Нужен ли подборщик при покупке нового авто? Еще пару лет назад многие посчитали бы это абсолютно бесполезной затеей: что там рассматривать, если машина и пары километров не проехала? Но недавно социальные сети накрыло волной роликов от подборщиков, которые находят дефекты у автомобилей из салона. Кто-то объясняет это наплывом «китайцев» — мол, машин из Поднебесной без «косяков» не бывает. Дилеры парируют: у новеньких «немцев», если захотеть, тоже можно найти недостатки. Вот только свежих BMW или Mercedes продается не так много, чтобы с них ловить хайп в сети. На чьей стороне правда? Мы вряд ли узнаем. Но съездить с подборщиками на пару приемок «китайцев» можем.
Если вы частый гость в TikTok и ленте рекомендаций Instagram, то наверняка видели подобные ролики. Белорусские и российские подборщики в «залетевших» видео рассказывают, какие дефекты нашли во время осмотра машин при приемке.
Вот пример ролика — он набрал 250 000 просмотров. Белорусский подборщик Алексей утверждает, что при осмотре новенького Voyah Free он обнаружил крашеную водительскую дверь (которая к тому же отличается по цвету от остального кузова), да еще и с «соринками». Рука незаводского мастера, уверен мужчина, коснулась и переднего бампера.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А вот другое видео. Тут целый список «косяков». Цитируем: «Крашено три элемента. Не сделан антикор скрытых полостей. Повреждена пленка на капоте. Некорректно собрана декоративная накладка передней левой арки».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Справедливости ради отметим: в аккаунте нашлись ролики и про «японцев» (правда, не «чистокровных» — они тоже из Китая), и про б/у «немцев». Есть и пост с похвалой в адрес китайского импортера.
Тем не менее представители Voyah сами вызвались прокомментировать опубликованные выше ролики. Вот что рассказали в салоне:
— Вы упомянули о трех случаях. Предлагаем подробно рассмотреть хотя бы один из них — тот, что содержит наибольшее количество претензий (видео с белой машиной. — Прим. Onlíner). Забегая вперед, отметим, что в итоге клиент забрал автомобиль и отказался от всех пунктов, так как ни один из заявленных дефектов не подтвердился.
Кроме того, нами была проведена независимая экспертиза, как того требует законодательство. Она доказала, что заявления автоподборщика являются недостоверными и направлены на продвижение собственных услуг. Отметим: автоподборщик фактически не предоставляет никаких официальных документов, подтверждающих обоснованность сделанных им заявлений по результатам осмотра или диагностики автомобиля.
— Понятие недостатка приведено в ст. 1 закона «О защите прав потребителей», понятие дефекта — в п. 38 ГОСТ 15467. Оба документа указывают на то, что недостаток или дефект — это несоответствие товара (его части) установленным требованиям, которые определяются производителем, подрядчиком, государством. Если автоподборщик заявляет, что товар имеет недостаток, то он должен привести источник (ТУ, ТНПА и т. п.), которым закреплены соответствующие параметры. В противном случае такие заявления — домыслы, хайп, — отмечают представители импортера. — Начнем с того, что экспертиза показала: толщина ЛКП находится в пределах нормы, а окраска выполнена на заводе. Заводских дефектов не выявлено. Таким образом, утверждение о производственном дефекте необоснованно.
Также в салоне добавили, что публикацией ролика в соцсетях история, конечно, не закончилась. Клиент написал жалобу импортеру. Среди прочего указал, мол, двери в машине демонтировались.
— Якобы на элементах дверных петель есть «следы кручения». И это действительно так: кузов автомобиля окрашивается в собранном виде вместе с дверями. После окраски двери демонтируются. Далее кузов и двери собираются раздельно. И только в конце сборки на конвейере двери в уже полностью собранном виде навешиваются на кузов автомобиля. Отсюда и «следы кручения», — объясняют представители импортера. — Также клиент на основании слов автоподборщика жалуется на «некачественное выполнение» антикоррозионной обработки. Тут ситуация аналогичная. Для полного схватывания клея антигравийной пленки и выхода влаги необходимо некоторое время. Если нанести антикоррозионный состав сразу, то существует вероятность проникновения его в слой клея антигравийной пленки, что приведет к ее отклеиванию. Поэтому оклеенные в антигравийную пленку автомобили эксплуатируются 10 дней, после чего наносится антикоррозионный состав. Именно поэтому на момент приемки антикоррозионный состав еще не был нанесен.
С этим же технологическим процессом связано и еще одно замечание автоподборщика — касательно дефектов антигравийной пленки. Автомобиль не был принят клиентом и несколько дней находился в цеху. За это время влага вышла из слоя клея и «дефекты» самоустранились. Отсутствие дефектов антигравийной пленки подтверждено проведенной экспертизой.
Еще клиент на основании вывода автоподборщика жалуется на якобы плохо закрепленные накладки, но конкретика отсутствует. Вероятно, это еще одно субъективное утверждение без доказательств.
