Какой бы спокойно ни была жизнь и как бы привычно ни шли дела, все может измениться в одну секунду. И человек окажется перед выбором: поступить по уму или по совести. Один позаботится о себе, прикроет тылы. Другой постарается никому не навредить, даже если это будет означать убытки для него самого. К таким рассуждениям подталкивает история нашего читателя с ником SK77: он вынужден отвечать за пьяное ДТП, которого не совершал, а еще чинить свой мотоцикл, который не ломал.
— Вообще-то, я убежденный автомобилист, за рулем более 20 лет. Но в какой-то момент мне захотелось пересесть на мотоцикл, хотя бы попробовать. Окончил мотошколу, сдал экзамен, открыл категорию. В прошлом году долго занимался поиском мотоцикла и в конце концов купил Suzuki GSF 650. Но был уже конец сезона, поэтому я успел сделать на нем только два выезда, фактически перегнать после покупки и поставить на учет, — рассказал корреспонденту Onliner читатель.
Тем не менее за эти два раза даже неопытный мотоциклист сумел определить неисправность, которую нужно было устранять: руль било, были и другие вопросы. К тому же приближалась самая холодная пора года, было ясно, что необходимо не столько ремонтировать байк, сколько готовить его к зимовке.
— И вот тогда я вспомнил о старом товарище Дмитрии, с которым был знаком с давних пор — наверное, те же 20 лет. Его партнером был мой сосед, у них было СТО: вполне нормальное, с хорошей репутацией, находилось на улице Ивановской, но затем переехало. В общем, зашел возобновить знакомство, — продолжил SK77.
Ему Дмитрий рассказал, что тоже имеет категорию для управления мотоциклами. Мужчины договорились, что байк перезимует на СТО, а за это время Дмитрий приведет его в порядок: разберется с биением руля и проведет техобслуживание.
— Я попросил его сделать тестовую поездку по территории СТО. Это было необходимо для того, чтобы диагностировать неисправность. На тот момент, а это было осенью, у меня не было никаких сомнений и подозрений насчет этого человека, — отметил собеседник.
Все было: планы, договоренности. А потом случилось 5 ноября.
Трагикомизм ситуации заключается в том, что об аварии мы в редакции Onliner и наш читатель SK77 узнали практически одновременно — от ГАИ.
Вот та заметка. В Госавтоинспекции сообщили, что мотоциклом управлял мужчина 1979 года рождения. Он двигался по Партизанскому проспекту со стороны улицы Олега Кошевого в направлении улицы Аранской. Авария произошла вблизи дома №15 по Партизанскому проспекту.
— По предварительной информации, в результате неправильно выбранной безопасной дистанции мотоциклист совершил наезд на остановившийся на красный сигнал светофора автомобиль Renault под управлением водителя 1963 года рождения, — рассказали в ГАИ. — Мотоциклист имеет признаки алкогольного опьянения. В настоящее время он доставляется на освидетельствование.
После публикации SK77 связался с корреспондентом Onliner, чтобы разузнать подробности случившегося.
— Мне сказали, что мой мотоцикл находится на штрафстоянке на улице Левкова. Что, почему? Звоню на штрафстоянку, там говорят, что у мотоцикла поврежден весь бок. Узнал про ДТП, похоже, с пьяным водителем. Я просто не понимаю, что вообще произошло. Ведь я отвез мотоцикл на СТО человеку, которого много лет знаю, у которого уже чинил автомобиль. Что такое могло случиться — совершенно не представляю, — отметил собеседник.
Тогда мы писали: «По словам нашего читателя, страховка на мотоцикл оформлена, хотя если им действительно управлял нетрезвый водитель, то для него самого вряд ли это будет иметь большое значение. Мотоцикл теперь точно придется хорошенько приводить в порядок, вопрос в том, за чей счет». Оказалось, попали в точку.
— В тот день, помню, взял такси, поехал на штрафстоянку. Мой знакомый Дмитрий тем временем перестал отзываться на звонки. Мне все не верилось, что это происходит со мной: я несколько раз переспрашивал, что за мотоцикл, думал, ошиблись, — говорит SK77.
