ВелоПетрович

Поросло травой. Что убивает лучший веломаршрут из Минска

10 июля 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Поросло травой. Что убивает лучший веломаршрут из Минска

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Город плавится. Плюс 30 — это мороженое, вода из холодильника, поиск спасительной тени. Плюс 30 — это дурацкий загар, который начинается оттуда, где заканчиваются рукава майки: такая окраска летом бывает у велосипедистов и дальнобойщиков — не спутать. И те и другие не любят город. Там душно, тесно, там высокие бордюры, будто закрывшиеся во время пандемии границы, — останавливают, не пускают. Вдохнем свежего воздуха, рванем в выходные за город, туда, где вызревают поля, а на рассвете можно встретить аистов. По бездорожью не поедем — оставим его романтикам. Благо из Минска вдоль витебской трассы идет магистральный веломаршрут, настоящая «олимпийка», дорожка на Раубичи. Но с нее все чаще слышны сигналы бедствия.

Что убивает лучший веломаршрут из Минска

Письмо в редакцию

Поводом прокатиться стало письмо в редакцию от нашего читателя. Вот что он пишет: «По поводу частично разрушенной велодорожки вдоль шоссе на Витебск. Возле развязки на Боровляны строится заправка: полотно дорожки разрушено, метров двести замусорено, кто строит — непонятно. Таблички нет, везде посылают, можете помочь? Там ездит много минчан, включая детские спортшколы по велоспорту, биатлону. И вообще: дорожка не чистится, не ремонтируется, хотя по вечерам и в выходные там бывает сложно разъехаться — она популярна у жителей Востока, Зеленого Луга, Боровлян, Валерьяново и так далее».

Грустный сигнал, что и говорить. Дорожка на Раубичи потому лучшая, что является по сути единственным обустроенным веломаршрутом, который ведет далеко за город, маршрутом живописным и при этом доступным практически для каждого. Всего час покрутить педали без особых трудозатрат, и сможете хвастаться знакомым, что ездили на велике аж в Раубичи, то есть почти на край света.

Хорошо бы иметь аналогичные дорожки и в других направлениях — например, к Кургану Славы, «Линии Сталина», комплексам «Логойск» и «Силичи», но ничего этого нет. А маршрут на Раубичи есть, и будет настоящей велотрагедией его потерять.

Вровень с потоком

Велодорожка начинается по сути там же, где начинается витебская трасса: от Экспоцентра, сразу за МКАД. Они так и идут бок о бок, и близость оживленной автодороги — первый минус, который любят припоминать. Лишь на значительном расстоянии от столицы веломаршрут уходит в сторону настолько, что шум автомобилей перестает досаждать.

В некоторых странах проблема решается высадкой деревьев, которые отделяют одну дорогу от другой, блокируя негативные воздействия, но пока это чуждый нам опыт. Местами дорожка скрывается за неровностями рельефа, однако по большей части идет вровень с широкой М3.

И все же несомненный плюс раубичской велодорожки в том, что она дает возможность путешествовать за городом безопасно: без риска заплутать и без пребывания на обочинах скоростных дорог. В конце концов, если предпочитаете ехать по обустроенному полотну, а не пробираться по полям и неведомым лесным тропам — у вас не так много вариантов.

Лучший и худший асфальт

Двухмиллионник остается за спиной, а мы катим вперед, катим и не замечаем ничего необычного. Дорожке уже немало лет, она появилась к Олимпиаде-80, и покрытие, даже без больших нагрузок, постепенно приходит в негодность. Но оно достаточно хорошее, чтобы ехать по нему даже на шоссейном велосипеде: ехать, не притормаживая для того, чтобы спрыгнуть с бордюра, и не считая каждый стык тротуарной плитки, — вот он, кайф от пребывания за городом.

Были опасения насчет состояния асфальта в районе недавно открывшегося торгового центра «Валерьяново»: большая стройка может «съесть» целый кусок популярного веломаршрута и не поперхнуться (помните, что случилось возле долгостроя у цирка в самом центре столицы?). Но бояться нечего: велодорожка в районе фермерского рынка несколько изменила свой профиль, но от этого не стала хуже. Здесь уложили новый асфальт, нанесли свежую разметку — придраться просто не к чему. По качеству это абсолютно лучший участок велодорожки. Посмотрим, надолго ли.

Но есть и откровенно проблемные участки даже в непосредственной близости от города. Речь о тоннелях. На велодорожке их несколько, все очень короткие и по крайней мере в дневное время никак искусственно не освещаются. Оно бы и ни к чему, но именно в тоннелях качество дорожного полотна просто ужасающее. Пролетать здесь на скорости — безумие. Запросто можно напороться на выбоину размером с кирпич, битое стекло, брошеную бутылку, прочий мусор. Увидеть что-либо заранее почти нереально, в особенности в солнцезащитных очках: приходится оттормаживаться и пробираться практически на ощупь.