Действующее законодательство закрепляет правило, согласно которому при возникновении спора между потребителем и продавцом относительно качества проданного товара проводится экспертиза в порядке, предусмотренном правительством. Определен и перечень лиц, которые могут ее проводить (Положение о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 №26). Лица, оказывающие услуги по автоподбору, к ним не отнесены. Не имеют указанные лица и свидетельства об аттестации на право оказания правовой помощи потребителям (п. 3 ст. 48 закона «О защите прав потребителей»). Однако это не мешает им давать техническую оценку и предоставлять консультации правового характера, оформляя все это услугой по подбору ТС.
Все эти и другие подобные видео попались на глаза и нашим коллегам — семейной паре Алене и Александру. Ребята присмотрели себе Voyah Free 318 (до этого ездили на BMW, между прочим). Уже перевели импортеру энное количество кровных денег, как лента рекомендаций в Instagram решила отбить им радость от покупки и скорого получения авто с бантиком. Поэтому на приемку они ехали на легком стрессе и с целой командой подборщиков. Ну а мы сели им на хвост.
Красный бант на капоте, цветы новоиспеченной хозяйке, блестящий кроссовер — ну красота же. Но в воздухе витает напряжение: найдутся «косяки» или нет? Быть ли скандалу и испорченному настроению?
Пока подборщики вдвоем изучают машину, Алена рассказывает: она вместе с мужем уже была в салоне накануне и осматривала свое авто. Девушка говорит, что просто не смогла бы перевести средства за машину, которую в глаза не видела.
— Нам показали два автомобиля, мы выбрали один, — уточняет собеседница. — У второго были неровные строчки на сиденье, мы сразу от него отказались. У того, что мы сегодня получаем, заметили легкие потертости на внутреннем пороге.
— Видимо, кто-то из сотрудников салона неудачно встал на него ногой. Но я не вижу в этом большой проблемы: думаю, через неделю нашей эксплуатации подобных царапин будет хватать, — говорит Александр. — Но в то же время хочется, чтобы новая машина была в идеале.
Алена добавляет: автомобиль они не только осмотрели визуально, но еще и сфотографировали его VIN-код, чтобы сравнить с тем, что указан в договоре. Серьезный подход!
— Почему пошел весь этот хайп с приемкой новых авто? Думаю, это связано со значительным увеличением продаж у дилеров. Посмотрите статистику: в декабре был бум. И все это люди, которые хотели б/у машины, но в итоге пришли за новыми автомобилями. Из-за этого клиентов у подборщиков стало значительно меньше, особенно по сравнению с летом. А зарабатывать на чем-то надо! Вот и начали смотреть новые машины, — рассуждает Дмитрий Новицкий, представитель bolshoi_autopodbor.
В то же время он вспоминает о новости, которая прогремела в 2016 году: минчанин купил «расстрелянный» Ford, а потом долго судился с дилером. Естественно, о том, что авто восстанавливалось, покупатель не знал. Но вскоре догадался: машина была на автовозе, который пытался уйти от погони. Чтобы его остановить, сотрудники ГАИ применили оружие. Пули попали в Ford, который впоследствии и купил минчанин. Суды он проиграл… К чему эта история? К тому, что найми минчанин подборщика — серьезный ремонт вскрылся бы еще на этапе выдачи автомобиля.
— На мой взгляд, приемка машин с подборщиком — это новый тренд, который запустили сами подборщики. Мы в стороне тоже не остались, ездим на приемки вместе с нашими клиентами, — улыбается Дмитрий.
— Мое мнение: покупка новой машины с подборщиком — это история про психологическую помощь. Ведь речь об очень волнительном моменте! Хочется, чтобы кто-то был рядом, — могу сравнить процесс с партнерскими родами, — смеется собеседник. — Подборщики — те же доулы! Так что если вы тоже волнуетесь перед выдачей авто — возьмите с собой подборщика. Не каждый человек любит и умеет скандалить в случае, если найдется повод. При необходимости вы сможете делегировать это занятие подборщику.
Сколько сейчас стоит услуга по приемке авто? Мы бегло изучили цены: в основном они начинаются от 150 рублей. Средняя «погода» по рынку — 200 рублей и выше. Да, примерно столько же, сколько стоит сеанс у хорошего психотерапевта.
— Все мы постоянно смотрим сериалы, где все друг друга обманывают, подставляют… Вот у наших людей и откладывается в голове мысль, что их сейчас точно обведут вокруг пальца. Но не выйдет — вы же специально пришли за машиной к юрлицу, чтобы потом, в случае чего, весь спрос был с него, — рассуждает специалист.
Пока говорим с Дмитрием, его коллеги завершают осмотр нового Voyah. Время не засекали, но длилась «процедура» около часа — почти как в случае с «бэушкой».
Что нашли? Неоднородность ЛКП в одном месте: такое ощущение, что под лаком находится сгусток краски (при этом поверхность гладкая). С точки зрения наблюдателя без малярной лампы — при естественном свете, не зная, где конкретно находится нюанс, не увидишь.
