05 июля 2021 в 8:00
Источник: Антон Кажуро. Фото: Влад Борисевич

«Не важно, какая машина, многие просто не умеют правильно ездить». Автотренер о своей работе

Дмитрий Бруцкий уже довольно давно занимается подготовкой людей к автоспортивным соревнованиям. Хотя, как он сам говорит, главное в его работе — это научить автолюбителей правильно пользоваться быстрыми машинами на дорогах общего пользования, научить их в первую очередь безопасному вождению, а после всему остальному. «Быстро мчаться нужно по треку, а не по городу» — именно такую истину Дмитрий стремится донести до своих учеников. Об этом мы и решили поговорить.

То, что нужно знать каждому

«Вряд ли будет правильным утверждение о том, что я учу только гонкам, — говорит Дмитрий. — Я даю знания, которые пригодятся как на обычных дорогах, так и на гоночных трассах. Моя основная специализация — гонки time attack, проходящие на асфальтовых трассах. Соответственно, люди, которые приезжают учиться у меня, делают это в максимально приближенных к дорогам общего пользования условиях. Мощные автомобили очень опасны при неправильной эксплуатации. Их владельцы должны быть положительным примером для других участников движения, но, к сожалению, часто происходит наоборот. Если же говорить о соревнованиях, то для меня нет какой-то градации относительно того, подходит машина по скорости или нет. Если я увижу, что монокубок ВАЗ собрал большое количество участников и качественный состав, то я тоже подготовлю для себя „Жигули“ и буду участвовать. Ко мне на занятия приезжают разные модели разных марок — от Honda Civic 1992 года выпуска до Porsche Turbo S 2021 года выпуска. Не важно, какая машина, многие просто не умеют правильно ездить».

Как посещение гоночной трассы помогает водителям

«Во-первых, при езде по треку человек имеет возможность лучше узнать, в чем его сильные и слабые стороны, — рассказывает тренер. — Во-вторых, за два-три часа, которые длится трек-день, накапливается достаточно адреналина, чтобы потом не возникало желания полихачить на проспекте. Подавляющее большинство моих учеников это подтверждает. Помимо всего прочего, автолюбители становятся более внимательными к своим транспортным средствам. На гоночной трассе нужно следить не только за дорогой, но и за машиной. Температура двигателя, температура масла, давление в шинах — все эти моменты требуют постоянного контроля. Понимание процессов, происходящих внутри автомобиля, важно не только для гонок, но и для повседневного вождения, ведь тогда владелец будет лучше представлять, как обслуживать свое транспортное средство и как выявлять причины возможных неисправностей. Да, вполне вероятно, что придется потратить больше денег на качественную резину, качественную охлаждающую жидкость и тому подобное, но это сделает автомобиль надежнее и безопаснее. Одного комплекта шин среднего качества вполне хватает на целый сезон, если посещать трек-дни раз или два в неделю. К тому же с ростом водительского мастерства снижается степень износа машины, поскольку приходит понимание того, как правильно ее эксплуатировать».

Разные машины — разные водители — разные подходы?

«Трасса в Стайках представляет собой нечто среднее между картодромом и автомобильным треком, — объясняет Дмитрий. — То есть она не настолько скоростная, как, например, Moscow Raceway. Поскольку машины приезжают самые разные, то и количество кругов, которое они могут проехать без слишком большой нагрузки, неодинаково. Мы выработали единую схему, которая более-менее подходит всем: один прогревочный круг, два боевых круга и один остывочный круг. Затем 10—15 минут длится перерыв, в течение которого автомобиль успевает „отдохнуть“.

Если мы говорим о разнице между АКПП и МКПП, то здесь ее, по сути, нет. В основном автомобили ездят на второй или третьей передаче, часто переключаться нет нужды. Что касается привода, то отличие между полноприводной, переднеприводной и заднеприводной машиной начинаешь чувствовать лишь с опытом. Люди ездят не только на своих собственных авто, но и на тех, которые я им предоставляю. Так можно лучше понять, в чем же различие».

«Старт с места в time attack не играет никакой роли, — продолжает инструктор. — А управляемый занос важен в контексте того, как не потерять управление автомобилем и продолжить движение. Я не учу дрифту, я учу правильно входить в поворот на скорости и правильно выходить из него. Особую значимость данный момент приобретает на мокрой поверхности, когда очень легко вылететь с трассы, если неправильно повести себя на вираже. Очевидно, что не все люди, которые приходят ко мне, умеют водить свои автомобили безопасно. С такими приходится проводить „интенсивный курс“ — буквально за одно занятие обучать базовым вещам, дабы в будущем перейти уже непосредственно к спортивному вождению. Бывает и обратная ситуация: ученик с самого начала имеет представление о базовых вещах (условно говоря, торможение на прямых колесах или плавный поворот руля). Тогда заниматься гораздо легче».

Безопасная езда во главе угла

«Дают ли мои занятия возможность участвовать в автосоревнованиях? — рассуждает Дмитрий. — Ну, любительские соревнования потому и называются любительскими, что в них может участвовать практически любой автомобилист. Особенно это касается time attack, где Mazda MX5 мощностью 150 „лошадей“ вполне может конкурировать с BMW M2 мощностью 400 „лошадей“. В целом, у нас не так часто проводятся именно соревнования. Как правило, проходят трек-дни. Да, там тоже подводятся какие-то итоги, но скорее формально. Смысл трек-дней — это выпустить пар, погонять по треку, пообщаться с единомышленниками. Среди людей, которые только начали заниматься автоспортом, есть те, кто по ошибке принимает трек-дни за соревнования. На вторые, в отличие от первых, нужно ехать за тем, чтобы действительно показывать результат, конкурировать с другими и с самим собой. Там все куда серьезнее. Когда я вижу, что человек готов к участию в подобных мероприятиях, я могу сам сказать об этом. Но приоритет для начинающего на соревнованиях — быстрая и безопасная езда, а не быстрая на грани фола, когда водитель не до конца понимает, что происходит с автомобилем во время движения. Разговаривая о передвижении по дорогам общего пользования, мне было бы очень стыдно услышать о том, что кто-то из моих учеников создает опасные ситуации на дороге и превышает скорость».

«Комплекс в Стайках очень хорошо подходит для оттачивания водительского мастерства, — отмечает гонщик. — Раньше в Беларуси подобных мест не было. Понятное дело, трасса здесь не профессионального автомобильного уровня, но для тех, кто только начал увлекаться автоспортом, это даже к лучшему. Здесь не получится развить слишком большую скорость, зато можно научиться чувствовать свой автомобиль и входить в довольно сложные повороты. Не нужна какая-то особенная машина — комфортно будет всем. Это весьма важный момент, на мой взгляд. На трек приезжают люди из разных городов, не только минчане, что тоже здорово. Тем более наличие такой трассы не только формирует правильный взгляд на то, где и как должны использоваться спортивные автомобили, но еще и повышает культуру повседневного вождения. Разница между движением по гоночному кольцу и движением в потоке — только в скорости. Но сосредоточенность, внимательность, аккуратность должны в одинаковой степени присутствовать везде».


Таблетки для посудомоечных машин — пополняйте запасы в Каталоге Onliner

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Антон Кажуро. Фото: Влад Борисевич
Без комментариев