Личный опыт обустройства зарядного места на паркинге. «Пришлось побегать с бумажками»

26 мая 2021 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский

Личный опыт обустройства зарядного места на паркинге. «Пришлось побегать с бумажками»

Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский

После статьи про зарядные станции Wallbox в редакцию Onliner написал читатель по имени Василий. Он рассказал о том, что решил купить себе Audi e-tron, но еще до того, как машина прибыла к нему из США, позаботился о наличии места для постоянной зарядки электрокара. Вместо красивой станции мужчина решил установить у себя на паркинге более универсальное и доступное решение — щит с мощными розетками. Процедура согласования и строительно-монтажных работ потребовала немалых усилий от автовладельца, зато результат — полноценное зарядное место с выделенным лицевым счетом и автоматическим выставлением ежемесячных счетов на оплату.

Паркинг в 25-этажке

Василий проживает в Минске в 25-этажном доме с подземным паркингом. Мужчина является собственником одного машино-места, поэтому сразу после того, как было принято решение о покупке электрокара, он начал изучать нюансы установки собственной зарядной станции на паркинге. Если быть точным, автолюбитель решил установить возле своего места мощную розетку, а не зарядный модуль типа Wallbox.

Есть несколько вариантов установки розетки на своем парковочном месте (важно, чтобы это место было закреплено за одним человеком):

  • можно просто пойти к товариществу собственников и договориться на установку розетки с дополнительным счетчиком. Здесь нужно договариваться, и это не совсем «по правилам». Все равно что выкинуть из окна удлинитель к машине;
  • можно сделать проект, согласовать его и договориться с товариществом собственников. По-хорошему нужно делать именно так. Но и здесь много переменных.

— Я хотел, чтобы у меня был собственный лицевой счет, отдельный счетчик с дифференцированным тарифом по трем временным зонам, а также чтобы счетчик автоматически скидывал данные в «Энергосбыт». Для всего этого мне пришлось пройти достаточно длинный путь, — рассказал Василий.

Когда мужчина показал список документов, которые понадобились для установки мощной розетки, мы, мягко говоря, удивились. Это десятки различных договоров, актов и согласований!

Сначала нужно согласовать место установки

Первое, что сделал Василий, — это согласовал место установки будущей розетки (электрического щита) с товариществом собственников. Для этого наш герой сфотографировал свое парковочное место, обозначил, где будет установлен щит, и заверил этот снимок у председателя ТС. Далее мужчина отправился в исполком для получения разрешения на проведение проектных работ. Там зарегистрировали обращение о намерении сделать «реконструкцию парковочного места».

Через какое-то время Василию на электронную почту пришло уведомление о том, что решение на установку зарядной розетки готово. В сообщении был приведен перечень того, что необходимо соблюсти при проведении монтажных работ.

Технические условия для проекта

С этим разрешением Василий вернулся в товарищество собственников и запросил технические условия для того, чтобы сделать проект будущей зарядки. Это было необходимо из-за того, что ТС фактически является владельцем локальных электрических сетей внутри жилого дома, включая подземный паркинг. После этого товарищество написало заявление в «Энергосбыт» с просьбой выдать технические условия на увеличение мощности на дом в связи с проведением внутренней модернизации электрических сетей для подключения зарядного устройства электрокара. Необходимая дополнительная мощность — 11 кВт. Технические условия товарищество в итоге получило от РЭС.

— По существующим кабелям нам дали увеличение мощности на 11 кВт. В итоге мощность составляет 51 кВт. Те 40 кВт, которые были по умолчанию, задействованы под текущих потребителей электроэнергии. На паркинге этими потребителями являются система вентиляции, газоудаление, пожарная система, освещение и т. п. Но при этом во всех новых домах производится закладка очень мощных кабелей, которые, как правило, позволяют увеличить мощность. В мой дом, например, заходит кабель 5 на 80. Каждая жила — с большой палец. 40 кВт для такого кабеля — считай ничего. Поэтому нам спокойно выдали дополнительные 11 кВт, — пояснил владелец Audi e-tron.

Зеркальные технические условия

На основании полученных технических условий были выдвинуты так называемые зеркальные технические условия. Так как владельцем электросетей в доме является товарищество собственников (либо ЖЭС), то, соответственно, товарищество и должно посылать запрос в РЭС. Полученный ответ зеркально перенаправляют первоначальному заявителю, то есть владельцу зарядной станции. Звучит все сложно, но по факту ТС просто выполняет роль посредника в документообороте.

 

Проект работ по электрификации

На основании этого документа мужчина заключил договор с частной проектной организацией «Мобильный сервис», которая имеет аттестат на проведение проектных работ по электрификации. На руки Василий получил проект. В нем отмечены все необходимые нюансы для установки будущей станции: щит с зарядным портом, 40-метровая линия для подключения к домовому электрощитку, все схемы подключения, характеристики кабеля (указано сечение) и т. д.

