Третий карантинный маршрут по Беларуси, который предлагаем для семейного путешествия на автомобиле, ведет вглубь страны. Посыл тот же: вблизи традиционных дачных направлений «прячется» немало всего интересного! В очередной публикации цикла, подготовленного при поддержке импортера Skoda, проверяем легенду про поезд-призрак, бродим по натурной площадке киностудии и взбираемся на холм, где в железном веке размещалось одно из городищ. По традиции в некоторых локациях оставляем «пасхалки».
В первый раз мы исследовали интересные места вдоль трассы Р54 Першаи — Ивенец — Столбцы — Несвиж, не покидая Минскую область. Второй маршрут включал дороги трех регионов (Минская, Гродненская и Витебская область) и увел нас на северо-запад страны. Третья поездка — это скорее про центр Беларуси: мы движемся в направлении Марьиной Горки, Старых Дорог, Смиловичей и Смолевичей, придерживаясь в основном двух трасс (Р69 Смолевичи — Смиловичи — Правдинский — Шацк и Р91 Осиповичи — Барановичи). А следовательно, гравийных дорог поменьше, заправок и придорожных объектов — побольше.
Все предлагаемые нами маршруты легко изменить, исключив или добавив места для посещения. При этом есть возможность избегать больших скоплений людей и выдерживать социальную дистанцию. В случае поездки с детьми рекомендуем разбить путешествие на два дня.
Компанию корреспондентам Onliner составляет Евгений Шапошников, который изучал и многократно лично бывал во многих интересных локациях нашей страны. Он знает массу легенд, историй, баек о разных уголках Беларуси. Именно ему принадлежит идея оставлять «пасхалки» в ключевых точках маршрута.
А на середине пути к нам присоединится Юрий Важник. Это известный белорусский эксперт, сделавший много хорошего для Минска и Беларуси в транспортной отрасли. Однако мало кто знает, что этот разносторонний человек также увлечен этнографией и историей своей малой родины — Пуховичского района. Ранее он написал и издал за свои деньги книгу «Юзаф Бака. Генiй майго месца» о местном поэте, разработал сайт о местных достопримечательностях и продумал ряд туристических маршрутов.
— В Лондоне зарубежный туризм составляет только 20%, а 80 — это внутренний, — говорит Юрий Важник. — Если 1% минчан станет путешествовать по своей стране, то это принесет внутреннему туризму эквивалент в $2 миллиона.
Начинаем маршрут в Стародорожском районе, возле озера Скачальское. Говорят, что появилось оно в 1940-е годы, вода в нем необыкновенно прозрачная, а утонуть невозможно — вас буквально выталкивает на поверхность.
По словам местных жителей, озеро подпитывают многочисленные ключи, которые можно ощутить ступнями, когда заходишь в воду.
Расстояние от Минска до озера Скачальское составляет около 150 км. Путь пролегает по хорошим асфальтированным дорогам. А вот сам подъезд к месту отдыха имеет гравийное покрытие.
На берегу обнаруживаем некое подобие кемпинга с несколькими беседками и небольшим пляжем. На наш вопрос о стоимости отдыхающие отвечают, что «денег никто не спрашивал».
Неподалеку от озера Скачальское находится железнодорожная станция Фаличи. С этим местом связана легенда о поезде-призраке, на некоторое время будто бы пропавшем во временном изломе.
Во время экспедиции Евгений Шапошников проверял факты, которые были изложены на одном из сайтов около десяти лет назад:
— Машинист и помощник то ли на тепловозе, то ли на мотовозе (данные разнятся) выполняли какие-то работы возле Слуцка. Возвращаясь на станцию Фаличи, они заметили, что ветки хлещут по зеркалам (чего быть не должно), а сам участок как будто незнакомый — километровых столбиков и пикетов нет. Когда попробовали связаться с диспетчером, оказалось, что сигнал не проходит. Тогда они снизили скорость до тихоходных 40 км/ч. По ощущениям, ехали долго. Когда минули очередную кривую, все вдруг словно переключилось в обычный режим. Самое интересное выяснилось при заполнении журнала — около пяти километров оказались лишними. Откуда они взялись?
По словам Евгения, вскоре история была удалена с сайта, а ее автора уволили. Впоследствии исследователям удалось обнаружить журнал с загадочной записью. Они также выяснили, что в этом месте проходит граница гравитационно-магнитной аномалии (всего таких мест в Беларуси пять-шесть).
Наверное, ко всей этой истории можно отнестись с иронией. Но один очень серьезный человек подтвердил нам, что сам был свидетелем этих событий.
Кстати, рядом со станцией находится населенный пункт. На знаке указано «Р. Фаличи». А знаете ли вы, как расшифровывается сокращение «р.»? Высказывайтесь в комментариях, чуть позже мы укажем правильный ответ.
В этих местах расположена еще одна интересная локация. Возле деревни Старые Фаличи можно найти, как его называют местные, камень желаний. Считается, что если забраться наверх и загадать сокровенное, то мечта обязательно сбудется.
