В советское время поездка на такси даже по счетчику стоила ощутимых денег, поэтому граждане в булочную на нем не ездили. По этой же причине с детства заказ таксомотора был сродни празднику. В 1980-е и 1990-е в нашей семье машину с шашечками вызывали крайне редко. Но когда вызывали... М-м-м! Этот нежный запах кожзама в салоне «Волги». С тех пор многое изменилось. За развитием сферы пассажирских перевозок в Минске журналист Дмитрий Гладкий следит с юности. Иногда фотографирует. Это рассказ о машинах и впечатлениях о минском такси за минувшую четверть века.
«Волга» — главный автомобиль службы такси всех городов Советского Союза. И ГАЗ-21, и ГАЗ-24 были, можно сказать, монополистами в сфере услуг таксоперевозок повсеместно. Первые годы после распада СССР много «Волг» оставались в эксплуатации. Выпуск седанов был налажен в Нижнем Новгороде (до 1990 года — Горьком), таксопарки продолжали их покупать и после развала Страны Советов.
На смену базовому седану ГАЗ-2410 в 1992-м пришла модель ГАЗ-31029. Характерная примета — «москвичевские» фары от АЗЛК-2141. В таком виде «Волга» выпускалась до 1997 года.
В салоне даже запах оставался таким же, как в детстве. В каком-то смысле эта модель продлила детские воспоминания, так как в Минске ГАЗ-31029 использовался в качестве такси часто. Сразу два крупных таксопарка держали большой «флот» таких машин.
«Совсем новая» «Волга» (ГАЗ-3110) появилась в 1997 году. Именно эта версия станет основным минским автомобилем служб такси конца 1990-х и первой половины нулевых.
К концу 2000-х число «Волг» в столичном такси стало стремительно сокращаться. Расход у них был сопоставим с потреблением топлива тяжелой бронетехникой, так что экономика брала верх. Казалось, они будут вечно, но после 2007—2008 годов эти машины начали исчезать.
Последний раз «Волгу» в минском такси (причем зарегистрированную в Бобруйске) лично я встретил в 2017-м. То был уже ГАЗ-31105. Автомобиль, выпускавшийся с 2004 по 2009 год, в очередной раз получил новую внешность.
Тогда я понял, что великая эпоха «Волги» закончилась, причем не только в такси. Бал к тому моменту правили совсем другие машины.
Сейчас встретить автомобиль российской марки в минском такси почти невозможно. Таких машин в современной истории встречалось мало. За все время я помню буквально несколько единиц, не больше.
Одна из них — ВАЗ-2115 службы 7788. Надо сказать, что водитель за автомобилем следил, о чем говорит хорошее техническое состояние транспортного средства.
Универсал ВАЗ-2111 из «десяточного» семейства я тоже очень хорошо помню. Вероятно, в минском такси он вообще был такой один, потому запомнился.
Как-то катался на нем. Не понравилось...
Первые иномарки в столичном такси стали появляться еще в 1990-е. Сначала «Волги» доминировали, но постепенно были полностью повержены.
Помните такие Peugeot 405 службы 0-57? Это по-своему эпохальные автомобили для минского такси — первые иномарки, закупленные перевозчиком в заметном количестве и новыми.
Справедливости ради надо заметить, что перевозчик был тесно ассоциирован с дилером Peugeot (по сути, это был вообще «один кошелек»). Но для пассажира взаимоотношения между юрлицами не важны. Прокатиться на такой было престижно. Мне нравились те ощущения в конце 1990-х.
Чуть позже, в начале нулевых, в таксоперевозки массово стали приходить частники, объединенные под знаменами (и короткими телефонными номерами вызова) нескольких крупных диспетчерских служб. Среднестатистический портрет минского такси стал таким — «автомобиль любой марки и модели, любого цвета».
«Через семь минут к вам приедет белый Kia», — помните такую фразу диспетчеров? Вместо Kia могли назвать любую марку. Всегда было интересно, как бабушки отличали Kia от Hyundai, а Daewoo от Alfa Romeo?
Большинство машин были все же понятных марок. Явно доминировал немецкий автопром. Volkswagen Passat B3 в кузове универсал вполне можно признать белорусским национальным автомобилем десятилетия — уж очень он был любим в народе. В такси их тоже ездило много.
А Audi 100 («сигара»)? Наверно, могла поспорить по популярности с «Пассатом». В такси они тоже были заметны.
Mercedes (в кузове W123), пожалуй, самый мой любимый легковой автомобиль всех времен и народов. В такси такие работали почти по всему миру — от Европы до Африки. К нам попадали бэушными, но я все равно радовался, когда по моему вызову приезжала классика немецкого автопрома.
