Билл Митчелл — дизайнер, изменивший ход автомобильной истории

20 097
19 июля 2020 в 8:00
Источник: Антон Кажуро. Фото: производителя, открытые источники

Билл Митчелл — дизайнер, изменивший ход автомобильной истории

Источник: Антон Кажуро. Фото: производителя, открытые источники

Автопром Америки конца 50-х — начала 70-х годов ХХ века — это эпоха смелых решений и стиля, комфорта и мощи. Эпоха, которая настолько опередила свое время, что многие модели тех лет даже сейчас выглядят отнюдь не устаревшими, а некоторые дизайнерские черты, придуманные десятилетия назад, по-прежнему применяются в современных Cadillac и Chevrolet. Конечно, всего этого не было бы без творческого гения дизайнеров, воплощающих свои идеи сначала на бумаге, а затем и в сборочных цехах. Одним из самых влиятельных и выдающихся дизайнеров автомобильной промышленности США того времени был Билл Митчелл, ответственный за создание дизайна для более чем 72,5 миллиона произведенных концерном General Motors автомобилей.

Родился Уильям Л. Митчелл в 1912 году в Кливленде (штат Огайо). Его отец был дилером автомобилей Buick, что во многом повлияло на интересы сына. Парень очень рано обнаружил в себе талант художника и начал создавать скетчи автомобилей. Ранние годы будущий дизайнер провел в Гринвилле (штат Пенсильвания), а также в Нью-Йорке. Он поступил в Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, затем учился в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Закончив обучение, Митчелл устроился на работу в нью-йоркское отделение рекламного агентства Баррона Кольера, где его задачей стала подготовка макетов и рекламных иллюстраций, предназначавшихся для североамериканской рекламной кампании британской автомобильной марки MG Cars. В агентстве он познакомился с тремя братьями Кольерами, которые в 1931 году основали Автомобильный гоночный клуб Америки (предшественник Клуба спортивных автомобилей Америки). Билл Митчелл стал официальным иллюстратором клуба. Впоследствии его иллюстрации привлекли внимание легендарного Харли Эрла, основателя и руководителя отдела стайлинга General Motors, и в 1935 году Эрл нанял Билла в свое новое подразделение под названием General Motors Art & Colour Section.

Харли Эрл

Уже в 1936 году Харли Эрл назначил Билла Митчелла главным дизайнером в новообразованном подразделении Cadillac. Спустя 18 лет, в 1954-м, Митчелл становится директором отдела стайлинга, а спустя еще четыре года, в декабре 1958-го, занимает пост вице-президента этого отдела. Так началась новая эра автомобильного дизайна, так называемая «эра Митчелла».

На смену агрессивному дизайну Харли Эрла с его пышным стайлингом, чрезмерно большими плавниками, избытком хрома и раздутыми кузовами пришел упорядоченный и упрощенный стиль Билла Митчелла: четкие линии, окна без рамок, изогнутые контуры металла, общий минимализм. Сам дизайнер назвал этот стиль «свежим взглядом».

Благодаря видению Митчелла модели 60-х и 70-х годов отлично прошли проверку временем и оказали большое влияние на современный автомобильный дизайн, в то время как экземпляры 50-х выглядят явно устаревшими.

Самым показательным стал 1963 год. Именно тогда философия Митчелла проявила себя лучше всего. Вдохновленный успехом компании Ford, выпустившей в 1961 году четырехместный Thunderbird, он загорелся идеей создать персональный автомобиль класса люкс, который мог бы соперничать с «Буревестником». Вместе со старшим дизайнером Недом Никлсом Билл Митчелл создал Buick Riviera, запущенный в производство как один из самых «чистых» проектов — то есть практически такой, каким он и задумывался изначально, без обычных инженерных компромиссов. Первое поколение «Ривьеры» выпускалось с 1963 по 1965 год, а последнее, восьмое — с 1995 по 1999 год. При этом лишь первые четыре (и отчасти пятая) генерации имеют характерный митчелловский дизайн, отразившийся на внешнем облике последующих поколений, несмотря на то, что в 1977 году Билл Митчелл ушел в отставку.

Одновременно с «Ривьерой» Билл Митчелл и молодой дизайнер Ларри Шинода занимались созданием Corvette Stingray, после презентации которого положительные отзывы посыпались отовсюду. Единственный момент, многим показавшийся весьма спорным, — разделенное заднее окно. Уже в 1964 году его заменили цельным стеклом. Второе и третье поколения Corvette (С2 и С3 соответственно), за дизайн которых отвечал Митчелл, являются наиболее смелыми и прорывными с визуальной точки зрения автомобилями этой марки. Поколения, выпускавшиеся с 1983 по 2013 год, выглядят чрезвычайно блекло по сравнению со своими предшественниками. Лишь Corvette С7 вновь отдает дань уважения митчелловскому стилю, что лишний раз подтверждает, насколько новаторским и оригинальным был дизайн 60-х и 70-х годов прошлого века.

В одном из интервью Билл Митчелл признавался, что Рождественский сочельник, когда GM утвердила проекты Stingray и Riviera, был для него самым счастливым в жизни.

Прорывной дизайн Митчелла стал основой для многих автомобилей, мгновенно признанных классикой: Buick Riviera и Corvette Stingray 1963 года, редизайн Chevrolet Corvair 1965 года, Cadillac Eldoraro 1967 года, Pontiac GTO и Corvette 1968 года, Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird 1970 года. Влияние Митчелла можно заметить в японских машинах 1970-х и даже 1980-х, особенно у купе. В Европе также прослеживается заокеанская стилистика.

Билл Митчелл уходит с поста вице-президента отдела стайлинга по достижении 65-летнего возраста и основывает собственную дизайнерско-консультационную фирму William L. Mitchell Design (1977—1984). Митчелл открыто критиковал стайлинг четвертого поколения Corvette, называя его «безвкусным».

Билл Митчелл умер от остановки сердца 12 сентября 1988 года в госпитале Уильяма Бомонта (Роял Оук, штат Мичиган). Ему было 76 лет. 42 года своей жизни он отдал работе автомобильного дизайнера в компании General Motors, 19 из которых занимал пост вице-президента отдела стайлинга.

Насколько эффективным был дизайн Билла Митчелла, можно судить, сравнив, например, уже упоминавшийся Corvette C7 с Corvette C2 и C3 «митчелловской эры» или японские автомобили 70-х и 80-х годов с американскими. Задранный нос, арки над колесами, кузов в стиле бутылки Coca-Cola — все это наследие тех времен, той эпохи. Даже сейчас такой дизайн неизменно притягивает взгляды. А можно ли будет сказать то же про современные автомобили лет через 30?

черный, седан, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
белый, седан, бензин 1.5 л, автоматическая, передний привод
черный, седан, бензин 1.5 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by