Топ-5 моделей ХХI века, изменивших автомобильный мир

09 июля 2020 в 8:00
Автор: Денис Логунович

Топ-5 моделей ХХI века, изменивших автомобильный мир

Автор: Денис Логунович

Каким был бы автомобильный мир, если бы Генри Форд не внедрил в свое время поточное производство автомобилей? А как бы сейчас выглядели машины, если бы в начале ХХ века электрокары стали развиваться активнее, чем ДВС-модели? Как сильно на ход автомобильной истории повлиял революционный Volkswagen Beetle, наделавший в 1950-х много шума по обе стороны Атлантики? Во все времена на рынке появлялись машины, поворачивающие вектор развития всей отрасли. Это своего рода «айфоны» в мире транспортных средств. Кто-то считает, что автомобильный мир меняется, отталкиваясь от двух переменных: моды и новых технологий. В общем-то так и есть. Причем «модные» и «технологичные» нововведения внедряют сначала в какой-нибудь одной модели. А уж если дело пошло, то быстро подтягиваются и конкуренты. Сегодня мы вспомним пятерку самых влиятельных машин, появившихся на свет после 2000 года.

BMW X6

На Франкфуртском автосалоне 2007 года огромный стенд BMW, расположившийся в отдельном павильоне, украшали все без исключения серийные модели, а также несколько новинок: 135i Coupe, особые версии М3 и странный прототип Concept X6. Презентацию последнего проводил бельгийский дизайнер Пьер Леклерк, который и отвечал за создание купеобразного SUV из Мюнхена. Пока публика обсуждала, стоило ли так скашивать стойки Х5 E70, баварцы готовили серийную машину, которая в итоге изменила подход к созданию кроссоверов.

Интересно, подозревал ли Леклерк, что он создал новый класс автомобилей, на который будут ориентироваться многие производители в ближайшее десятилетие? Компания BMW не впервые задавала моду на определенный сегмент. В Мюнхене даже придумали подкласс для X6 — SAC (sports activity coupe). Конечно, это чистой воды маркетинг. Вам по сути продают менее практичный, но более дорогой X5. Маркетологи дирижируют автомобильным миром еще с 1990-х, и мы (клиенты) с радостью проглатываем все эти рекламные трюки.

Последователи Х6 не заставили себя ждать. Вскоре после успешного старта продаж BMW Е71 на рынок вышел кроссовер Acura ZDX. Ну а дальше, как грибы после дождя, появились BMW X4, Mercedes GLE Coupe, Mercedes GLC Coupe, BMW X2, Audi Q8... Позже подтянулись и непремиальные производители: Mazda CX-4, Renault Arkana, Haval F7x, Geely FY11. В свою очередь X6 уже успел дважды сменить поколение. Особенно успешно сегмент SAC развивается в Китае. Там уже продается Skoda Kodiaq GT и готовится к старту Volkswagen Tayron X. Эксперты считают, что пик моды на купеобразные кроссоверы был в конце 2010-х и вскоре они начнут надоедать публике.

А что было до BMW X6?

Любопытно, что в тени громкого дебюта X6 мало кто заметил такую модель, как SsangYong Actyon. У этого паркетника тоже скошенные задние стойки, и дебютировал он в 2005 году, еще до премьеры BMW X5 E70. Почему же Actyon не называют основателем сегмента SAC? Все дело в том же маркетинге. Компании SsangYong было не под силу сделать «модный» кроссовер и спозиционировать его как нечто инновационное. Да и удачной модель Actyon назвать сложно. История X6 схожа с историей iPad, который хоть и не был первым в мире планшетом, но сделал огромный толчок для развития этого типа девайсов.

Nissan Juke

Еще один законодатель автомобильной моды последнего десятилетия — Nissan Juke. Машина поступила в продажу в 2010-м, во многом повторив стилистику концепта Nissan Qazana. Форумные ценители дизайна прозвали Juke «новым Fiat Multipla», намекая на не самую привлекательную внешность. Вот только в отличие от Multipla японский кроссовер получил огромную армию поклонников и последователей. Автомобиль оказался настолько успешным, что его продажи держались на высоком уровне все десять лет. На некоторых рынках он до сих пор продается в старом кузове, хотя в прошлом году свет увидел Juke второго поколения.

