Начиная с весны 2020 года мир изменился. Многие крупные автомобильные выставки и фестивали либо вообще не проводятся, либо сильно измельчали в своем размахе. Да и выбраться на какие-либо из них, кроме российских, проблематично. На этом фоне Санкт-Петербургскому транспортному фестивалю удалось остаться на арене. На него, хоть и не без приключений, выбраться из Беларуси все-таки можно, а в масштабах он растет.
SPb Transport Fest — это и большой фестиваль ретротранспорта, и довольно представительная выставка новейших образцов автобусов, троллейбусов, электробусов, многие из которых впервые демонстрируются на публике именно здесь. Все действо происходит в самом что ни на есть туристическом центре Санкт-Петербурга — Манежная площадь, Итальянская улица, Кленовая улица, Инженерная улица. Это в двух шагах от Невского, в трех шагах от Аничкова моста и в шаге от Фонтанки. Все с видом на Михайловский замок. До памятника Чижику-Пыжику тоже рукой подать. Именно в этой локации собирается транспорт, способный заинтересовать даже тех, кто этой темой особо не увлекается.
Самая зрелищная часть — парад ретрообразцов по улицам Питера. Десятки музейных автобусов, троллейбусов и спецмашин из лучших экспозиций и коллекций России в движении на красивом фоне выглядят... Поверьте, шикарно выглядят. Затем все эти образцы паркуются и открывают двери для всех желающих. Бесплатно.
А уж количество частных легковых олд- и янгтаймеров, которые съезжаются в дни проведения фестиваля в центр Питера, измеряется сотнями. Широко представлен как советский, так и мировой автопром. Если договориться с хозяином, то посидеть за рулем тоже дадут.
Кленовая улица, где сосредоточены новые модели, представляет собой небольшой, уютный, но, конечно, тесный для большого количества автобусов и электробусов бульвар. Расставляют их очень плотно, посетителей много, сфотографировать технику, разумеется, проблематично. Но желающих экспонироваться все больше. В нынешнем году пространство между Михайловским манежем и бывшими конюшнями Михайловского замка уже не вместило всех желающих. Новинки были и на соседних улицах.
Плюс параллельно идет концертная программа. Первое, что я услышал, заходя на мероприятие со стороны Невского проспекта, было «Живет в белорусском Полесье кудесница леса Олеся, живет в ожидании счастья, а с ним нелегко повстречаться». Так уж совпало, что гвоздями концертной программы в нынешнем году были «Белорусские песняры» и Инна Афанасьева.
Про все интересные экспонаты рассказать невозможно, их сотни. Сосредоточимся на главных премьерах.
В нынешнем году на фестиваль впервые приехал КАМАЗ со своей линейкой пассажирского транспорта. Камазовские электробусы прочно окопались в Москве, их теперь даже собирают там. Они же наряду с внешне похожими электробусами «Группы ГАЗ» полностью вытеснили в российской столице троллейбус. К счастью, другие города, в отличие от Москвы, отказываться от троллейбусов не спешат, а потому КАМАЗ вошел и в сегмент троллейбусов. Модель КАМАЗ-62825 — это классический троллейбус с увеличенным автономным ходом. У него российский асинхронный электродвигатель мощностью 180 кВт (с центральным редуктором и карданом) и применяемый в конструкции многих пассажирских машин портальный мост ZF AV 133. Второй в истории КАМАЗа троллейбус показывали в фирменной окраске питерского «Горэлектротранса». Вероятно, это намек, но подробностей не разглашают.
Три расположенные вертикально линзовые фары — это не изыск камазовских дизайнеров, а корпоративное требование и «общий стиль» всего московского транспорта. Примерно так же выглядят и электробусы «Группы ГАЗ». Вот почему похожий дизайн появился на автобусах МАЗ. Его внедрили специально «под Москву». Однако и крупный питерский заказчик МАЗа — частный перевозчик «Третий парк» — заказал «короткие» МАЗ-206.945 именно в «московском» дизайне. Упомянутая модель представляет собой модификацию с дизелем, работающим на сжиженном метане. Трехсотлитровый криогенный бак с системами «отъел» полтонны массы и пять сидячих мест. Сам бак китайского производства, как и 200-сильный дизель Weichai, собранный на СП под Минском. А вот коробка передач американская — Allison автобусной серии Т270.
МАЗ-303.266 прекрасно знаком нашим читателям. Мы о нем подробно рассказывали. Тот самый экземпляр с заводским номером 1 работает в Санкт-Петербурге.
И об электробусе МАЗ-303.E10 у нас выходил подробный обзор. Вы не поверите, но самый первый мазовский электробус с заводским номером 1 также «поселился» в Питере. Вот-вот должна начаться его тестовая эксплуатация на маршрутах автобусного парка №2 СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
Партия из двух десятков ретрофутуристических троллейбусов 433030 Vitovt Max II производства завода «Белкоммунмаш» уже работает на маршрутах в Северной столице. Несмотря на то что на таком в Питере спокойно можно прокатиться в любой день, от желающих посмотреть-пощупать отбоя не было. Об этой машине мы также подробно рассказывали.
Любопытно, что для плаката с характеристиками выбрали не фото «Витовта» на Невском, а снимок фотографа Onliner Александра Ружечки из той самой нашей статьи.
Именно в Санкт-Петербурге сосредоточен, вероятно, самый большой в России парк автобусов и электробусов российской марки Volgabus, ранее известной как «Волжанин». Неудивительно, что частные хозяева предприятия для премьер выбирают именно SPb Transport Fest. Электробус Volgabus VBG 12Е — абсолютная новинка, которая на публике демонстрировалась впервые. Здесь реализована «ночная» схема зарядки, запас автономного хода составляет 250 км. Эта модель предназначена для... Австрии! Именно поэтому у нее необычная для нас дверная схема. Приятно видеть, как небольшой частный производитель из гаража на автобазе вырос до серьезного предприятия европейского уровня.
Электробус ПКТС-6245 «Пионер» — также абсолютная премьера выставки. Он построен компанией «Транспортные системы» (той, что сейчас владеет бывшим заводом ТролЗа и выпускает там троллейбусы «Адмирал»). Вместе с тем эта машина собрана на новой производственной площадке в Питере. Отсюда и надпись «Сделано в Санкт-Петербурге».
Технических подробностей о «Пионере» пока немного, ведь это первый собранный экземпляр, еще даже не прошедший испытания и сертификацию. Привод осуществляется на оба задних моста ZF, а поскольку они электропортальные (с мотор-колесами), пол электробуса совершенно ровный. Другое новшество — полностью электрическая система климат-контроля, включающая три объединенных кондиционера. Вскоре должна начаться опытная эксплуатация этой машины в Северной столице.
Еще один необычный экспонат фестиваля — микроавтобус-кабриолет на шасси IVECO Daily. Такие машины по заказу выпускает российский производитель Foxbus из Нижегородской области. Технически 31-местный автомобиль ничего особенного собой не представляет, но выглядит лучше многих европейских аналогов. Вероятно, вскоре такие кабрио-маршрутки появятся в Питере на экскурсионных линиях.
Это был всего лишь второй SPb Transport Fest. Первый провели в 2019 году, а в 2020-м фестиваль отменили из-за коронавируса. Но вообще, по задумке организаторов, мероприятие должно быть ежегодным. Учитывая тот факт, что второй фестиваль по масштабу заметно превзошел первый, можно предположить, что SPb Transport Fest 2022 будет еще масштабнее. Любителям транспорта (и не только им) можно смело ставить третий фестиваль в план для поездки на уик-энд в Питер в следующем году.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by