Билл Митчелл — дизайнер, изменивший ход автомобильной истории

18 670
63
19 июля 2020 в 8:00
Источник: Антон Кажуро. Фото: производителя, открытые источники

Билл Митчелл — дизайнер, изменивший ход автомобильной истории

Автопром Америки конца 50-х — начала 70-х годов ХХ века — это эпоха смелых решений и стиля, комфорта и мощи. Эпоха, которая настолько опередила свое время, что многие модели тех лет даже сейчас выглядят отнюдь не устаревшими, а некоторые дизайнерские черты, придуманные десятилетия назад, по-прежнему применяются в современных Cadillac и Chevrolet. Конечно, всего этого не было бы без творческого гения дизайнеров, воплощающих свои идеи сначала на бумаге, а затем и в сборочных цехах. Одним из самых влиятельных и выдающихся дизайнеров автомобильной промышленности США того времени был Билл Митчелл, ответственный за создание дизайна для более чем 72,5 миллиона произведенных концерном General Motors автомобилей.

Родился Уильям Л. Митчелл в 1912 году в Кливленде (штат Огайо). Его отец был дилером автомобилей Buick, что во многом повлияло на интересы сына. Парень очень рано обнаружил в себе талант художника и начал создавать скетчи автомобилей. Ранние годы будущий дизайнер провел в Гринвилле (штат Пенсильвания), а также в Нью-Йорке. Он поступил в Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, затем учился в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Закончив обучение, Митчелл устроился на работу в нью-йоркское отделение рекламного агентства Баррона Кольера, где его задачей стала подготовка макетов и рекламных иллюстраций, предназначавшихся для североамериканской рекламной кампании британской автомобильной марки MG Cars. В агентстве он познакомился с тремя братьями Кольерами, которые в 1931 году основали Автомобильный гоночный клуб Америки (предшественник Клуба спортивных автомобилей Америки). Билл Митчелл стал официальным иллюстратором клуба. Впоследствии его иллюстрации привлекли внимание легендарного Харли Эрла, основателя и руководителя отдела стайлинга General Motors, и в 1935 году Эрл нанял Билла в свое новое подразделение под названием General Motors Art & Colour Section.

Харли Эрл

Уже в 1936 году Харли Эрл назначил Билла Митчелла главным дизайнером в новообразованном подразделении Cadillac. Спустя 18 лет, в 1954-м, Митчелл становится директором отдела стайлинга, а спустя еще четыре года, в декабре 1958-го, занимает пост вице-президента этого отдела. Так началась новая эра автомобильного дизайна, так называемая «эра Митчелла».

На смену агрессивному дизайну Харли Эрла с его пышным стайлингом, чрезмерно большими плавниками, избытком хрома и раздутыми кузовами пришел упорядоченный и упрощенный стиль Билла Митчелла: четкие линии, окна без рамок, изогнутые контуры металла, общий минимализм. Сам дизайнер назвал этот стиль «свежим взглядом».

Благодаря видению Митчелла модели 60-х и 70-х годов отлично прошли проверку временем и оказали большое влияние на современный автомобильный дизайн, в то время как экземпляры 50-х выглядят явно устаревшими.

Самым показательным стал 1963 год. Именно тогда философия Митчелла проявила себя лучше всего. Вдохновленный успехом компании Ford, выпустившей в 1961 году четырехместный Thunderbird, он загорелся идеей создать персональный автомобиль класса люкс, который мог бы соперничать с «Буревестником». Вместе со старшим дизайнером Недом Никлсом Билл Митчелл создал Buick Riviera, запущенный в производство как один из самых «чистых» проектов — то есть практически такой, каким он и задумывался изначально, без обычных инженерных компромиссов. Первое поколение «Ривьеры» выпускалось с 1963 по 1965 год, а последнее, восьмое — с 1995 по 1999 год. При этом лишь первые четыре (и отчасти пятая) генерации имеют характерный митчелловский дизайн, отразившийся на внешнем облике последующих поколений, несмотря на то, что в 1977 году Билл Митчелл ушел в отставку.

Одновременно с «Ривьерой» Билл Митчелл и молодой дизайнер Ларри Шинода занимались созданием Corvette Stingray, после презентации которого положительные отзывы посыпались отовсюду. Единственный момент, многим показавшийся весьма спорным, — разделенное заднее окно. Уже в 1964 году его заменили цельным стеклом. Второе и третье поколения Corvette (С2 и С3 соответственно), за дизайн которых отвечал Митчелл, являются наиболее смелыми и прорывными с визуальной точки зрения автомобилями этой марки. Поколения, выпускавшиеся с 1983 по 2013 год, выглядят чрезвычайно блекло по сравнению со своими предшественниками. Лишь Corvette С7 вновь отдает дань уважения митчелловскому стилю, что лишний раз подтверждает, насколько новаторским и оригинальным был дизайн 60-х и 70-х годов прошлого века.

В одном из интервью Билл Митчелл признавался, что Рождественский сочельник, когда GM утвердила проекты Stingray и Riviera, был для него самым счастливым в жизни.

Прорывной дизайн Митчелла стал основой для многих автомобилей, мгновенно признанных классикой: Buick Riviera и Corvette Stingray 1963 года, редизайн Chevrolet Corvair 1965 года, Cadillac Eldoraro 1967 года, Pontiac GTO и Corvette 1968 года, Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird 1970 года. Влияние Митчелла можно заметить в японских машинах 1970-х и даже 1980-х, особенно у купе. В Европе также прослеживается заокеанская стилистика.

Билл Митчелл уходит с поста вице-президента отдела стайлинга по достижении 65-летнего возраста и основывает собственную дизайнерско-консультационную фирму William L. Mitchell Design (1977—1984). Митчелл открыто критиковал стайлинг четвертого поколения Corvette, называя его «безвкусным».

Билл Митчелл умер от остановки сердца 12 сентября 1988 года в госпитале Уильяма Бомонта (Роял Оук, штат Мичиган). Ему было 76 лет. 42 года своей жизни он отдал работе автомобильного дизайнера в компании General Motors, 19 из которых занимал пост вице-президента отдела стайлинга.

Насколько эффективным был дизайн Билла Митчелла, можно судить, сравнив, например, уже упоминавшийся Corvette C7 с Corvette C2 и C3 «митчелловской эры» или японские автомобили 70-х и 80-х годов с американскими. Задранный нос, арки над колесами, кузов в стиле бутылки Coca-Cola — все это наследие тех времен, той эпохи. Даже сейчас такой дизайн неизменно притягивает взгляды. А можно ли будет сказать то же про современные автомобили лет через 30?

серебристый, хетчбэк, бензин 1.8 л, механическая, передний привод
3300$ / 2789€
коричневый, минивэн, бензин 1.8 л, автоматическая, передний привод
9999$ / 8450€
серебристый, седан, бензин 1.8 л, механическая, передний привод
3200$ / 2704€
Автобарахолка
мобильное приложение

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Антон Кажуро. Фото: производителя, открытые источники