Автобус белорусской армии. Споттинг-обзор

20 831
21 апреля 2021 в 8:00
Источник: Павел Матусевич. Фото: Павел Матусевич, Дмитрий Гладкий, Сергей Липский

Автобус белорусской армии. Споттинг-обзор

Обычно споттинг (фотоохота) ассоциируется с авиацией, но на самом деле споттить можно все что угодно. Например, автобусы Министерства обороны. Основные машины в Вооруженных силах — это, конечно же, грузовики, а автобусы встречаются нечасто. Первое упоминание об их эксплуатации в армии относится к 1905 году — использовавшиеся во Франции двухэтажные Société des automobiles Eugène Brillié (позже — Brillié-Schneider) представляли собой подвижные пункты голубиной почты. Начиная с Первой мировой автобусы использовались для перевозки личного состава, в качестве санитарного транспорта, штабных машин, специальных лабораторий и рекрутской рекламы. Сегодняшний споттинг-обзор посвящен автобусам стандартных конструкций Минобороны РБ.

Советское наследие

В Беларуси после обретения независимости и организации собственных Вооруженных сил почти вся матчасть армии была советской. Одно из типичных транспортных средств тех времен — городской высокопольный автобус среднего класса ЛАЗ-695Н (годы выпуска — 1974—2010). Модель считается одним из символов советских дорог. Пока мы росли и взрослели, казалось, что такие обычные вещи не исчезнут никогда. Но нынче это редкость и раритет, а Львовский автобусный завод обанкротился и превратился в руины в 2014 году.

Данный экземпляр служит (или служил) в речицких краях. Передний правый люк напоминает о том, что это товар двойного назначения и необходим для погрузки носилок — при конвертации в военное время в санитарный вариант. Люки для носилок ставили на машины только советской сборки.

ПАЗ-672М — автобус малого класса Павловского автобусного завода (годы выпуска — 1982—1989), один из самых массовых и широко используемых в Советской армии. По инерции пазики достались всем постсоветским странам. В белорусской армии они служили в Военной академии и комендатурах.

Наследником 672-го стал ПАЗ-3205. В Вооруженных силах РБ достаточно редкая машина, а вот в российских — самый распространенный автобусный вариант. На фото — ПАЗ-32053 (годы выпуска — 2001—2016) с одной автоматической дверью, для пригородных маршрутов.

И конечно же, невозможно представить советское время без венгерского туриста Ikarus. В Минобороны РБ такие встречались в конце 90-х — как этот дальнемагистральный Ikarus-256 (годы выпуска — 1974—2002).

Поколение МАЗ

В 1993 году на Минском автомобильном заводе выпустили первый автобус МАЗ-101, а в 1997-м в серию пошла первая массовая модель МАЗ-103. В 2000-х автобусы начали встречаться в Вооруженных силах РБ. Нынче это основная марка автобусов белорусской армии.

Самыми первыми автобусами Минобороны РБ, которые попались нам на глаза, оказались пригородные высокопольные версии МАЗ-104С (годы выпуска — 1997—2007), принадлежащие роте почетного караула. Кстати, рота почетного караула относится к военной комендатуре. Транспорт, который ей принадлежит, имеет серию автономеров МР-0 — насколько известно, подразумевается military police.

Пригородная версия низкопольного МАЗ-103С (годы выпуска — 1996—2008) несет службу в Минском суворовском училище. Этот автобус возит кадетов на экскурсии, спортивные мероприятия, парады и так далее.

МАЗ-256 — основная автобусная «лошадка» современных Вооруженных сил, которую можно встретить почти во всех частях и подразделениях. Зачастую на эти автобусы наносят наклейки с изображением шевронов и указанием регалий воинских формирований, благодаря чему машины приобретают армейскую индивидуальность. Эта модель выпускалась в 2005—2014 годах.

МАЗ-152 «Вазола» (годы выпуска — 1999—2014) — первый вариант белорусского greyhound bus. Эти автобусы пришли на смену 104-м в «ганаровую варту», а также используются музыкантами главного оркестра Вооруженных сил на гастролях.

МАЗ-251 (годы выпуска — 2006—2019) — туристический автобус с приятным европейским дизайном. Эта модель в Минобороны РБ обслуживает крупные международные делегации и гастроли артистов Драматического театра белорусской армии.

А малыши МАЗ-241 (годы выпуска — 2013—2018) приглянулись силам специальных операций. Еще не так давно эти автобусы выполняли административно-связные функции.

МАЗ-206 (выпуск с 2006-го) и МАЗ-226 (выпуск с 2007-го) — низкопольные автобусы среднего класса. Очень похожие модели с фактически идентичными кабинами. По центру 206-й находится площадка для стоячих пассажиров. В 226-й такой площадки нет, идет сплошной ряд сидений. Такие автобусы, например, доставляют на парад сводный женский батальон.

МАЗ-231 «Алеся» (выпуск с 2010-го) — универсальная пригородно-междугородняя модель с довольно приятным дизайном. Так выглядит последнее обновление автобусного парка роты почетного караула.

Китайская дружба

У белорусских властей, как все знают, тесные отношения с КНР. Хотя в самом Китае про Беларусь слышали далеко не все. Тем не менее оттуда с начала 2010-х поставляют небольшое количество автомобилей именно для Минобороны РБ. Среди прочих были две модели автобусов: King Long Higer KLQ6608E3 и Yutong ZK6708DH.

Название King Long Higer KLQ6608E3 может показаться странным. Это так по-китайски — назвать модель в честь другой марки китайских автобусов (Higer). А возможно, это просто какой-то хитрый ход.

Автобус Yutong ZK6708DH находился исключительно на вооружении 361-й базы охраны и обслуживания генштаба Минобороны РБ и сопровождал небольшие международные делегации (чаще всего китайские).


Как можно убедиться, модельный ряд автобусов Минобороны РБ уникален и обладает, образно говоря, выраженным национальным колоритом. Такие обзоры показывают, как зачастую непонятный для большинства споттинг превращает информацию о случайно (или нет) увиденном транспорте в исторический срез. А сами фотографии будут радовать энтузиастов, специалистов транспорта, историков, изучающих военную технику и эпоху в целом.

Читайте также:


Оставьте авто и троллейбус. Электросамокаты в Каталоге для поездок на работу и по велодорожкам вечерком

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 20 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 20 км, аккумулятор 5.1 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 12 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Павел Матусевич. Фото: Павел Матусевич, Дмитрий Гладкий, Сергей Липский
Без комментариев