— Можно ли это назвать дефектом? Едва ли, — комментирует Дмитрий. — Часто в новых автомобилях встречаются царапины снизу переднего бампера: когда машина спускается с автовоза (и при этом у нее низкий клиренс), она может пройтись носом по земле. Снаружи такие царапины незаметны, но они есть. Вот такое я могу назвать дефектом и поводом для торга с дилером. Но в этом Free такого не было.
Во время осмотра подборщики много раз открывали и закрывали заднюю левую дверь: у них (да и у всех присутствующих) возникло ощущение, будто она захлопывается тяжелее, чем другие. Специалисты внимательно изучили проем, но никаких отклонений не обнаружили. На энный хлопок шутя резюмировали: дверь «разработали», проблема больше не наблюдается.
Обратили подборщики внимание и на запотевание передней камеры (на фото можно увидеть, что конденсат также скопился внизу светящейся эмблемы). Вероятно, это произошло после мойки авто перед выдачей. О нюансе сообщают присутствующим менеджерам. Звучала версия, что камеру с эмблемой и вовсе придется менять…
— Эмблему с камерой не меняли, конденсат испарился сам. Мы проверили: герметичность не нарушена. Во всей оптике есть специальные мембранные клапаны для удаления влаги, — рассказали нам представители салона уже после приемки и подписания клиентами всех документов.
Алена и Александр не нашли поводов для смущения и забрали автомобиль. Единственное, что их расстроило, — ПТС будет готов лишь через два-три дня, а супруги планировали сразу после салона отправиться в ГАИ, чтобы поставить машину на учет.
На следующую выдачу мы едем в салон Geely — там бантик будут цеплять на 7-местный Okavango. Прибываем к назначенному времени, а встречающие нас подборщики огорошивают: осмотр они почти завершили. Что? Мы же всего на пару минут опоздали!
— Все участники процесса — и дилеры, и подборщики — должны в первую очередь думать о клиенте и дарить ему позитив. А война между ними может привести к убийству атмосферы праздника. Ведь для человека покупка новой машины — это, повторюсь, важный шаг. Поэтому наша команда решила: нужно приезжать заранее и решать все мелкие нюансы до прибытия клиента, — объясняет новую тактику Дмитрий.
Услугу приемки в этот раз заказала девушка (она, к сожалению, отказалась от снимков на память). Точнее, изначально клиентка обратилась к подборщикам, чтобы найти в продаже подержанный минивэн или микроавтобус из Европы.
— Мы с заказчицей осмотрели немало вариантов. Большинство из них отмели либо из-за проблемных моторов, либо из-за скрученных пробегов. Обсуждали, что делать, и в итоге пришли к тому, что девушка остановила свой выбор на новом авто, — рассказывает Дмитрий. — Так подбор «бэушки» перетек в покупку Okavango.
Подборщики перечисляют нюансы, которые нашли при осмотре кроссовера. Во-первых, на заднем сиденье было обнаружено пятно — его к нашему приезду уже убрали. Во-вторых, фендер на арке оказался защелкнут не до конца — подборщики сами исправили это одним движением руки. В-третьих, в области фары были замечены небольшие пузырьки пленки. Тем не менее клиентку все это не смутило, и она тоже уехала по своим делам на новом авто.
— Новый автомобиль нужно принимать с определенной долей недоверия и отбросив все эмоции, — считает подборщик Максим Чеус. — В первую очередь проводим внешний осмотр. Ищем зазоры между деталями и навесными элементами. Сравниваем их с левой и правой сторон. Все совпадает? Отлично. Если же есть какие-то расхождения по зазорам, нужно задуматься, откуда они, и копать глубже. Например, осмотреть крепеж навесных элементов — крышки багажника, дверей, крыльев. С помощью фонарика ищем какие-либо повреждения, царапины, следы съема болтов и гаек. Обнаружили, что какой-то элемент демонтировался? Стоит узнать, зачем это делалось, поснимать уплотнительные резиночки.
Если у вас нет подобных навыков, тогда лучше заказать осмотр автоподборщика. На отдельных элементах могут быть заводские метки. Обычно они выглядят как рисочки, оставленные маркером. Если обнаружили их — обратите внимание, совпадают ли эти метки.
Не забываем осмотреть машину снизу, достав коврик и встав на него коленями. Завершаем процедуру оценкой состояния салона. Ищем порезы, царапины на экранах, какие-либо несмываемые пятна на сиденьях.
В прошлом месяце белорусские дилеры продали 7205 автомобилей (статистики по январю, очевидно, еще нет). Хотим отметить: два почти идеальных «китайца», которых мы осмотрели, — это, естественно, не «средняя погода по больнице». Как и несколько отдельно взятых видео из интернета. Если у вас есть свежая история о негативном опыте, связанном с покупкой новой машины, — поделитесь с нами: sv@onliner.by или t.me/veronika_saiko.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by