У Евгения Шапошникова, впрочем, более прозаичное объяснение истории возникновения этого места:
— Камень принесен ледником. На одной из сторон валуна заметны почти стершиеся надписи. Это еще не буквы, а символы, оставленные нашими далекими предками. Сейчас это место поклонения неоязычников. Когда-то они хотели выкопать камень и перенести на некую сакральную для них площадку. Однако в процессе выяснилось, что видна только его верхняя часть, а бóльшая находится на глубине. Так что от идеи пришлось отказаться.
Именно возле культового валуна оставляем первую «пасхалку». Подсказка: внимательно смотрите наверх!
Чтобы добраться до следующей локации, приходится некоторое время буквально продираться через чащобу по лесной дороге. Хорошо, что на этот раз передвигаемся на полноприводном Kodiaq, который не тушуется перед ямами с водой. Когда мы были почти у цели, тучи сгустились и пошел проливной дождь.
Достигнув желанной точки, сталкиваемся с полчищами мошкары, а также необходимостью ступать в топкую грязь (так что захватить резиновые сапоги, ветровку и спрей от комаров будет не лишним).
Наши мучения оказались вознаграждены видом на самые настоящие заброшенные баржи. Сейчас их облюбовали чайки, и если тут и ступает человеческая нога, то обута она, как правило, в рыбацкий сапог.
А в 1980-е тут велась добыча. Чего? Сапропелей! Это отложения, сформированные на дне пресноводных водоемов. Их используют в медицинских целях (например, для грязевых ванн), а также в качестве удобрений.
Около 30 лет назад добыча сапропелей прекратилась, баржи забросили, и сейчас проржавевшие конструкции привлекают внимание разве что туристов.
Когда мы говорим о том, что предлагаем поездку в самый центр страны, это следует воспринимать буквально. Недалеко от Марьиной Горки находится пуп Земли, как его принято называть с чьей-то легкой руки.
В 1996 году сотрудники «Белгеодезии» вычислили географический центр Беларуси. На этом месте установлен специальный знак, который расположен посреди поля (во время наших поездок мы не раз сталкивались с тем, что интересные локации находятся посреди сельхозугодий).
Поэтому наш ориентир — тумба, которая установлена возле гравийной дороги. От нее до пупа Земли — около 500—600 метров.
— В этом месте сходятся три оси, — объясняет Юрий Важник, который присоединяется к нашему автопутешествию. — Первая ось — пустоты. Представьте, что на огромной полосе земли (размером 3 на 90 км) нет ни одной деревни, не живет ни одного человека. Сплошные леса и болота... Вторая ось — развития. В этой области все с точностью до наоборот: города, дороги, предприятия. На одной линии расположены Каунас, Вильнюс, Минск, Бобруйск, Гомель. А третья ось — баланса. Как говорили раньше, на севере литва (край поселения литвинов) с возвышенностями, на юге — титва (то бишь граница болота). Здесь можно медитировать, обращаясь лицом к одной из осей в зависимости от запроса.
В этом месте прячем вторую «пасхалку». Подсказка: попробуйте заглянуть внутрь.
Проезжаем несколько километров и оказываемся в деревне Марьино, которая практически входит в состав Марьиной Горки. Юрий Важник показывает на двухэтажное здание:
— Это одно из самых старых образовательных учреждений в Беларуси. В конце XIX века местная шляхта и зажиточные крестьяне собирали деньги, чтобы построить сельскохозяйственный колледж. Удивительно, что так расстарались для простых сельских детей — потолки в пять метров, рядом общежития для преподавателей и учеников. Объяснение простое: нужно было обучать молодежь ведению сельского хозяйства, чтобы развивать предпринимательство и зарабатывать больше денег.
Сейчас в здании находится один из корпусов аграрно-технического колледжа. Как в старые добрые времена, тут грызут гранит науки...
Очередная остановка — в деревне Блонь, где находится уникальная церковь (год постройки — 1826). Храм святой Живоначальной Троицы построен из дерева. Искусствоведы наверняка сразу обратят внимание на некоторые особенности.
— Во-первых, алтарь церкви расположен на север, а не на восток, как принято. Это связано с тем, что храм обращен к старому шляху, который проходил тут испокон веков, — поясняет Юрий Важник. — Во-вторых, архитектура несвойственна православным храмам. Дело в том, что церковь возводил католик, но во времена, когда тут уже устоялась российская власть. Хочешь — не хочешь, приходилось подчиняться, но истоки проявились.
Сталинские репрессии не обошли стороной Пуховичский район. В 1937 году местные священнослужители — православный священник, католический ксендз и раввин — были расстреляны.
Двадцать лет назад протоиерей Александр Шалай был причислен к лику святых, о чем имеется соответствующая табличка.
В этой же деревне расположена старинная усадьба. В ней жили именитые шляхтичи, интеллигенция, иезуиты.
— Это типично литовский двор. Архитектура здания диктовалась длиной бревен, — замечает Юрий Важник. — Во время Великой Отечественной войны усадьбу не сожгли по чистой случайности. Сейчас здесь разместился краеведческий музей, в котором находятся гербы местных шляхетских родов и зал в честь поэта Юзефа Баки.
