ЭРА в Беларуси: система не работает, а покупатели новых машин платят по 300 долларов

14 июня 2020 в 9:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

ЭРА в Беларуси: система не работает, а покупатели новых машин платят по 300 долларов

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

С начала 2019 года вступило в силу требование об обязательном оснащении новых машин устройством экстренного оповещения ЭРА РБ. Спустя полтора года посетители автоцентров и не задумываются о стоимости кнопки экстренного вызова, рассчитываясь за новенький автомобиль.

ЭРА — это комплекс экстренного реагирования при авариях. Прибор в случае серьезного ДТП автоматически должен сообщать оператору координаты, время аварии, VIN, величину ударных перегрузок. Устройство представляет собой навигационный модуль, антенну, модем, микрофон, динамик, управляющий контроллер, аналог SIM-карты, резервный источник питания (на случай обесточивания машины) и кнопку с надписью «SOS».

Белорусское устройство в свое время предварительно оценили в 300 долларов. Очевидно, эта сумма легла на покупателя. Продавать автомобили без ЭРА запрещено — требование прописали в техрегламентe Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (пункт 13 касается легковушек, автобусов и грузовиков). Таким образом, система стала обязательной.

«Все авто, производимые в России, уже оснащены ЭРА. Торговля машинами, произведенными за пределами ЕАЭС без устройства, оказалась под запретом. Но система не работает, звонок поступает в МЧС, координаты вызова не определяются, — говорил Сергей Михневич, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации. — Мы искусственно вынуждены были поднять цены из-за дополнительной комплектации, но покупатель не может ею воспользоваться. Фактически переплачивает ни за что. Систему все же развернут, но когда — неизвестно. Кто это будет финансировать (бюджет или кто-то еще), тоже загадка».

Незадолго до запуска мы пытались «найти концы» внедрения системы, но четкого ответа от заинтересованных госрегуляторов не получили.

Прошло полтора года. На долгое время об ЭРА позабыли. Люди привыкли к новинкам авторынка Таможенного союза, а о подорожании как-то не вспоминали. «Рост белорусских цен на новые машины произошел в 2017—2018 годах, — рассказал представитель одного из столичных дилеров. — На тот момент стоимость нового автомобиля пришлось поднять на 300—400 долларов в эквиваленте. Но ЭРА не работает до сих пор — не создана инфраструктура, по факту услуга не оказывается. Одновременно действует требование по установке. Машина без системы не может получить одобрение транспортного средства техрегламентом Таможенного союза (документ выдается не на каждый экземпляр, а на модель). Без этой бумаги невозможно зарегистрировать автомобиль».

Вспомнить об ЭРА заставило письмо нашей читательницы. «Купила Lada Vesta, заплатила за весь набор систем, предусмотренных комплектацией. А по итогу комплекс экстренного реагирования при авариях мертв, — написала Екатерина. — Из публикаций в СМИ узнала, что при нажатии на кнопку экстренного вызова должен работать хотя бы вызов МЧС. Но не работает. Автомобиль все еще на гарантии, но, как понимаю, неработающее устройство — отнюдь не зона ответственности дилера или производителя. Тем не менее обратилась к дилеру. Получила ответ: работать кнопка и не должна. Направила запрос в Минтранс, так как это министерство фигурировало в статьях в качестве куратора нововведения: спросила, какие функции должны работать в системе ЭРА РБ и должен ли вызываться 112 при нажатии на кнопку. Оттуда пришел ответ, который можно передать словами „мы ничего не знаем“».

Год назад, на волне обсуждения системы, при нажатии кнопки вызов МЧС работал — хотя бы что-то, оправдывающее уплаченные потребителем 300 долларов. Но Екатерина утверждает, что сейчас кнопка совсем не работает. Проверим.

При нажатии на кнопку в автомобиле с включенной электроникой, но незапущенным двигателем, действительно ничего не происходит — не раздаются гудки, не меняется вид меню на дисплее. Однако спустя около четырех минут в машине, уже находившейся в движении, неожиданно раздался голос оператора МЧС (гудков также не было). По его словам, координаты местоположения автомобиля не определяются, а время дозвона зависит от региона страны.


Также мы попросили сотрудников российского АО «ГЛОНАСС» уточнить, известно ли, когда система заработает в нашей стране. «К сожалению, нам неизвестна приблизительная дата начала полноценной работы системы в Беларуси, — сообщили в АО „ГЛОНАСС“. — Наша компания как оператор российской системы экстренного реагирования при авариях готова делиться с белорусскими коллегами опытом построения системы, консультировать по вопросам ее создания и использования, оказывать необходимую помощь и поддержку».

Электросамокаты в Каталоге Onliner. Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю

Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг
Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь