавняя история про девушку, которая потребовала выдать чек, на что таксист в отместку увез ее на МКАД, выявила серьезное противостояние между водителями и пассажирами. Обе стороны конфликта, как оказалось, сформировали свои группы и уже не первый месяц ведут активную работу по доказательству своей правоты на практике. Мы предложили представителям групп высказаться, а эксперта, сотрудничающего с МАРТ, попросили прокомментировать происходящее.

Вкратце о ситуации с девушкой

Минчанка вызвала машину через приложение «Яндекс.Такси», указав, что поездка будет осуществляться за наличные. Доехали до пункта назначения, сумма составила 6,3 рубля. Пассажирка попросила чек — по ее словам, он нужен для компенсации на работе. Водитель сказал, что выдать чек не может, а свою работу по перевозке он выполнил. Далее мужчина заблокировал двери и начал движение — чтобы проучить, как он выразился. Остановились на участке МКАД, где рядом находится только лесополоса. Водитель высадил девушку в запрещенном для остановки месте, при этом шел дождь.

Позже стало известно, что автомобилист был заблокирован в системе «Яндекс.Такси». Пассажирка не считает это действенной мерой, уверена, что мужчина в тот же день мог зарегистрировать другой аккаунт.



Позиция «зайцев»

Девушка утверждает, что не имеет отношения к каким-либо группам (условно назовем их «зайцами»): «О существовании таковых узнала из заметки на Onliner. К подобным высказываниям и обвинениям отношусь безразлично». Как бы то ни было, группы, освоившие стратегию «нет чека — нет оплаты», действительно есть. Например, уже несколько месяцев существует сообщество «Успешные таксисты Минска», участники которого пользуются этой особенностью законодательства. По закону водитель обязан выдать чек, если расчет производится наличными. По правилам автоперевозок (утверждены постановлением Совмина №972) таксист имеет право не предоставлять чек, а автомобиль может быть не оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, только при заказе «с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке».

Среди своих инструментов участники группы декларируют «обращение в госорганы, профилактические поездки без обращений, разъяснения коллегам требований законодательства в социальных сетях» и — предмет основных споров — «поездки по личным делам на автомобилях-такси под брендом „Яндекс.Такси“ или „Uber“, в случае непредоставления чека из кассового суммирующего аппарата, совмещенного таксометром, — написание обращения в контролирующие органы». О неоплате такой поездки прямым текстом не говорится. Тем не менее Министерство по налогам и сборам уже давно дало добро на такие действия — в том числе с помощью социальной рекламы. Ведомство однозначно заявляет: «Пассажир имеет право отказаться от оплаты поездки в случаях оказания услуги с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, или без такого».



Мы связались с участником группы Игорем, чтобы выяснить его позицию. Вот что рассказал мужчина: «Я сам отработал в такси 17 лет. До появления в нашей стране приложений я работал 8—9 часов в сутки и пользовался 1—2 выходными в неделю. На жизнь хватало. Сейчас так работать невозможно — агрегаторы занялись жестким демпингом. Чтобы заработать, водители проводят за баранкой по 14 часов. Случаев, когда люди засыпают в машине, сотни».



«За счет чего проводится демпинг? — рассуждает Игорь. — На наш взгляд, с помощью массового несоблюдения законодательства, трудоустройства водителей по договору подряда, экономии на налогах. Мы хотим навести порядок в сфере пассажирских перевозок, и неоплата поездки без чека — один из наших методов».

Просим уточнить, почему был выбран именно такой инструмент, который человек со стороны может посчитать довольно неэтичным?

«Во-первых, таким образом привлекаем внимание водителей. Некоторые не знают, что работать без таксометра и брать наличные нельзя, уверены, что для работы достаточно установить на смартфон приложение по приему заказов. Также мы призываем их соблюдать правила перевозок, — объяснил собеседник. — Во-вторых, показываем компаниям-перевозчикам, что с существующим подходом (а наниматели, мы уверены, знают об отсутствии аппаратов в машинах своих водителей) они могут разориться. Особенно если каждый клиент скажет „нет“ оплате наличными без чека. В-третьих, обращаем внимание властей на проблему. После каждой такой поездке пишем обращения регулятору, в частности — в Транспортную инспекцию. В день выходит несколько десятков. В принципе, действующий закон о пассажироперевозках мы считаем справедливым. Однако он не исполняется, а контроля за его соблюдением недостаточно. За счет этого агрегаторы и экономят, демпингуют».