Не ошиблись. Байк находился на штрафстоянке, сотрудники ГАИ рассказали владельцу, что им управлял сильно пьяный человек, который врезался в Renault. В аварии никто не пострадал. Мотоциклиста после ДТП увезли на освидетельствование.
— Поэтому он трубку и не брал — был вусмерть пьяный! Мне сказали, что на выдохе показало 2,5 промилле. В таком состоянии он взял мой мотоцикл и поехал кататься, — добавил наш читатель.
В ГАИ ему посоветовали ехать в РУВД и писать заявление.
— И я даже поехал туда. Но вы же помните, что это было за время, осень 2020-го. Очередь из людей. Мне показалось, что мой вопрос был каким-то неважным для них. Мне говорили, что это не угон, раз я сам передал ключи. Да, я передал, но это устоявшаяся практика на СТО: как я мог не передать? Затем твердили, что это уголовная статья, а у Дмитрия трое детей, — вспоминает собеседник.
Тем временем Дмитрий пришел в себя и приехал на встречу с владельцем мотоцикла. Рассказал ему совсем другую версию: дескать, и мотоцикл плохой (в нем не сработали тормоза, ABS), и вообще он не виноват, его подрезали. Да и врезался в старую Renault, хотя с учетом стоимости ремонта при не самых значительных повреждениях получалось, что не в такую уж и старую. И даже пьяным он по-настоящему не был, так, остаточное со вчерашнего.
— Дмитрий сказал, что оплатил штраф и готов забрать мотоцикл. Обещал, что все отремонтирует. Три месяца в итоге обещал, — вздыхает SK77.
Хозяин байка не написал заявление об угоне, никак не попытался инициировать наказание для знакомого с СТО. Понимал ли он, что с большой долей вероятности на этом история не закончится, а только начнется для него самого, что в итоге за чужой проступок придется платить из своего кармана, что милосердие доведет до судебной скамьи в качестве ответчика? Наверное, понимал. Но говорит, что ни о чем не жалеет.
— Наверняка кто-то скажет, что лох — это судьба. Но я не чувствую ни сожаления, ни раскаяния. Я поступил по-человечески, по-нормальному. Ему ведь реально могли ввалить срок. А то, как поступил он и тогда, и впоследствии, — это уже на его совести. Лично я сплю спокойно.
Тогда я посчитал, что все это какое-то недоразумение. Ведь раньше я оставлял ему машины, хоть это и было очень давно. Не разошлись, просто я пересел на новые авто и необходимость в СТО отпала, — пояснил собеседник.
Восстанавливать байк нужно было за свой счет.
— Я начал покупать за свой счет запчасти: бэушные, новые, в основном оригинал. Заодно стал изучать документацию на мотоцикл и все подвозить Дмитрию. Он говорил, мол, давай соберем все запчасти, а потом я все быстро сделаю, — вспоминает SK77.
Был разговор, что Дмитрий выкупит этот мотоцикл, компенсируя затраты владельцу, но вместо этого профи с СТО всячески затягивал ремонт.
— Потом, когда я начал приходить к нему, все чаще стал чувствовать запах алкоголя. Эта СТО — не единственная в округе. Я прошелся по соседям, поговорил с ними. Познакомился, к слову, с байкерами, которые впоследствии и помогли восстановить мотоцикл. В итоге выяснилось, что Дмитрий уже продолжительное время пьет запоями, — отметил читатель.
Вместе с тем мотоциклом никто не занимался, и владельцу это надоело. Не без скандала он забрал свой байк и купленные за свои деньги запчасти и перевез их другому мастеру, который за две недели привел Suzuki в порядок.
— Все, что сделал Дмитрий за это время, пришлось переделывать: вилку ремонтировали, руль оказался кривой, в колесе были две трещины — их заварили. В общем, для хорошего механика все было очевидно с самого начала и без всякой пробной поездки. Судя по всему, особого удара при ДТП не было, скорее повреждения от падения — весь бок был развален, — рассказал мотоциклист.
Байк восстановили, наш читатель потратил на это около $600—700 в эквиваленте. Теперь он ездит на этом мотоцикле, хотя следы той аварии, будто шрамы, еще можно разглядеть.
В результате аварии оказались повреждены два транспортных средства. Имелась страховка, но виновник ДТП был в нетрезвом виде — о выплатах можно забыть. Точнее, потерпевшая сторона выплаты получила, а страховая компания направила регрессный иск в адрес водителя.
