В таких историях, как эта, прекрасно все. Таксист, работающий от борта, не возит пассажиров по среднему тарифу, он даже не выставляет стоимость чуть дороже — нет. Его услуги обходятся невероятно дорого, будто речь о каком-то VIP-такси. Клиент, казалось бы, тоже все понимает, но торопится и допускает роковую ошибку: не он первый, не он последний. Подробнее обо всем нам расскажет Ирина Геннадьевна — женщина доехала от железнодорожного вокзала до Логойского тракта за 60 рублей.
В разговоре с корреспондентом Onliner женщина подтверждает: так дорого за такси она еще не платила. Почти 60 рублей за поездку, которая длилась 14 минут и которая, как ей казалось, должна была стоить ну никак не дороже червонца. — Это была пятница, утро. Мне нужно было от железнодорожного вокзала доехать до Логойского тракта. Обычно я вызываю такси: тогда поездка стоит 7—10 рублей. Но в тот день, знаете, торопилась. Шла от вокзала, а тут этот водитель ко мне и обратился... — все такие истории, согласитесь, похожи. Ирина Геннадьевна рассказала, где именно ее перехватил предприимчивый таксист, где стояла его машина, но вы и так это прекрасно знаете, если время от времени бываете возле железнодорожного вокзала. Справа от центрального входа, прямо напротив железнодорожных касс, есть проезд, куда разрешено въезжать только автомобилям служб такси. И быть бы этой площадке идеальным образчиком «стоянки на минутку»: подобрать или высадить пассажира и уехать, ведь более удобного места на всей привокзальной площади не найти...
Однако часто этот проезд занят одними и теми же машинами. Водители, находящиеся поблизости, с радостью предложат вам свои услуги, если будете проходить мимо. Так что любой желающий запросто может оказаться на месте нашей читательницы. Впрочем, торопиться не за чем. Создается впечатление, что некоторые таксисты готовы целый день простоять на морозе в ожидании клиента, который поедет на их условиях. — Конечно же, я спросила у водителя, сколько будет стоить поездка. Он ответил: «По счетчику», — вспоминает женщина. Вот это «по счетчику» слышали, наверное, все клиенты, которые потом рассказывали свои похожие истории о дорогом такси. Это такой психологический момент для тех, кто застал еще те желтые автомобили с шашечками, которые возили либо по счетчику (то есть официально), либо без счетчика (то есть как договоришься). «Ну раз „по счетчику“, значит, все будет хорошо», — размышляет пассажир и садится в машину. Доехали быстро, по пути общались мало. Марку машины Ирина Геннадьевна не запомнила, так как ничем особым она не выделялась: темный цвет, в меру досмотренная. — Водитель по дороге жаловался, что все подорожало, — вот это женщина запомнила, и вы запомните. Таксисту, по словам нашей читательницы, на вид лет 40. — Приехали на место, он останавливается, говорит: 59 рублей с чем-то. Я в таком шоке, разволновалась, понимаете? Спрашиваю, мол, а почему так дорого? А он мне: вы, наверное, давно на такси не ездили. В общем, отдала я ему 60 рублей, и даже копейки эти сдачи не забрала, — говорит Ирина Геннадьевна. Таксист выдал чек: это водители, устанавливающие такие расценки, выполняют просто образцово. Так вот, согласно чеку, только посадка в автомобиль у этого таксиста стоит 20 рублей. Напомним, женщина намеревалась за всю поездку потратить вдвое меньше, и это вполне обоснованно — достаточно изучить тарифы наиболее популярных в столице служб и сервисов.
Действительно, какая мораль может быть у этой вполне будничной истории? Отдельно взятая пассажирка такси стала беднее на 60 рублей, отдельно взятый таксист на эти 60 рублей стал богаче. Кто-то скажет, обнаглели, другие возразят — нужно уточнять тариф, прежде чем садиться в машину. Пассажирам нужно иметь в виду (в особенности накануне новогодних праздников), что может быть большая разница в тарифах тех такси, которые вызываются через диспетчерскую службу или мобильные приложения, и автомобилей, которые ловят «от борта». В первом случае цена формируется службой такси или сервисом, оказывающим такие же услуги. Во втором — перевозчик, являясь предпринимателем, самостоятельно определяет стоимость своих услуг. Есть и еще одна тонкость: и одни, и другие поездки могут выполняться одним и тем же человеком на одной и той же машине. И тут вопрос, насколько четко соблюдаются требования (в том числе внутренние требования перевозчиков и платформ). Ирина Геннадьевна запомнила, что на автомобиле, в котором она ехала, были обозначения популярного в Минске сервиса. Это тоже своего рода трюк: есть узнавание, формируется уверенность, что тарифы будут идентичными вне зависимости от того, вызываешь машину привычным способом или берешь вот так, «от борта». Но это не так. Если водитель получает клиента через диспетчера или приложение-агрегатор — он обязан играть по их правилам и везти по их расценкам. Если же водитель выступает как самостоятельный перевозчик и клиента находит сам, то и расценки на свои услуги определяет индивидуально. Пункт 169 постановления Совета министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров» определяет, что размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади. Размер платы при этом определяется по таксометру. То есть таксист в любом случае обязан предоставить чек по завершении поездки — он это и сделал.
Регулярно в комментариях появляются вопросы: как подобное до сих пор возможно, почему не введены ограничения на тарифы таких вот перевозчиков, ведь, по сути, ничто не мешает им установить какую угодно стоимость своих услуг? Вынуждены отметить, что нам ничего не известно о возможных подвижках в этом направлении. Более того, в проекте указа «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров», под обоснованием необходимости принятия которого стоит подпись министра транспорта и коммуникаций, этот вопрос вообще обошли стороной. В то же время в том же самом обосновании немало сказано о недобросовестной конкуренции как причине всех бед в сфере пассажирских перевозок. К примеру, из-за такой конкуренции, отмены лицензирования и перенасыщенности рынка цены на такси за несколько лет упали в разы. Цитата: «Недобросовестная конкуренция на рынке перевозок пассажиров автомобилями-такси выражается в снижении тарифов на эти услуги, так как в результате отмены лицензирования в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси данный рынок перенасыщен предложениями перевозчиков. Например, в январе 2020 года тариф за 1 км пробега автомобиля-такси в г. Минске составил 75—85% от тарифа за поездку в наземном городском пассажирском транспорте, для сравнения, в июле 2013 года это соотношение составляло 200—400%».
Чтобы не оказаться в ситуации, когда за поездку придется платить намного больше обычного, нужно помнить:
Новый год близко, ситуации бывают разные, поэтому вспомним об одном совете, который дал когда-то нашим читателям человек, сам работавший таксистом в Минске: «Лучшее для пассажира при таких правилах игры — сразу договариваться на конкретную сумму. Все же представляют, сколько стоит их поездка. Ну накиньте немного в крайнем случае, если нет времени звонить диспетчеру. Но настаивайте на своей сумме. У нас привыкли, что ехать по счетчику — это гарантия того, что не обманут. Не обманут — вам дадут чек, не беспокойтесь. Но вы же не знаете, какие тарифы у этого водителя. Поэтому оговаривайте стоимость с точностью до рубля».
До Нового года остается 16 дней.
Работаете от борта? Счетчики банкнот в Каталоге Onliner
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by