Замена дорожного покрытия хотя бы в тоннелях раубичской велодорожки значительно бы повлияла на обустроенность всего маршрута. Но нет ничего, что указывало бы на планирование таких работ. Безразличие — оно в конце концов убьет этот красивый маршрут из большого города.

Не поплыть на песке

На пути к Боровлянам обнаруживается проблема, которую мы заметили еще пару лет назад, во время строительных работ на витебской трассе. Тогда на М3 устанавливали новые световые опоры, и песок ссыпался вниз, на велодорожку, образуя настоящие барханы, которые являются серьезной опасностью для велосипедиста: можно «поплыть» на песке и не удержать велосипед.

Дорожники уехали, а проблема осталась. И, по всей видимости, во время ливней песок все так же смывает вниз. Варианта напрашивается два: укреплять склон либо регулярно выметать велодорожку. Но можно и махнуть рукой, переложив весь груз ответственности на плечи велосипедистов: пусть предугадывают и тормозят. Предугадываем и тормозим, а потом едем дальше.

Та самая заправка

Раубичская велодорожка, помимо прочего, связывает велосипедной нитью столицу и пригород: Боровляны, Лесной. В этих населенных пунктах с веломаршрутами на удивление все очень даже хорошо: магистральные велодорожки соединяются с раубичской магистралью в двух местах, а уж оттуда рукой подать или до города, или до спорткомплекса, подышать свежим воздухом на фоне красивого пейзажа. Этими же путями с радостью пользуются любители электросамокатов, моноколес и прочих средств индивидуальной мобильности.

А мы на перекрестке возле «Очага». Уходим левее, в тоннель, продолжая свой велопробег. Приближаемся к строящейся заправке, о которой нам писал читатель, и разбитому участку пути.

Строительство коснулось автомобильной дороги, задев велосипедную часть по касательной. Те же кучи песка, неуклюже установленные знаки и пластиковые блоки: не заранее, чтобы скорость снижали, а в самом конце, чтобы если зазевались, то уж влетели наверняка.

Но в целом ничего ужасного. Опасен перепад высот между свежеуложенным асфальтом и прежним уровнем дороги — он плохо просматривается. Спрыгнуть с него как с высокого бордюра, не разгоняться на песке, и метров через 100 можно катить спокойно дальше. Как нам видится, после завершения работ по строительству съезда на АЗС участок приведут в порядок, и он может стать образцовым, подобно тому, как образцовым стал свежий участок возле ТЦ «Валерьяново». А может и не стать, если все сделают абы как — интрига, короче говоря.

Поросло травой, но проехать еще можно

Иной раз инфраструктура у нас под носом развивается путем рисования белых линий на покрытии сомнительного качества. Все равно что разметку нанести на деревенской проселочной дороге: спасибо, конечно, но лучше бы ямки подлатали.

Велодорожку старательно расчертили жирной белой разметкой, разделив на три части: по одной полосе в каждую сторону, плюс пешеходная часть той же ширины. Трудно сказать, собирались ли проектировщики накануне Олимпиады делить почти 20-километровый загородный маршрут между велосипедистами и пешеходами, но одной краски для этого явно мало. Дорожное полотно достаточной ширины превратили в узкие колеи, где можно и не разминуться. Плюс на многих участках трава отвоевывает себе территорию у асфальта, еще больше заужая дорожку: шоссейники разъедутся, а вот два горных велосипеда (у них-то рули часто сантиметров по 60—70) при стремлении оставаться в своей полосе могут и столкнуться по касательной — это очень опасно.

Есть мнение, что без разметки было лучше. Каждому следовало держаться правого края и проявлять благоразумие. Пешеходы на таком маршруте встречаются нечасто и наверняка нашли бы понимание со стороны велосипедистов даже без четкого разграничения территории.

Спортсменам здесь делать уже нечего

Веломаршрут такой протяженности действительно был и мог оставаться крайне удобным для использования в спортивных целях. Для профессионалов это, конечно, семечки, но для восстановительной тренировки на велике или разминки на лыжероллерах он подходит вполне. Однако сейчас об этом можно забыть. Велосипед «проглотит» относительно мелкие дефекты полотна, проскочит, если надо, и по траве, и по песку, но для лыжероллеров проезд по такой трассе — это страдание.

Да и на велосипедах спортсмены на этой дорожке почти не появляются, хотя чисто географически вроде как положено. Но им куда удобнее выполнять свои разминки и заминки на тротуаре вдоль МКАД-2 — пути из ниоткуда в никуда, который начинается среди полей и лесов и заканчивается в столь же обжитой локации. Доехать по нему куда-то невозможно, разве что вот так колесить из Раубичей и возвращаться затем обратно. К тротуару, кстати, еще вернемся.