В период между 2010-м и 2020-м только ленивый производитель не наладил выпуск кроссовера В-класса. Вот основные соперники Juke: Opel Mokka, Peugeot 2008, Volkswagen T-Roc, Renault Captur, Toyota C-HR, Mazda CX-3, Citroen C3 Aircross. Вряд ли все эти машины появились бы на свет, если бы не модель Nissan. Масштаб ее влияния можно сравнить с появлением в 1996 году Renault Megane Scenic, который «разбудил» сегмент компактных вэнов.

Рецепт постройки кроссоверов В-класса очень простой: берешь платформу хетчбэка сегмента В, устанавливаешь на нее новые элементы подвески, увеличивающие на пару сантиметров клиренс, и строишь молодежный кузов. По вкусу можно добавить подключаемый полный привод. В рекламном буклете пишешь «для людей, ведущих активный образ жизни» и только успеваешь считать деньги от предзаказов. Как несложно догадаться, мода на крохотные паркетники тоже возникла не без участия маркетологов. Ведь от обычных хетчбэков такие SUV отличаются разве что более удобной посадкой. Нет сомнений, что Juke внес немалый вклад в общую моду на кроссоверы, которая никак не утихнет уже много лет.

А что было до Nissan Juke?

Любопытно, что кроссоверы на базе машин В-класса существовали и до Juke. Так что никакой он не «основоположник сегмента». Достаточно вспомнить европейский Ford Fusion, построенный на платформе Fiesta. Модель была весьма успешной: в Беларуси Fusion несколько лет являлся самым продаваемым Ford. Преемник этого паркетника — Ford EcoSport — на рынке провалился. Даже быстрый рестайлинг не помог кроссоверу стать конкурентоспособным.

Dacia Logan

Спросите, как эта жалкая модель попала в топ-5 самых влиятельных автомобилей? Запросто! Именно с дебютировавшего в 2004 году Dacia Logan начался бум на бюджетные седаны в нашем регионе. Это потом уже появились Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Accent и Lada Vesta. Первым же успех на рынке новых доступных машин получил именно Logan. Какое-то время седан продавался у нас под брендом Dacia, но позже эмблему румынского производителя заменили на французский ромб.

Не будет преувеличением сказать, что Logan — наиболее важный автомобиль для нашего рынка по сравнению с остальными, описанными в данной статье. Платформу первого поколения модели уже несколько раз серьезно дорабатывали, переименовывали и в разных интерпретациях использовали для ряда других машин — от хетчбэка Sandero до кросс-купе Arkana. Универсал Logan первого поколения до сих пор продается на рынке Таможенного союза под брендом Lada, и модель не спешит на пенсию — вскоре россияне произведут серьезный редизайн «пятидверки».

К слову, Renault — не единственный бренд, под чьим логотипом выпускался румынский седан. В Мексике Dacia Logan какое-то время продавалась как Nissan Aprio. Позже там оставили только хетчбэк Sandero, начав выпускать его уже с логотипом французского производителя. Любопытно, что это та редкая модель Renault, которую можно встретить в США, — мексиканские туристы приезжают на Sandero в южные штаты (Техас и Нью-Мехико).

А что было до Dacia Logan?

Конечно же, Logan не был первым доступным автомобилем ни в мире, ни на нашем рынке. Volkswagen Beetle, Golf I, Fiat 500, классический Mini и даже дедушка Ford T создавались для того, чтобы стать массовыми народными моделями. Да и не нужно глубоко копать архивы истории: Renault Clio Symbol, появившийся в 1999 году, тоже является духовным предшественником Logan. Правда, Symbol не воспринимался как самостоятельная модель и выглядел скорее как изуродованный Clio. А вот Logan получился более целостным и удачным проектом, изменившим рынок доступных машин.

