Компания DHL Express, занимающаяся экспресс-доставкой грузов и документов, использует во всем мире абсолютно разную технику. Кроме двух с половиной сотен самолетов, у данной курьерской службы есть грузовые машины, маленькие фургоны, велосипеды, рикши, суда и даже гондолы, которые доставляют товары в Венеции. Несколько лет назад руководство DHL Express решило постепенно пересаживать своих курьеров на электромобили. Компания даже начала выпуск своих почтовых электрокаров StreetScooter. Все EV, работающие в службе доставки, имеют опознавательный знак — зеленый лист на бортах кузова. Недавно первый желтый фургон с таким листом появился и в Беларуси. Мы пообщались с представителями DHL Express и узнали, как Nissan e-NV200 справляется с работой курьерского автомобиля в наших реалиях.
Nissan e-NV200, как и почти все непремиальные электромобили, в Беларусь официально не поставляется. Машина покупалась подержанной в автохаусе, который занимается пригоном авто из Европы. По словам представителей курьерской компании, они не выбирали из нескольких фургонов, а просто купили то, что было в наличии. К сожалению, электрических микроавтобусов и грузовиков в Беларуси почти нет. Цены на такой Nissan варьируются от 14 до 20 тыс. долларов по курсу в зависимости от батареи.
Этот Nissan — 2016 года выпуска. На момент покупки в январе 2021-го пробег у автомобиля составлял 72 тыс. км. В салоне пять пассажирских мест и большой багажник. Машина покупалась для доставки небольших грузов и документов, поэтому грузоподъемности и вместимости данному фургону хватает. Емкость тяговой батареи у этого экземпляра — 24 кВт·ч. Бывают еще e-NV200 с аккумулятором на 40 кВт·ч.
Сейчас показатель на одометре приближается к отметке в 80 тыс. км. Электрокар доставляет посылки в Минске всего три месяца. До этого фургон дожидался наклеек — представительства DHL Express не работают на небрендированных автомобилях. Данный Nissan стал 13-й машиной в парке белорусского представительства компании.
— С одной стороны, это имиджевая покупка. Сегодня электрокар в службе доставки — это модно и, можно сказать, престижно. У глобального офиса DHL есть целая стратегия под названием GoGreen, в рамках которой компания собирается значительно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. С другой стороны — это наш локальный эксперимент в том числе для снижения затрат на техническое обслуживание, а также для снижения частоты посещений СТО, ведь на электромобиле ТО необходимо делать значительно реже — раз в 35—50 тыс. км. Хотим посмотреть, насколько оправданно использование электрокара в доставке, с какими трудностями мы можем столкнуться и т. д., — рассказала Onliner специалист по развитию компании в Беларуси Виктория.
Если взглянуть на мировую сеть офисов DHL Express, можно обнаружить, что за последние четыре года количество курьерских электромобилей в автопарке значительно выросло. EV активно используются курьерами как в Европе, так и, например, в России.
Кажется, что в службе доставки автомобиль должен ездить целый день, разве что с остановкой на обед водителя. Но с 24-киловаттной батареей этот Nissan проезжает летом в лучшем случае 130 км. А зимой запас хода падает до 80—100 км. Неужели этого хватает для работы?
— Для электромобиля мы разработали специальный маршрут в районе улицы Тимирязева, проспекта Победителей, рядом с Комаровским рынком. Маршрут разрабатывался так, чтобы машина без труда преодолевала целый цикл на одном заряде. Поэтому Nissan ездит только в черте города. Как правило, за один рабочий день я проезжаю на ней от 60 до 80 км. В обычный незагруженный день делаю около 30 остановок (остановка — это либо доставка посылки, либо прием посылки для дальнейшей отправки. — Прим Onliner). Если количество остановок составляет 60, то дневной километраж приближается к сотне, — рассказал курьер Дмитрий, который работает на электрическом Nissan.
Очевидно, что с такой маленькой батареей автомобиль приходится заряжать каждый день. Курьер делает это на парковке офиса либо на общественных станциях в городе. Как правило, Nissan стоит на зарядке ночью, получая электроэнергию от обычной розетки на 220 вольт. По такой схеме полная зарядка занимает 8 часов.
Здесь имеет смысл рассказать о специфике работы подразделения DHL Express. Наземные курьерские службы этой компании фактически занимаются не классической доставкой грузов или товаров, а лишь дополняют цепочку авиаперевозок. Основной путь товары (обычно это небольшой груз типа документов) преодолевают по воздуху, а фургоны лишь развозят заказы от аэропорта до клиента (так называемые первые и последние мили). Таким образом, если конкретный курьер работает исключительно в Минске, то ему и не нужна машина с очень большим запасом хода. Конечно, из аэропорта в город на этом Nissan груз не привезешь, поэтому о полном отказе от ДВС-автомобилей речь пока не идет. На данный момент это слишком далекая перспектива. Особенно для нашего рынка.
В Беларуси компания использует следующие модели: Renault Dokker, Fiat Doblo, Lada Largus, Volkswagen Crafter и Renault Master. Средний суточный пробег у них составляет 200—250 км.
Руководство глобального офиса пока не требует от своих представительств перехода на электрокары, поэтому покупка Nissan e-NV200 является инициативой белорусов. При этом, по словам Виктории, если опыт использования электромобиля окажется положительным, офис не исключает пополнения автопарка новыми EV. По крайней мере, для обслуживания Минска.
— На данный момент мы — единственная в Беларуси курьерская служба по доставке документов и посылок, которая начала использовать для своей работы электромобиль. Пока данный эксперимент я могу назвать удачным. Если заряжать машину в офисе, получается 39 копеек за киловатт энергии. На общественных станциях выходит значительно дешевле. В любом случае за день работы фургон расходует электроэнергии менее чем на 10 рублей. Плюс экономия на регулярном техобслуживании, — рассказала нам представительница компании. К слову, если заряжаться на станциях Malanka, то выйдет еще дешевле.
После покупки машина прошла небольшое ТО: заменили масло в редукторе, антифриз для батареи и тормозную жидкость. Все обошлось в 400 рублей.
— Первое, что удивило в электромобиле после моих предыдущих ДВС-машин, — это тишина во время разгона. Мгновенный подхват со старта тоже впечатляет. Поначалу ездить на этом Nissan было непривычно. Но за недельку освоился. Единственное, к чему никак не могу привыкнуть, — это к езде по дворам. Машина абсолютно тихая, и люди часто идут по дворовой территории и не слышат, что кто-то подъехал сзади. Особенно если выключен обдув. Во дворах водителю электрокара нужно быть особо внимательным. Систему рекуперации я отключил. Мне больше нравится, когда у автомобиля есть накат, как у дизельных машин. К слову, у e-NV200 есть несколько режимов езды, которые меняют тормозное усилие от рекуперации. Машина хотя и не новая, но в хорошей комплектации. Есть много опций, включая камеры, — рассказал Onliner курьер службы.
После успешного дебюта Leaf компания Nissan решила выпустить на рынок первый полностью электрический фургон. Модель e-NV200 была представлена на Женевском автосалоне 2014 года. Из-за маленького запаса хода машина изначально позиционировалась как исключительно городской фургон. Автомобилем заинтересовались некоторые мировые службы доставки и таксопарки крупных мегаполисов (например, такие электрокары используются в Сан-Франциско и Нью-Йорке). Модель выпускается до сих пор. В конце 2016 года японцы показали прототип e-NV200 e-Bio на топливных элементах, но до серии такая версия не дошла.
У вас электромобиль и вы хотите рассказать о нем? Отлично! Это поможет развиваться EV-сегменту в нашей стране. Пишите нам на dl@onliner.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by