104-й «минскач» vs «итальянец» Gilera. Такие разные истории двух восстановленных байков

32 423
11 июля 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

104-й «минскач» vs «итальянец» Gilera. Такие разные истории двух восстановленных байков

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

17 июля в центре экологического туризма «Станьково» пройдет фест «Залатая міля», который соберет на одной площадке ретромотоциклы и ретроавтомобили. Мы решили подсмотреть, какие уникальные экспонаты покажут в следующую субботу. А чтобы было интереснее, сравнили два байка из одной эпохи — 50—60-х: отечественный и заморский. А именно «Минск» M-104 и Gilera, идеально восстановленные белорусами. У каждого из мотоциклов своя история.

Александр и «Минск» M-104

— Шестидесятые считаются золотым веком для автомобилестроения. Почему говорю «век» по отношению к десятилетию? Потому что человек эволюционирует очень долго. Между питекантропом и homo sapiens — сотни тысяч лет. А машины менялись буквально в течение столетия. И в 60-х были весьма серьезные перемены, наблюдался пик развития автомобильного и мотостроения. Было достигнуто технологическое совершенство, но без излишеств: от ненадежной электроники до пластика. С заводов выезжали консервативные, но красивые образцы техники.

— Вместе с тем в советское время купить машину было сложно, поэтому мой дед насобирал на мотоцикл. В 1966-м смог купить M-104 — в магазине, в рассрочку. Это было его первое средство передвижения. Ездил на нем долго, в общей сложности пробег составил 25 тысяч километров — для тех времен и этой техники немалое число. Потом он пересел на более новую модель. А старую выставили за забор — можно сказать, выбросили. Насколько помню, даже списали в ГАИ.

— Я на баке ездил, еще когда мне было меньше десяти. А когда стукнуло 13 и ноги стали доставать до земли, сел в седло. И где-то в 15 решил возвратить к жизни тот самый 104-й, который оказался за забором. В моем распоряжении были мотор, рама и набор деталей. Хобби не совсем понравилось родителям — мотоциклы обычно не считают безопасным видом транспорта. К тому же нужно было учиться, готовиться к поступлению в медицинский. Времени на работу становилось все меньше. И в какой-то момент я просто свернул все детали в газетку, разложил по ящикам. Вернулся к сокровищу только лет в 30. Много времени потратил на восстановление документов. Восстановлением самого мотоцикла занимался по вечерам, на процесс ушло около двух лет. Этот опыт был для меня первым, но, считаю, вышло хорошо.

— Особенно нелегко было просто разобраться, как все работает. Помогли видеоуроки на YouTube. И хорошие инструменты. Еще немного помучился с краской — как ее нанести без подтеков. Еще одна головная боль — нанесение хрома. В советское время хромирование было трехслойным: покрытие медью, никелем и только потом хромом. Сейчас в техпроцессе отсутствует первый, медный слой. В хроме образуются микротрещины, сколы, металл начинает ржаветь, а хром — отслаиваться. Раньше относительно эластичная медь амортизировала удары, защищала от коррозии. Мы выкручивались — у спеца на авиаремонтном заводе подбирали толщину медного слоя. Нужно понимать особенности строения мотоциклов тех времен: почти никакого пластика, только металл. И теперь взгляните на этот «Минск» — с начала восстановления прошло 10 лет.

— Хобби, которое поглотило меня в 15, не отпускало и потом. В свободное время я люблю заниматься как восстановлением ретротехники, так и внутренней отделкой дома. Есть и профессиональное воплощение увлечения: работаю нейрохирургом, спроектировал и изготовил несколько инструментов (например, кранеофиксатор для закрепления лоскутов костей черепа). Плюс M-104 — это часть моей семейной истории. А историю надо беречь.

Дмитрий и Gilera

— Этих Gilera, как ни парадоксально, в Италии было произведено не так много. Около 20 тысяч экземпляров. Самый свежий мотоцикл этой модели — 52-го года. А выпуск его начали в 48-м. Но для таможни он из 60-х, потому как там нелояльно относятся к откровенным ретромотоциклам и завышают стоимость растаможки, беря в каталогах за основу платежа какой-нибудь мегадорогой раритет. Якобы вывозишь из Евросоюза культурную ценность. А по внешнему виду ввозимого мотоцикла неспециалист не поймет, что за модель.

— Мы привозим их ржавыми, битыми, без половины деталей. Настоящие руины. Потом из двух-трех собираем комплект. И затем наступает время для работы по восстановлению. Она, поверьте, колоссальная. С Gilera повезло, донор не понадобился. Мотоцикл был достаточно комплектным. Обошлись малой кровью: подгрунтовали, подравняли, где-то заварили отверстия, просверлили заново. Спицы и обода колес — новые. На хромирование этих деталей ушли бы баснословные деньги. Шины тоже новые, но именно те, что устанавливались в 50-х. Их «пекут» до сих пор. Самым сложным в процессе была покраска, самое трудоемкое — полировка мотора: отстеклоструили, потом натирали наждачкой, мелким наждаком, после грубой шайбой. Ну и с самим двигателем повозились во время переборки: подшипники поменяли, валы и шестерни продефектовали, втулки проточили.

— На этом образце есть лейбл и другой знаменитой фирмы — Aprilia. Он размещен на крышке-заглушке на месте спидометра. Да, в те годы спидометр был опцией. Так вот Aprilia начинала не как мотопроизводитель — она делала фары, переключатели, ручки и прочую мелочь для мотоциклов и мопедов.

— А привезли этот и другие экземпляры из Италии, прямиком с ежегодного базара техники в городе Имола. Там раз в год (в доковидную эпоху) в сентябре собирались итальянцы со всей страны, чтобы продать свою технику, обода, зеркальца, книги — все, что хочешь, вплоть до уникальных болтиков. Короче, огромная барахолка прямо на трассе Formula 1 длиной в 4,5 километра. Туда же съезжались европейцы-коллекционеры. Вывозили старые, но редкие и ценные мотоциклы буквально фурами. Мы были чуть скромнее — приезжали на бусе. Во время одного из таких туров и вывезли этот Gilera.

— После 50-х производство этой модели передали в Аргентину. К слову, Gilera 150 — первый мот Эрнесто Че Гевара, вторым был Norton.


Эти мотоциклы и другую ретротехнику можно будет увидеть на фесте «Залатая міля» 17 июля в центре экологического туризма «Станьково».


Таблетки для посудомоечных машин — пополняйте запасы в Каталоге Onliner

Выбор покупателей
100 шт., в составе: моющее средство, ополаскиватель, соль
115 шт., на 115 моек, в составе: моющее средство, ополаскиватель
100 шт., на 100 моек, в составе: моющее средство, ополаскиватель, соль

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by