Tesla Model S

Предсерийный электромобиль Tesla Model S показали еще в 2009 году. Тогда калифорнийского «выскочку» никто не воспринимал всерьез. Во-первых, электрокары считались неперспективным направлением, а во-вторых, мало кто верил, что компания с опытом мелкосерийной сборки спортивного родстера может как-то повлиять на мировой автомобильный рынок. Сегодня Tesla является самым дорогим автомобильным брендом в мире, оставив позади GM, Toyota и VAG, а Model S буквально перевернула отрасль с ног на голову.

Откройте ленту новостей любого автомобильного СМИ. Все только и говорят что об электрокарах. Даже номера отдельные собираются им выдавать. Сложно переоценить вклад Model S в развитие направления подзаряжаемых машин. Производитель, о котором 15 лет назад никто и не слышал, заставил волноваться мировые компании с вековой историей. Буквально все концерны начали переформировывать свои R&D-центры под проектирование электродвигателей. Премиум-производители спешат составить конкуренцию набирающим обороты Model S, Model X и Model 3.

В некоторых странах (Нидерланды и Норвегия, например) Tesla вырвалась в лидеры продаж легковых автомобилей, несмотря на то, что проект Model S уже достаточно старый по современным меркам. Сейчас компания Илона Маска выпускает четыре машины: хетчбэк Model S, седан Model 3 и кроссоверы Model X и Model Y. На горизонте — родстер, пикап и даже тягач! А уж сколько «убийц Tesla» уже было — не счесть.

А что было до Tesla Model S?

Любопытно, что Model S не является ни первым электромобилем, ни самой популярной такой машиной, ни даже первой моделью Tesla. Почему же именно она считается наиболее важным EV в истории? Потому что это первый электрокар, о котором люди начали не только говорить, но и мечтать. Компания Tesla заставила людей хотеть электромобили. До Model S такие машины были чем-то странным и уродливым типа General Motors EV1 или Nissan Leaf. А вообще, первые электрокары появились около века назад. Просто их быстро смыло нефтяной волной, и до 2000-х люди словно забыли о том, что колеса можно приводить в движение не только с помощью ДВС.

Volvo XC60

Не самый очевидный автомобиль в данной подборке — Volvo XC60. Многие скажут, что он ничем не примечателен. А зря! Первое поколение этого шведского кроссовера положило начало бурному развитию ассистентов безопасности, которые сегодня стали неотъемлемой частью списка опций практически любой модели. В 2008 году XC60 продемонстрировал миру систему автоматического экстренного торможения. И хотя тесты не всегда заканчивались успешно, технологию стали внедрять остальные компании. Сейчас AEB является обязательной опцией для новых машин в Европе.

Автомобиль уже успел сменить поколение, и сегодня все без исключения Volvo оснащаются набором систем активной безопасности. К банальной остановке перед объектом присоединились технологии слежения за полосой, активный мониторинг слепых зон, автоматический парковщик и даже радар, следящий за приближающимися машинами сзади. Другими словами, наши транспортные средства научились видеть.

Все современные премиум-автомобили оснащены ассистентами, вплотную приближающими нас к автопилоту. Кто-то (как Volvo) предлагает это в своих моделях по умолчанию. Многие же продают подобные технологии в виде пакета опций. Шведская компания, традиционно уделяющая большое внимание безопасности, стала главным инициатором появления систем, не только спасающих человеческие жизни, но и стремительно приближающих нас к беспилотному будущему.

А что было до Volvo XC60?

Шажки по направлению к автомобильному автопилоту делаются еще с 1950-х годов, когда в США начали экспериментировать с круиз-контролем. Позже эта опция стала нормой, и компании Mercedes и BMW научили свои машины еще и держать заданную дистанцию до впереди идущего транспортного средства (адаптивный круиз-контроль). Кроме непосредственно автопроизводителей над такими системами активно работают инженеры компании Bosch, чьи компоненты используются на многих серийных машинах. А над полноценными автопилотами работают IT-гиганты типа «Яндекса» и Google.

серебристый, седан, бензин 1.8 л, механическая, задний привод
серебристый, седан, дизель 2 л, механическая, задний привод
серебристый, седан, бензин 2 л, механическая, задний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by