Аварийная обстановка без обстоятельств. Суд по делу о подаче звукового сигнала

38 727
02 октября 2020 в 8:00

Аварийная обстановка без обстоятельств. Суд по делу о подаче звукового сигнала

Рубрика «Гудок» продолжает пополняться новыми историями, даже сейчас, когда пик протоколов, как кажется, остался позади. На днях состоялось заседание по жалобе на постановление ГАИ от экономиста Владимира Ковалкина, в качестве свидетеля должен был выступить пассажир — шоумен Денис Дудинский. Как выяснилось, мужчины двигались в центре пустого Минска и, проезжая мимо стоявшей патрульной машины, подали сигнал. Инспекторы решили, что это было создание аварийной обстановки.

Поездка по безлюдному городу

О предыстории мы знаем со слов водителя — Владимира Ковалкина. 10 августа он ехал по центру столицы на Chevrolet Aveo. Город был довольно пуст для 19:00 понедельника. Примерно в это время закрыли шесть станций метро и подземные пешеходные переходы на проспекте Независимости. Это было затишье перед бурей. Через несколько часов на площади Пушкина и у универсама «Рига» раздадутся выстрелы и взрывы. А пока Aveo поворачивает с проспекта на ул. Янки Купалы. Водитель пропускает пешеходов, идущих по переходу, и продолжает движение. В этот момент Владимир подает звуковой сигнал. Поворот был зафиксирован на видео. Судя по записи, рядом с Chevrolet не было других транспортных средств.

«В ролике можно заметить, что на встречной полосе ожидает смены сигнала светофора патрульный Ford, — рассказывает автомобилист. — После подачи сигнала он развернулся, включились проблесковые маячки, я остановился. Попросили проследовать на параллельную улочку поменьше. Там пригласили в свою машину и сообщили: я подал сигнал и тем самым нарушил ПДД. Я ответил: мне показалось, что водитель встречного такси намеревается развернуться в неположенном месте и выехать на встречную полосу, прямо передо мной, — потому как было понятно, что центр перекрывают. Этим и объяснил гудок. Сам факт сигнала не отрицал».

«Составили протокол опроса, а потом протокол о правонарушении. В нем указали 18.14 часть 10, то есть создание аварийной обстановки, — продолжает собеседник. — Однако на месте мне не объяснили, что именно означает 10-я часть статьи. Аварийная обстановка даже не упоминалась в разговоре. Очевидно, что я не знаю наизусть все нормы КоАП. Был абсолютно уверен, что вменяют исключительно подачу сигнала, за что, как позже выяснилось, предусмотрена ответственность по части 2 той же статьи».

В протоколе автомобилист указал, что не согласен с решением: «звуковой сигнал подавал во избежание ДТП, что указано в протоколе опроса». Говорит, видео ситуации, записанное регистратором, на месте смотреть не стали, лишь указали дату рассмотрения дела в ГАИ.

«Конвейер постановлений»

Напомним логику ГАИ в таких случаях: «Согласно п. 172.2 ПДД, звуковые сигналы в населенных пунктах могут применяться только для предотвращения ДТП. За невыполнение предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 18.14 КоАП РБ в виде предупреждения или наложения штрафа до трех базовых величин. Для ориентирования в потоке и восприятия опасности, которой предшествовала подача звукового сигнала, водитель применяет меры по изменению направления и скорости движения, что влечет за собой создание аварийной обстановки для других участников движения. Ответственность в данном случае наступает по ч. 10 ст. 18.14 КоАП РБ, которая предусматривает наложение штрафа от 5 до 20 базовых величин с лишением права управления ТС до двух лет или без лишения».

«Когда прибыл в ГАИ для разбирательства, обнаружил в коридоре 30—40 таких же товарищей, как и я, — описывает увиденное Владимир. — Среди них были и те, кто пришел разбираться по поводу нападения неизвестных лиц в черном на их автомобили; те, кто попал в пробку и кого обвиняли в создании заторов. Но основная масса — люди, подававшие сигнал. Происходящее выглядело как конвейер. Водители сидели в коридоре, их по очереди вызывали. Когда я зашел, увидел на столе офицера стопку постановлений. Он брал верхнее, зачитывал ФИО — этого человека приглашали. Все данные уже были напечатаны в постановлениях. То есть все бумаги на так называемом разборе говорили, что водитель совершил нарушение. Пустыми были только графы с датой и временем, а также размером штрафа и сроком лишения прав (ну и место для подписей)».

Мужчина вспоминает о еще одном показательном моменте: «Я ходатайствовал об отправлении дела на доработку. Объяснял: если создана аварийная обстановка, то в деле должны быть данные человека, который изменил скорость или направление, — будь то другой автомобилист или пешеход. Возможно, должны упоминаться хоть какие-то признаки: цвет кузова, одежда и тому подобное. Ничего этого указано не было. Отсюда я сделал вывод, что доказательств для 10-й части статьи 18.14 нет. Потому и ходатайствовал о доработке — чтобы определили, что именно мне вменяют 2-ю и 10-ю часть. Заявил, что я не понимаю, в чем конкретно меня обвиняют. В ходатайстве отказали. Офицер сказал, что постановление уже вынес, подписал. Озвучил: устное ходатайство принять невозможно, можно обжаловать у его начальника. Намекнул: если я поступлю таким образом, то стоит вспомнить, что статья предусматривает и лишение прав. Мне дали недвусмысленно понять, что при обжаловании наказание может быть увеличено. Поэтому я пошел в суд».

Недолгое заседание

Общее время рассмотрения дела не превысило получаса. Судья зачитала материалы дела: «Жалоба на постановление ГАИ... По мнению истца, нет обстоятельств, отсутствуют сведения о создании аварийной обстановки... Ходатайствует о просмотре в суде видео, о вызове свидетеля Дениса Дудинского... Это будет доказательством, что вменяемые деяния не имели места быть... Данные доказательства ранее не предоставлялись...»

В ходатайствах судья отказала. Видео осталось ждать своего часа на флешке, а Дудинский остался сидеть в коридоре. Вскоре было вынесено лаконичное решение: постановление оставить без изменения, а жалобу — без удовлетворения. «Конечно, я намерен его обжаловать», — заявил Владимир, как только покинул зал судебных заседаний.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by