А вы знали, что Белорусская АЭС могла располагаться в сорока километрах от Минска? В 1983 году в Пуховичском районе началось строительство Минской атомной теплоэлектроцентрали.
Рядом предполагалось построить город для молодежи (советская власть любила громкие слоганы, четко очерчивающие целевую аудиторию). С высоты птичьего полета он должен был напоминать бабочку.
Но потом произошла катастрофа в Чернобыле, и стройку свернули. Города-бабочки не случилось, успели построить лишь одно крыло (ныне — поселок Дружный). Долго думали, что делать с несостоявшейся АЭС, и в итоге появилась Минская ТЭЦ-5.
На радость любителям квестов и местной детворе на территории станции появились т. н. брызгальные бассейны, цель которых — охлаждать техническую воду теплоэлектроцентрали. Это что-то вроде автомобильного радиатора, только побольше и покрасивее.
Покидаем Пуховичский район, чтобы продолжить автопутешествие в Смиловичах. Нас интересует валяльно-войлочная фабрика. Да-да, именно тут делают самые настоящие валенки.
Как утверждают на предприятии, сейчас это единственное место в Беларуси, где валяют (а не шьют) валенки. В России подобных производств всего четыре.
— Фабрике более девяноста лет, а технология используется прежняя. Овечья шерсть проходит положенные стадии обработки — ческу, формирование, валку, мойку, насадку, сушку и др., — рассказывает нам сопровождающая. — Производство одной партии валенок занимает неделю.
Для туристов даже готовы провести экскурсию по цехам (прежде нужно созвониться и договориться о времени). Правда, процесс валяния носит сезонный характер, поэтому станки в работе можно увидеть не всегда. А вот магазин при фабрике работает постоянно.
Съезжаем с трассы Р69 на местные дороги. Гравийка выводит нас к деревне Городище (Червенский район). Топоним, понятное дело, появился неспроста: рядом когда-то находилось укрепленное поселение времен железного века, но сегодня там только холм, поросший кустарником и деревьями.
В начале 1990-х тут проводились раскопки. Археологи обнаружили богатый культурный слой: в основном попадались остатки глиняной посуды, которая была характерна для культуры штрихованной керамики.
Подобных городищ на территории Беларуси немало. Служили они в качестве укрытия от врагов. Холм имел, как правило, несколько рвов или земляных валов. Именно этим объясняется необычная, пирамидальная структура возвышения.
Оставляем третью «пасхалку» на одном из деревьев. Учтите, что на тенистом холме прячется много мошкары, а сам он покрыт густым кустарником.
Последней точкой нынешнего маршрута становится натурная площадка киностудии «Беларусьфильм». Она расположена недалеко от дороги Р53 Слобода — Новосады. Однако чтобы попасть на ее территорию (общая площадь которой около 90 гектаров), придется оставить автомобиль и пройтись пешком. Перед съездом с местной дороги установлены запрещающие знаки с табличкой «Акрамя а/транспарту Беларусьфiльм».
Площадка существует около 50 лет и представляет из себя ряд построек с двумя водоемами в окружении леса. Тут не только проходят съемки, но также играют в пейнтбол и лазертаг. А еще здесь можно арендовать домик.
Наибольший интерес, конечно, представляют постройки, возведенные для съемок. Безлюдные дома с огородами, сараями и погребами на заросшей травой улице выглядят мрачновато. Но, наверное, для киношников это самое то. Тут проходили съемки около 400 фильмов.
Если вы намерены проделать весь путь с детьми, то советуем сделать ночевку. На маршруте находится «Дукорскi маёнтак» (побывать там мы не смогли, т. к. в комплексе был выходной), где можно отдохнуть и перекусить. У нас же на поездку ушел весь день. Пробег автомобиля составил 650 км. Расход — 6,1 литра дизтоплива на сотню (передвигались на Skoda Kodiaq с дизельным двигателем объемом 2,0 литра и 7-ступенчатой АКП).
Дополнено
Во-первых, правильный ответ на вопрос, заданный в статье по поводу обозначения в названии населенного пункта. «Р. Фаличи» — это разъезд Фаличи.
Во-вторых, о «пасхалках». Две из них точно нашли, чему мы получили подтверждение. Чашку возле географического центра Беларуси обнаружил Евгений. А тайник на городище — Иван с супругой: «Было интересно вырваться в незапланированное путешествие после рабочего дня. Очень здорово и интересно принимать участие в подобных „квестах“».
Что же касается третьей "пасхалки", то нашедший ее пока не отозвался. Напомним, она была оставлена возле культового валуна, расположенного близ деревни Фаличи. Смотреть надо наверх!
Кроссовер SKODA KODIAQ — это баланс функциональности, эффектного дизайна, современных ассистирующих систем и инновационных мультимедиа.
На выбор предлагаются дизельный двигатель 2,0 с полным приводом и 7-ступенчатой DSG, а также бензиновые двигатели 1,4 и 2,0. KODIAQ впечатляет простором салона и багажника. Автомобиль доступен в 7-местной версии.
SKODA KODIAQ дважды становился автомобилем года по мнению экспертов премии МАСKOT. Только в Беларуси на KODIAQ действует полная гарантия на 5 лет.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by