Рассказал Игорь и о собственном опыте: «Лично меня после отказа платить без чека три раза запирали в машине, как эту девушку, и завозили в отделение милиции. Каждый раз сотрудники спрашивали у водителей, где чек, подтверждающий факт поездки? Нету чека. Тогда какие вопросы к пассажиру? Действия не противоречат законодательству. Мы знаем, что компании-перевозчики собирают материалы на участников нашей группы, хотят обращаться в правоохранительные органы с заявлением об уголовном преступлении. Это смешно. Они борются не с нарушением закона, а с теми, кто указывает на него. Что мешает просто установить таксометры? Наша главная цель — нормальные тарифы в сфере, здоровая конкуренция».

Взгляд компании-перевозчика

Валерия, представитель одной из компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, подтвердила слова Игоря — действительно, с их стороны готовится заявление в Министерство внутренних дел. По ее мнению, люди специально пользуются описанным способом, чтобы ездить бесплатно: «Сейчас в Транспортной инспекции более 500 подобных обращений. Мы занимаемся борьбой с их деятельностью, к нам обращаются таксисты (около 30 водителей). Действительно, при отсутствии чека по закону пассажир может не платить. На наш взгляд, люди из группы пользуются этим злонамеренно, получают выгоду. С начала января неоплаченных поездок накопилось на 5 тысяч рублей. Важный момент — у таксистов имеются кассовые аппараты, за которые мы платили деньги и которые регистрировали, но эта группировка требует чеки из кассового аппарата, совмещенного с таксометром».

Представитель ассоциации перевозчиков трактует систематическую неоплату как причинение имущественного ущерба без признаков хищения (ст. 216 УК) и мошенничество (ст. 209 УК). Правовое обоснование таково: «Статьи Уголовного кодекса подразумевают обязательное завладение чужим имуществом или правом на него (в нашем случае — услугой) посредством умышленного введения в заблуждение или непосредственно обмана. В данной ситуации указанные лица действуют совместно, согласованно, объединены общей целью, имеют общее руководство. С целью незаконного завладения услугой систематически используют перевозку в качестве незаконного ремесла. При этом злоупотребляют гражданским правом, налицо нарушение ст. 9 ГК — „Не допускаются действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции“. По данному факту в прокуратуру Минска было написано коллективное заявление от перевозчиков и водителей „Яндекс. Такси“ с просьбой провести проверку этой группы лиц».

По словам Валерии, конфликтная ситуация не обошлась без инцидентов с применением силы. «Первого мая этого года один из участников данной группы в состоянии алкогольного опьянения нанес телесные повреждения водителю „Яндекс.Такси“. Причем еще задолго до завершения поездки. У водителя был кассовый аппарат, но до момента расчета и оплаты в данном случае даже не дошло, — утверждает собеседница. — На пассажира было подано заявление в РОВД Октябрьского района Минска. Оно находится на рассмотрении. Были зафиксированы и другие агрессивные действия отдельных членов данной группы. Нередко представители группы ездят в такси в визуально нетрезвом состоянии и грубо себя ведут».



Валерия предполагает, что группа действует с целью извлечения выгоды: «На это указывают материалы, размещенные в открытом доступе. Создается впечатление, что они в интересах неизвестных людей дискредитируют и третируют перевозчиков, которые работают с агрегаторами. Речь не только о „Яндекс.Такси“, но и о других. При этом представители группы открыто говорят о своей безнаказанности».