Кто в 1990-е был причастен к крепким ребятам или, наоборот, не был причастен, но любил фильмы а-ля «Бумер» или «Жмурки» — имел возможность прокатиться на «бэхе-бандитке», легендарной BMW 5-Series (кузов E34). В минском такси таких работало несколько.
А эта BMW 5-Series однажды встретилась мне в Национальном аэропорту Минск накануне чемпионата мира по хоккею в 2014 году. В кузове E28 «пятерка» выпускалась до 1988 года. Это значит, что уже тогда автомобилю было под 30 лет! Но выглядела она как конфетка. Реально музейное состояние. Эта машина с бегомльской регистрацией очень и очень запомнилась.
Еще одно яркое воспоминание из биографии минского такси — «карапуз» Daewo Matiz. Одно время их появилось заметное количество, а за рулем часто были девушки. Более неподходящий автомобиль для работы в такси придумать сложно. Неудивительно, что они довольно быстро перевелись.
Конечно, было еще очень много других машин. Например, как-то раз ко мне по вызову приехал «заряженный» Subaru Impreza WRX, жаль не было с собой фотоаппарата. В общем, интересное время разнообразных автомобилей.
Однажды какой-то из минских диспетчерских служб пришла в голову идея выделить модели бизнес-класса в отдельный сервис, который можно заказать по повышенному тарифу.
Помните «VIP-такси 107»? Одна из тех машин — довольно редкая в наших краях Alfa Romeo 164.
Впрочем, нужно сказать, что многие старенькие автомобили бизнес-класса катались по обычным тарифам и вполне могли приехать на обычный вызов. Volvo 740 — флагман шведской марки 1980-х — тому пример.
Были у нас в такси даже чистокровные «американцы». Mercury Sable из службы 158 — настоящая экзотика.
А это легенда во всех смыслах. На Mercedes S-класса (кузов W140) в детстве и ранней юности я смотрел как на чудо с другой планеты. Такие тогда были только у серьезных бандитов, крутых бизнесменов и высокопоставленных чиновников. Но уже в конце 2000-х любой житель Минска мог вызвать его в роли таксомотора. «Стосорокетов» в столичном такси точно было несколько штук.
Отдельное явление в новейшей истории минского такси — большие внедорожники. Еще недавно их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Чем владельцы оправдывали затраты на их эксплуатацию — для меня загадка. Но явление существовало еще не так давно.
Например, этот Hyundai Terracan в 2019 году точно еще работал.
Забавное наблюдение. В Минске еще пару лет назад можно было почувствовать себя настоящим ньюйоркцем. Звонишь в «135 Престиж» и заказываешь вот такой Ford Explorer. Причем за рулем внедорожника частенько была девушка.
Думаю, практически все помнят основные проблемы диспетчерских служб. Не самые учтивые водители, сомнительные цены, не всегда ухоженные машины и т. п.
Во втором десятилетии нового века в Минске стали появляться новые службы, всячески старавшиеся не ассоциироваться с таким имиджем. И у некоторых получилось!
Отдельные молодцы — «Такси Пятница». Дороже, чем в среднем по рынку, но в аэропорт я и сейчас предпочитаю ездить на автомобилях этой службы. И именно «Пятница» первой предприняла попытку сформировать мономарочный парк в едином цвете. Черные Volkswagen Passat покупались не новыми, но всегда были в отличном состоянии.
А вот в «Такси Бавария» — только свежие и новые BMW. Есть даже топовые «cемерки».
Как-то большую партию новых Geely SC7 приобрела крупнейшая минская служба 7788. Но попытка создать монопарк не удалась, а постоянное «ваша позиция в очереди тридцать два» лично у меня ничего кроме раздражения не вызывало, и даже новые машины в парке не cмогли избавить от него.
С приходом «Яндекса» (таксисты еще зовут его «Яшей») все поменялось в считанные месяцы. Разнообразие парка минских таксомоторов визуально уменьшилось во много раз.
Теперь среднестатистическое столичное такси — это свежие, но совершенно безликие Volkswagen Polo или Renault Logan. Индивидуальность потеряна. Такие же автомобили с однотипной желто-черной наклейкой «Яндекс.Такси» можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. Да практически в любом городе!
Но по ушедшим временам я ностальгирую только с точки зрения фотоохоты. В остальном нет никакого сожаления. Сейчас стало гораздо лучше — не надо куда-то звонить, ждать «позицию в очереди», цена сразу понятна и т. д. На рынке такси произошла революция, таксистам это не нравится, но пассажиры оказались только в выигрыше.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by