Данный проект необходимо согласовать с тремя организациями — «Энергосбытом», «Энергонадзором» и со своим товариществом собственников. Плюс ко всему место установки станции необходимо согласовать с исполкомом.

Электро-физические измерения

Бумажная волокита закончилась, пора проводить электромонтажные работы! Но перед этим необходимо провести электро-физические измерения. Для этих работ нужно нанять компанию с соответствующей лицензией. Если описать простыми словами, то эта организация берет уже готовую проектную документацию и делает соответствующие расчеты на предмет нормальной работы сети, отсутствия мест, где может греться кабель, и т. д.

Строительно-монтажные работы

— После всего этого необходимо найти компанию для строительно-монтажных работ и заключить с ней договор. В зависимости от объема работ стоимость данной услуги может отличаться. Я думаю, что в среднем монтаж обходится в три тысячи рублей. Мне подвели все необходимые кабели и повесили щит с розетками. Как видите, я пошел по пути установки мощной розетки, а не зарядной станции типа Wallbox. Дело в том, что мобильная зарядная станция идет в комплекте практически с любой машиной. Audi e-tron — не исключение. Нужно лишь подвести электричество к месту парковки, — уточнил собеседник.

На щитке имеются три разные розетки, включая европейскую. Свою Audi e-tron Василий купил в США, поэтому на борту автомобиля есть однофазный разъем Type 1. Евророзетку мужчина установил на случай, если в будущем купит европейский электрокар. Сейчас установленная зарядная станция (т. е. розетка) заряжает по одной фазе на 50 А. Для использования в ночное время этого более чем достаточно. Василий даже ограничивает мощность на 50%. Но не будем забегать вперед. После того как все установлено и подключено, владельцу парковочного места необходимо обратиться в «Энергонадзор».

«Энергонадзор»

— Эксперты «Энергонадзора» должны проверить, все ли правильно подключено. Я думал, что строительно-монтажные работы — это уже финишная черта, но когда увидел список документов, которые необходимо предоставить в «Энергонадзор», понял, что придется еще немножко побегать. Там среди прочего есть акт о приобретении средств индивидуальной защиты для обслуживания всей этой системы. Речь о галошах и перчатках. Купил, акт получил, подготовил все остальные документы и направился в организацию. Там мне выдали акт осмотра «Энергонадзора». Это, по сути, самый важный документ из всех. Он подтверждает, что все предыдущие работы и настройки произведены правильно, — рассказал Василий.

Это еще не все

Нам бы хотелось уже закончить эту статью, но полученный документ мужчина повез в «Минскэнерго», чтобы заключить с ними договор на электрификацию (чтобы можно было оплачивать электроэнергию). Там потребовали еще некоторые документы. Василий все подготовил и замер в ожидании финального свистка. Каково же было удивление автовладельца, когда ему позвонили из «Минскэнерго» и сказали, что не могут заключить договор на электрификацию.

— Это был шок. Я прошел столько процедур, согласований и составлений документов, чтобы меня развернули в самом конце пути? Поехал разбираться. И тут я узнал о неком 510-м постановлении, по которому запрещается заключать договора на энергоснабжение нежилого помещения с физическими лицами за исключением гаражей, садовых товариществ и чего-то там еще. То есть в подземном паркинге многоквартирного дома — нельзя. Таким образом я оказался в такой вот юридической ловушке. Я даже написал письмо в Министерство энергетики, после чего решение нашлось — мне предложили оформить трехсторонний договор на энергоснабжение. Он подписан «Минскэнерго», товариществом собственников и мной. Я в этом договоре являюсь субабонентом. У меня есть свой лицевой счет, я по нему плачу каждый месяц. Другими словами, все работает так, как я и хотел, — пояснил собеседник.

Конец

Теперь зарядный блок имеет три тарифные зоны. Василий пользуется самой дешевой — с 23:00 до 6:00 (13 копеек за 1 кВт). Мужчина подключил АСКУЭ (система автоматизированного контроля за отпуском и потреблением электроэнергии). По итогам потребления электроэнергии на паркинге (раз в месяц) владельцу Audi e-tron выставляется счет в ЕРИП. Все максимально автоматизировано и удобно. Но побегать с бумажками, как видите, пришлось. Цена вопроса — около трех тысяч рублей за все работы, щиток и кабель.

Вы владеете электрокаром? Можете помочь развитию EV-сегмента в Беларуси! Расскажите о своем опыте, а мы напишем об этом статью. Пишите на dl@onliner.by!

черный, седан, электро, автоматическая, полный привод
черный, лифтбэк, электро, автоматическая, задний привод
черный, лифтбэк, электро, автоматическая, задний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by