Мнение эксперта

Для урегулирования конфликтов в сфере перевозок была создана рабочая группа при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. В нее входит и Михаил Счастный, председатель Ассоциации рециклинга и инноваций при Республиканской конфедерации предпринимателей. Он посчитал необходимым в первую очередь прокомментировать случай с девушкой на МКАД: «Считаю, водителем было совершено уголовное преступление, предусмотренное ст. 183 УК („Незаконное лишение свободы“). Судя по фотографии автомобиля, он вообще не является такси (согласно термину и определению, предусмотренному ст. 1 закона „Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках“). А водитель такого автомобиля совместно с перевозчиком (соучастником) осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность (п. 1-1 ст. 12.7 КоАП). Заявления в ГУВД и МАРТ я уже направил. Уверен, проверки будут проводиться».

В борьбе между «зайцами» и водителями «Яндекс.Такси» Михаил становится на сторону закона. А согласно правилам перевозок правы именно первые. Собеседник считает, что идеально верной была бы несколько иная тактика деятельности сообщества «Успешные таксисты Минска»: «Вызвал машину, сел в салон, попросил включить таксометр. Если водитель не соглашается — отказываешься от поездки и пишешь в Транспортную инспекцию. Я общаюсь с представителями группы, активных там не 30—40 человек, а 3—4. Некоторые ездят, платят и пишут заявления, некоторые не платят, некоторые вовсе не ездят».

«Если сейчас на корню не подавить этот фарс „черного рынка такси“, то вслед за ним последуют и другие отрасли, — рассуждает член рабочей группы. — Например, охранники магазинов и баров будут связывать посетителей за то, что те попросили чек. То, что пассажир в соответствии с законодательством имеет право отказаться от оплаты поездки, если ему не выдали чек из таксометра при наличной форме оплаты проезда, четко и подробно разъяснило министерство в своем ответе. Исключение — только безналичный расчет».

«По моему мнению, на сегодня рынок такси на 90 процентов теневой, — считает Михаил. — Речь не только о нарушениях в вопросе внешнего вида и отсутствия кассового аппарата. Нередко нет страховки, ответственности перевозчика, таксистов не нанимают на работу, а держат на договоре подряда. То есть физлицо осуществляет перевозку в такси, что запрещено законом. Плюс подряд подразумевает передачу результата работы заказчику (п. 1 ст. 656 ГК). А что может передать водитель компании? Вновь нарушение. Оказание услуги „аренда авто с водителем“ нельзя примерить на сферу такси. Поэтому сейчас готовятся изменения в законодательстве, которые можно назвать ужесточением правил. В частности, собираются наделить Транспортную инспекцию возможностью проводить проверки, закрепить обязательный перечень документов для того, чтобы можно было работать водителем такси. Законопроект в первоначальном виде был дополнен замечаниями от Совмина в конце марта, внес рекомендации и МАРТ. О точной дате вступления в силу пока говорить рано».

«С приходом информационных систем уже изменяли правовые акты. Компании получили разрешение на отсутствие чека при безналичном расчете, — продолжает собеседник. — Проходит время, платформа у себя на сайте и в приложении объявляет о новой услуге „Расчет наличными“. На каком основании? Это противоречит закону. В итоге и образовались те самые „теневые“ 90 процентов рынка, а компании, работавшие по правилам, нанимавшие водителей по трудовым договорам, вынуждены закрываться из-за банкротства. Официальная деятельность влечет немало затрат, а так называемые „подключалы“ их не несут».

Михаил обратил внимание и на другие проблемы в сфере: «По ПДД Беларуси в такси наличие детского удерживающего устройства необязательно. А сервис вводит дополнительную услугу „Автокресло“ и просит 2 рубля сверх прайса. Опять же, на каком основании? Аргументы про аренду авто с водителем не в счет: по закону эта деятельность — такси, не фрахтование (последнее требует предварительного заключения письменного договора). Налицо нарушение закона о правах потребителя. Еще один вопрос — доставка еды. Водители даже не знают, что для этого требуется получение санкнижки на автомобиль и водителя. Более того, это уже курьерские услуги, которые осуществляются по договорам комиссии или поручения, а не по публичному договору. Налоговая вправе выставить штрафы за неуплату налогов за осуществление купли-продажи (например, продуктов из магазина), поскольку нет оформленного с физлицом договора комиссии или поручения. В составе рабочей группы МАРТ я буду настаивать на введении лицензии для диспетчеров».

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, снимки носят иллюстративный характер