Ну а велосипедисты-шоссейники наматывают свои сотни километров в основном по обочине, в лучшем случае с машиной прикрытия, а то и без нее. Чем это чревато, мы хорошо помним: около года назад всего в нескольких километрах от Раубичей водитель автомобиля сбил велосипедиста, который двигался по проезжей части (обочины-то нет после полномасштабной реконструкции).

Так великолепная велодорожка из большого города в большой спорткомплекс оказалась непригодной собственно для спорта и перешла в разряд прогулочного веломаршрута для широких масс. Впрочем, и в этом статусе она нуждается в уходе.

Неожиданный конец

Мы помним, что велодорожка вроде как должна привести нас в Раубичи. Минуя леса и пролески, проезжаем под МКАД-2 и вторгаемся, судя по указателю, в деревню Белые Лужи. И внезапно все заканчивается. Не все, конечно, но велодорожка — точно, вот знак.

Давайте проговорим это снова просто для того, чтобы убедиться, что мы все верно понимаем. Велодорожка, которая, как всем казалось со времен той самой Олимпиады, ведет из Минска в спорткомплекс «Раубичи», оканчивается за знаком где-то посреди пустоты. Причем дорога здесь не обрывается, она как ни в чем не бывало продолжается, убегая в лесок, и ведет в нужном направлении. Только велодорожкой формально ее уже нельзя называть.

Красивый, удобный и доступный веломаршрут из Минска ведет куда-то в поля близ деревни Белые Лужи. До спорткомплекса отсюда рукой подать, но этот километр или полтора вы точно не скоро забудете.

Сразу за знаком дорога становится жесткая и ухабистая, какой не была ни на одном из отрезков от самого Минска. В лесу, как в темной подворотне, поджидают комары. Деньги их не интересуют, они жаждут крови и все равно ее получат — руки-то заняты. Выпускать руль нельзя ни на секунду: велотрасса (она по-прежнему воспринимается как участок велодорожки) взорвана вдоль и поперек не то корнями деревьев, не то самим мирозданием. Это скоростной триал: корпус назад, ладони на руле, глаза под колесо — прорвемся!

Этот участок можно проехать даже на шоссейном велосипеде, а значит, можно и на любом другом. Кое-где из жалости к спортинвентарю имеет смысл притормозить до упора — пешком надежнее.

Косметическими мерами привести этот отрезок пути в порядок невозможно: либо полная реконструкция, либо эти джунгли с лианами крапивы по обе стороны и летучими отрядами комаров-гигантов дожрут эту дорогу и любого, кто на ней окажется.

Из леса вырываемся к свету и абсолютно неожиданно обнаруживаем приближающийся сзади автомобиль. Мы ему не рады, он нам тоже, но как-то разминулись. Что вообще здесь происходит, как это называется, где мы оказались?

Еще два-три поворота, и ответ на последний вопрос обнаруживается сам собой: мы в Раубичах, добрались.

Есть другой путь

В целом, это все, что нужно знать о велодорожке. Она прекрасна, она уникальна, она подарит вам незабываемый выходной, который вы можете провести с семьей или с собственными полуспортивными амбициями. Прокатиться на велике, почувствовать себя, почувствовать свободу — не ту, которая подарена сложным двигателем, а до которой добрался сам. И вдохнуть глубоко, глядя окрест от подножия гигантского трамплина: он тоже брошен, как брошена велодорожка, но их обоих еще не поздно возродить. И спуститься к реке, и пообедать в кафе, которое, впрочем, бывает закрыто невпопад, да так, что и воды не нальют, но какая разница? Сюда нужно приехать хотя бы раз — оно того стоит.

Напоследок поделимся открытием, которое сделали почти случайно на обратном пути. Двигаясь по велодорожке из Минска, не стремитесь добраться до конца того страшного пролеска. Его реально нужно отдать ребятам-экстремалам, они сделают там чумовую велотрассу для трейла и фрирайда.

Перед последним тоннелем, который проведет вас под МКАД-2, взгляните направо. Видите проселочную дорогу чуть в горку? Вам туда. Она выведет вас на тот самый тротуар, ведущий из ниоткуда в никуда, но уж до Раубичей по нему вы доехать сможете. Ограждение, хороший асфальт, теневая сторона. Но это не велодорожка. По крайней мере, никаких знаков мы не обнаружили.

И теперь вопрос. Каким образом, проектируя реконструкцию трассы Р80 Слобода — Паперня и создание вот этого самого тротуара, умудрились не сделать удобный выезд на него с велодорожки? Как могут не пересечься две линии, стремящиеся навстречу друг другу?

Это именно то, что способно убить любую дорогу, велосипедную или нет, любой маршрут, любую даже самую благую идею. Не всегда нужно наносить километры свежей разметки, иногда достаточно просто соединить две линии.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by