— Мы договорились, что хотя бы вопрос с выплатой этой суммы Дмитрий решит сам. И он действительно стал его решать: выплатил рублей 50. Но на этом все закончилось, — сказал SK77.
Страховая компания, не получая выплаты, стала решать вопрос в предусмотренном законодательством ключе.
— У меня есть претензии исключительно клиентского характера к страховой. Я понимаю, что сейчас они действуют по закону, в этом плане вопросов нет. Но за все прошедшее время я, как их клиент, не получил совершенно никакой поддержки в сложившейся ситуации.
Я готов был к ним приехать, все рассказать и показать, но им это было глубоко неинтересно. Они скорее занимались мягким коллекторством: звонили мне, настаивали, чтобы я звонил этому товарищу и как-то выбивал из него деньги.
Я постоянно слышал, что либо я заставлю его рассчитаться, либо сам буду рассчитываться за его аварию. А я даже дозвониться не всегда мог — он пил. Какие у меня варианты, как у законопослушного гражданина, выбивать с кого-то деньги? — задается вопросом собеседник.
В конечном счете наш читатель получил повестку в суд — страховая компания подала иск. Суть иска ясна: расходы по страховому случаю составили немногим более 700 рублей, но виновник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, соответственно, он не вправе рассчитывать, что кто-то покроет его ответственность. Страховка выплачена потерпевшему, но по закону, с учетом названных обстоятельств, страховщик имеет право требовать возмещения своих расходов в пределах выплаченных сумм, то есть направить регрессный иск.
В то же время ответчиков по иску два: тот, кто управлял мотоциклом, и тот, кто им владеет.
— По закону страховая права на 100% и просто реализует юридическую возможность вернуть свои деньги. Так выходит, что при помощи меня — никаких иллюзий на этот счет я не питаю. Им проще наказать меня, так как я работаю и получаю официально зарплату, у меня нет практики прятаться от своих проблем. А Дмитрий — «ипэшник», у которого, полагаю, пустой счет. Поэтому я отдаю себе отчет, что мне ввалят всю сумму, — наш читатель настроен прагматично.
Суд должен состояться в пятницу, 16 июля. После его завершения SK77 намерен переговорить с юристом для того, чтобы в порядке гражданского иска взыскать с Дмитрия те средства, которые определены страховой компанией.
— Дело не в сумме, а в том, что я не хочу платить за не свою аварию. У меня есть желание научить этого человека по крайней мере тому, что за свои слова нужно отвечать, показать, что порядочным быть гораздо выгоднее, чем таким, как он. Пока есть ощущение, что он уверен, будто все ему сойдет с рук, — добавил собеседник.
В последний раз он писал Дмитрию в мае, когда получил повестку в суд. Это было сообщение в Viber с описанием сложившейся ситуации и предложением принять участие в ее разрешении. Дмитрий сообщение попросту проигнорировал.
Вот в какой ситуации оказался наш читатель SK77:
— Блок ABS отказал — тормоза в ноль. Была скорость невысокая, около 40 км/ч, а тормоза — в ноль. И мотоцикл, короче, не справился, — сообщил нам Дмитрий, когда понял, о каком ДТП идет речь.
По его словам, после аварии он выплатил более 3000 рублей, однако речь, судя по всему, о штрафе, наложенном по линии ГАИ. При этом собеседник заявил, что ущерб, нанесенный Renault, также уже оплачен.
— В пятницу у владельца мотоцикла суд, ему выставили регресс, он должен возмещать ущерб.
— И?
— Выходит, ничего не оплачено?
— Так какие ваши проблемы?
— Мои?
— Ну не знаю чьи. Наверное, тех, чей ущерб.
Дмитрий, кроме того, заявил, что мотоцикл, который участвовал в ДТП, давно продан и проблема улажена, что, по нашей информации, не соответствует действительности.
— Вы не собираетесь ничего возмещать: за мотоцикл, за судебный иск?
— А представьтесь, пожалуйста.
— Меня зовут Виталий, я журналист портала Onliner.
— А (ерундой. — Прим. Onliner) занимаешься. Не, нормально я все разрулил, все уплачено, они просто не знают об этом.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by