Неуправляемый автобус вылетел в кювет. Оказалось, проблема в лопнувшей шаровой

 
35 864
08 июля 2021 в 14:12
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: ГКСЭ
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: ГКСЭ

Водитель потерял контроль над управлением автобуса и съехал в кювет на территории Витебской области. Сотрудники организации-владельца автобуса нашли поломку. Оказалось, шаровой палец наконечника рулевой тяги развалился на две части. В итоге соединение между ступицей и рулевым управлением было потеряно и автобус стал неуправляемым. Эксперты стали искать причину выхода из строя шаровой опоры.

На случай, если кто-то не знает, шаровой шарнир — важный узел подвески — представляет собой металлический палец с шаром с одной стороны и резьбой с другой, запрессованный в наполненный полимерным составом корпус, в котором он может двигаться в нескольких плоскостях. Шаровая опора и шаровой шарнир рулевого наконечника позволяют поворачивать колеса на нужный угол через рычаг поворотного кулака и отвечают за их правильное положение. В процессе эксплуатации шаровые шарниры испытывают приличные нагрузки, так как они несут на себе значительную долю массы автомобиля и им систематически приходится выдерживать удары во время езды по неровным дорогам. Главной причиной нарушения нормального функционирования шаровой опоры является износ соприкасающихся поверхностей, который приводит к увеличению зазора между пальцем и корпусом. В результате палец начинает не только вращаться, но и болтаться в корпусе и под воздействием ударных нагрузок может быть вырван из корпуса. В итоге опора не в состоянии удержать колесо.

У организации встал вопрос, явилась ли поломка и ДТП следствием нарушения правил эксплуатации или дефектом изготовления детали. Обратились в ГКСЭ.

На экспертизу были предоставлены два фрагмента шарового пальца и два вкладыша шарового пальца. При 3D-сканировании фрагментов установили, что шаровой палец имел остаточную деформацию в виде изгиба.

Шаровой палец в месте перехода конусной части детали в сферическую на высоте установки верхнего вкладыша имел повреждение — вмятины с образованием острой кромки шириной около 1 мм. На поверхности повреждения была ржавчина, что говорит о длительной эксплуатации с повреждением.

Вмятина и изгиб шарового пальца находились в одной плоскости, что характерно для их образования при воздействии деформирующей силы, ориентированной в одном направлении с упором в верхний вкладыш. С помощью твердомера эксперты определили, что поверхностная твердость конусной части шарового пальца составляла 23,4—26,7 HRC, поверхностная твердость сферической части — 37,5—42,3 HRC, что свидетельствует о производственной термической обработке детали и поверхностном упрочнении ее сферической части.

«Излом шарового пальца был расположен в поперечном сечении в области галтели при переходе от конусной части детали в сферическую, — сообщили в ГКСЭ. — На поверхности излома имелись характерные линии, указывающие направление фронта развития усталостной трещины. По краям места излома были места с блестящей гладкой поверхностью. Зона долома была смещена от центра ближе к одному краю и имела зернистую структуру. На поверхностях излома не имелось шлаковых включений, флокенов, пустот и иных дефектов структуры материала. Стереоскопический микроскоп показал микротрещины, которые возникли на поверхности галтели в результате пластической деформации пальца. Они распространились вглубь перед тем, как в процессе циклических эксплуатационных нагрузок соединиться в один основной фронт усталостной трещины. Развитие зон двустороннего усталостного излома шарового пальца происходило неравномерно. Разделение шарового пальца на части происходило без заметной макропластической деформации, поскольку граница излома условно имела форму правильного круга».

Судебные эксперты пришли к выводу, что излом шарового пальца произошел из-за усталостного разрушения в процессе эксплуатации после его пластической деформации — изгиба.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро