Удивительная история появления в Минске раритетного DKW

27 407
16 июля 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Удивительная история появления в Минске раритетного DKW

Когда Михаил выкатил свой ретромобиль из гаража, рядом проходили местные парни. Скрыть удивление даже не пытались. Тут же стали озвучивать догадки: «Что это? „Победа“, довоенный Opel?» Когда ребята обошли машину и взглянули на лого на решетке радиатора, удивление сменилось недоумением: «Так выглядели Audi? Да ну!» Молодые люди не угадали. Несмотря на лого, это автомобиль марки DKW — компании, символизирующей одно из тех самых четырех колец. И он в Минске со времен Великой Отечественной войны. Дожил, сохранился и неплохо ездит. Вполне способен своим ходом добраться даже до «Станьково», где 17 июля пройдет фест «Залатая міля», который соберет на одной площадке ретромотоциклы и ретроавтомобили.

Почему четыре кольца? Мировая история

До Второй мировой войны на территории будущей ГДР находилось большое количество автомобильных заводов, включая Auto Union, BMW, Horch, DKW и другие. Последняя аббревиатура расшифровывается как Dampf Kraft Wagen (буквальный перевод — «паровой автомобиль»). Еще в Первую мировую войну датский инженер Йорген Скафте Расмуссен по заказу немецких военных стал собирать машины на паровом двигателе. После окончания боевых действий от идеи отказались, а вот название, как товарный знак, осталось. Компания выпускала велосипеды со вспомогательным мотором, особенно прославилась своими мотоциклами. В конце 20-х замахнулась и на автомобили — поначалу с двухтактными двигателями.

И тут грянула Великая депрессия. Машины с большими прожорливыми моторами перестали продаваться, финансовые дела стали совсем плохи. В итоге компании DKW и Audi, производитель роскошных авто Horch и среднеклассовый Wanderer решили объединить усилия в новом концерне под названием Auto Union. Его символом и стали четыре соединенных кольца — по одному на каждого участника. При этом фирмы оставили за собой право использовать помимо колец и старые логотипы. Cо временем на плаву осталась только Audi, за ней и закрепился логотип Auto Union.

А пока все было нормально, Расмуссен «крутил» название своей компании как мог — все ради пиара, как сказали бы сейчас. DKW он называл и Des Knaben Wunsch («мечта мальчишек»), и Das Kleine Wunder («маленькое чудо»). В СССР аббревиатуру в шутку объясняли как сокращение слов «дерево, клей, вода» — из-за нетипичного для авто использования деревянных деталей.

Стоп! А почему мы заговорили о Советах? В 1939 году мотоцикл DKW RT 125 стал поставляться на вооружение вермахту. Немало трофейных байков осталось в Беларуси после войны. На них гоняли по деревням и пацаны-шестидесятники. Но есть еще один фактор попадания бренда в БССР. Представители «Мотовело» сами говорили: «После войны в распоряжении Советского Союза оказались технологии производства немецкой компании DKW (в счет репараций). Копии мотоциклов стали производить в столице Союза. Поэтому на первых экземплярах М1 А на баке было выведено слово „Москва“. Спустя пару лет производство решили раздать: часть отправилась в Ижевск, часть — в Минск». Одним словом, истории пересеклись.

В послевоенное время встретить мотоцикл DKW на этих землях не считалось чем-то невозможным. А вот с автомобилями другая история.

Трофейный автомобиль. История одной семьи

«Этот DKW 1937 года выпуска — трофейный. Как именно он попал в Беларусь, неизвестно. Однако есть сведения, что какое-то время на нем ездил комендант Минска, — рассказывает нынешний владелец Михаил. — Ездил по отстраивающимся заново объектам нашей столицы. Автомобиль перешел по наследству его сыну. Мой дед — инженер по профессии — рассказывал, что случайно нашел машину и на протяжении нескольких лет уговаривал продать ее. Постоянно слышал отказ. А время автомобиль не щадило, он все больше и больше „уставал“. В итоге дедушке все же удалось добиться своего. Так DKW появился в нашей семье. Использовался как авто на каждый день».

По словам владельца, еще в 80-е и даже 90-е на DKW ездили вполне буднично, не воспринимая машину как раритет или историческую ценность. С тех пор остался и номер регистрации — черно-белый. Число 37 и сочетание букв МИШ Михаил, названный в честь дедушки, называет совпадением. О тех временах осталась пара фотокарточек. На них наш герой гордо восседает на руках мамы. Ну а DKW выглядит как новенький.

«Машина пережила несколько восстановлений, — подтверждает молодой человек. — Первое — в среднем советском периоде, когда приходилось производить работы из того, что было под рукой. Так, например, родной двигатель (а он считался ненадежным) заменили на мотор отечественного производства. Немецкий агрегат отложили, чтобы после разобрать и восстановить, но со временем он затерялся в гаражах. Еще одна реновация состоялась в 90-х — процесс я смутно, но помню. Перешивали салон, перекрашивали кузов, покрывали фары, бамперы и диски хромом. После ретромобиль достался мне. Сейчас я на нем выезжаю только летом и отнюдь не каждый выходной. Нужно понимать, что понятие „комфорт“ в 37-м совсем не соответствовало нынешним представлениям».

Диваны в модели вполне комфортны, хоть и не обеспечены ремнями безопасности.

Рессоры подвески не дадут забыть о качестве наших дорог.

Рама машины выполнена из добротного дерева, двух просмоленных брусов. Деревянных деталей здесь предостаточно.

Но основные фишки, которые могут поставить современного водителя в тупик, скрывает в себе, безусловно, управление этим аппаратом. Например, для переключения передач нужно дважды выжимать сцепление: один раз для снятия с передачи, другой — для включения.

Отдельного внимания заслуживают повторители поворотников: они включаются тумблером, после нажатия из боковой стойки выдвигается флажок с красной лампочкой. А вот основные поворотники — вынужденный самодел, в стоке их не было. Пришлось приделывать детали советских машин.

Багажник здесь не предусмотрен, сзади двери нет. Внимательный читатель может задаться вопросом, а куда же заливать топливо? Лючок горловины бака спрятан под диском запаски.

В салоне можно найти много различных переключателей, тумблеров и рычажков, предназначение которых несведущим автолюбителям может показаться загадкой. Попробуйте на глаз определить, где здесь «масса», подкачка топлива, открытие «жабр» радиатора и запуск щеток стеклоочистителя.

«Безусловно, машины тех времен требовали от водителя гораздо большей концентрации на управлении, чем современные, — подтверждает Михаил. — Но в них ощущаешь себя совершенно иначе, как будто чувствуется личная причастность к истории».


Этот автомобиль и другую ретротехнику можно будет увидеть на фесте «Залатая міля» 17 июля в центре экологического туризма «Станьково».


Таблетки для посудомоечных машин — пополняйте запасы в Каталоге Onliner

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев