Обычно о рынке машин из США, тенденциях ввоза говорят с представителями наших фирм — тех самых, что принимают товар в Беларуси и передают непосредственно покупателям. Мы же решили связаться с заокеанскими отправителями «посылок». Таких компаний в Штатах немало. Одна из них — OnlineAutoExport — занимается подбором, выкупом и доставкой авто с аукционов именно в страны СНГ. С представителями этой фирмы мы и побеседовали о трендах, «котах в мешке», которых в Америке называют Микки Маусами, и разнице между заказами авто из США здесь и там.
Среди стран Восточной Европы хотелось бы выделить ключевые рынки: Беларусь, Россия, Украина. Нашими клиентами становятся как физлица (тот, кто берет авто для себя), так и дилеры (для продажи на рынке своей страны) и автоподборщики — те, кто по факту перепродает услугу доставки авто из США. Пройдемся по специфике разных стран.
В Беларуси сейчас действует нулевая растаможка на электротранспорт, что, естественно, влияет на спрос. Также повлиял Указ №140 (норма о возмещении 50% таможенных пошлин). В Беларусь авто до сих пор идут через порт Клайпеды.
В Россию авто идут, как правило, напрямую. Льготная таможня позволяет выгодно покупать машины возрастом от 3 до 5 лет с объемом двигателя до 1,5 литра. Часть электротранспорта заезжает в Россию с растаможкой в Беларуси. Также напрямую в Россию хорошо идут Chevrolet Camaro, Ford Mustang и немного реже Dodge Challenger (из-за мотора в 3,6 литра).
Украина — самый мощный в объеме рынок. Сюда везут огромное количество транспорта, причем самого разного: и 10-летние, и 12-летние, с различным объемом двигателя, дизельные, бензиновые.
В Болгарии бывает периодический всплеск интереса к гибридным Chevrolet Volt, Ford Fusion, Toyota Prius и Toyota RAV4, электрическим Chevrolet Bolt. Венгрия в торгах никак не участвует, а вот Молдова благодаря недорогой таможне интересуется гибридами авто, но возрастом постарше. Польша, Румыния и Литва не так часто покупают авто из США, они чаще ищут чисто американские тачки — Mustang, Camaro.
Сезонные колебания, конечно, есть. Люди иногда готовятся к лету заранее, заказывая авто (например, кабриолеты) весной. На текущий момент все страны СНГ нацелены на максимально «свежий» и простой автомобиль.
Самая мощная тенденция сегодня — электротранспорт. В Украине она началась 5—6 лет назад, тогда же в страну потекли первые Nissan Leaf. Как только появляется интересный вариант электроавто, он тут же улетает. Чуть позже подключилась Беларусь, а также Россия с вариантом белорусской растаможки.
Явный лидер продаж среди «электричек» на вторичном рынке это Tesla, за ним следует Chevrolet Bolt, Nissan Leaf, Fiat 500E. Далее по популярности на одной позиции Volkswagen e-Golf, Ford Focus Electric, Toyota RAV4 EV.
Также интерес к разным видам авто растет благодаря нативной рекламе, большое влияние имеют блогеры, лидеры мнений. Если кто-то из инфлюенсеров приобретает, допустим, Ford Mustang, из этой страны тут же прилетают десятки заявок на подбор такой же марки.
Доля электромобилей растет, но это сильно зависит от развития сети электрозаправочных станций на территории СНГ. Люди много ездят: на дачу, на море, в горы, и им нужно понимать, что они не останутся в поле или лесу без дозаправки. Если говорить о географии покупок, то к EV присматриваются в первую очередь жители мегаполисов. Чаще всего электрокар берут как второй автомобиль — люди интересуются, пробуют, делают для себя выводы. Предполагаем, спрос будет расти в зависимости от цены и состояния батареи: чем дешевле будет авто с хорошим зарядом, тем больше будет покупок.
Наши клиенты из СНГ видят свое будущее авто только на фото, они не могут его пощупать, посмотреть лично, потому здесь важна репутация. Только проникшись доверием к компании, которая расположена в Америке, клиенты заказывают авто. Потому прежде чем заказывать машины, люди «гуглят», читают отзывы, ищут публикации блогеров и так далее. И только тогда приступают к сделке.
OnlineAutoExport работает только с договором, который закрепляется с помощью цифровой подписи. С юридической точки зрения это важно — как и для урегулирования конфликтов.
Главная проблема работы из США — моменты, когда происходят резкие колебания курса валют в странах Восточной Европы. Это влияет на покупку. А другая проблема — с доставкой. Очевидно, что люди не хотят долго ждать свое авто. На сроки влияет наличие контейнеров. Но из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений очень много контейнеров остановилось в Европе, что вызвало дисбаланс и их острую нехватку. Это повлекло за собой поднятие цен на перевозки. Некоторые компании (и мы в их числе) пошли обратным путем: чтобы не повышать цены, мы оперировали разными траковыми компаниями, что доставляли нам контейнеры, и заключили отдельные договоренности с морскими линиями.
Нужно разделять рынок на автомобили с повреждениями и без. Машины после ДТП могут быть разными, встречаются и коты в мешке, здесь их называют Микки Маусами. Это когда перекупщики приобретают сильно поврежденное авто, «набрасывают» деталей и выставляют обратно на аукцион, пытаясь на этом заработать.
Чтобы не столкнуться с Микки Маусами, можем посоветовать покупателям из Беларуси обращаться в компании, которые при помощи разных сервисов (платных и бесплатных) определяют таких недобросовестных продавцов. В целом залогом успешной покупки мы называем многоэтапную подготовку: проверка истории, пробега, документов. Иногда клиенты говорят, что сами найдут себе авто по объявлениям. Исходя из нашего опыта многие варианты, которые они присылают, не годятся. Как правило, это автомобили, которым «подкрасили губы» после некрасивых историй и пытаются продать подороже.
Ключевой объем авто с повреждениями, которые попадают на аукцион, — это автомобили от страховых компаний, банков, арендных компаний, чуть реже — машины официальных дилеров. Если мы говорим о продавце-частнике, то тут нужно понимать, у какого человека клиент собирается приобрести тачку. Можно условно поделить американских автолюбителей на две категории: те, кто следит за своим авто, и те, кто совершенно не парится по поводу состояния ТС. Понятно, что последние авто должны быть дешевле. Еще при выборе между частником или компанией важно понимать отношение американцев к процессу покупки-продажи авто. Оно отличается от того, к которому привыкли в СНГ и Беларуси в частности. Средний класс (а это люди с доходом от $60 тысяч в год или $5 тысяч в месяц), как правило, ездит на авто года три, потом приезжает к дилеру, сдает транспорт, доплачивает примерно 5 тысяч долларов и уезжает на другой машине.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by