10 рублей стоит рабочий день. Считаем выгоду от первого электрофургона в курьерской службе

23 250
04 августа 2021 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский

10 рублей стоит рабочий день. Считаем выгоду от первого электрофургона в курьерской службе

Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский

Компания DHL Express, занимающаяся экспресс-доставкой грузов и документов, использует во всем мире абсолютно разную технику. Кроме двух с половиной сотен самолетов, у данной курьерской службы есть грузовые машины, маленькие фургоны, велосипеды, рикши, суда и даже гондолы, которые доставляют товары в Венеции. Несколько лет назад руководство DHL Express решило постепенно пересаживать своих курьеров на электромобили. Компания даже начала выпуск своих почтовых электрокаров StreetScooter. Все EV, работающие в службе доставки, имеют опознавательный знак — зеленый лист на бортах кузова. Недавно первый желтый фургон с таким листом появился и в Беларуси. Мы пообщались с представителями DHL Express и узнали, как Nissan e-NV200 справляется с работой курьерского автомобиля в наших реалиях.

Емкость батареи — 24 кВт·ч

Nissan e-NV200, как и почти все непремиальные электромобили, в Беларусь официально не поставляется. Машина покупалась подержанной в автохаусе, который занимается пригоном авто из Европы. По словам представителей курьерской компании, они не выбирали из нескольких фургонов, а просто купили то, что было в наличии. К сожалению, электрических микроавтобусов и грузовиков в Беларуси почти нет. Цены на такой Nissan варьируются от 14 до 20 тыс. долларов по курсу в зависимости от батареи.

Этот Nissan — 2016 года выпуска. На момент покупки в январе 2021-го пробег у автомобиля составлял 72 тыс. км. В салоне пять пассажирских мест и большой багажник. Машина покупалась для доставки небольших грузов и документов, поэтому грузоподъемности и вместимости данному фургону хватает. Емкость тяговой батареи у этого экземпляра — 24 кВт·ч. Бывают еще e-NV200 с аккумулятором на 40 кВт·ч.

Сейчас показатель на одометре приближается к отметке в 80 тыс. км. Электрокар доставляет посылки в Минске всего три месяца. До этого фургон дожидался наклеек — представительства DHL Express не работают на небрендированных автомобилях. Данный Nissan стал 13-й машиной в парке белорусского представительства компании.

Покупали для экономии или для пиара?

— С одной стороны, это имиджевая покупка. Сегодня электрокар в службе доставки — это модно и, можно сказать, престижно. У глобального офиса DHL есть целая стратегия под названием GoGreen, в рамках которой компания собирается значительно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. С другой стороны — это наш локальный эксперимент в том числе для снижения затрат на техническое обслуживание, а также для снижения частоты посещений СТО, ведь на электромобиле ТО необходимо делать значительно реже — раз в 35—50 тыс. км. Хотим посмотреть, насколько оправданно использование электрокара в доставке, с какими трудностями мы можем столкнуться и т. д., — рассказала Onliner специалист по развитию компании в Беларуси Виктория.

Если взглянуть на мировую сеть офисов DHL Express, можно обнаружить, что за последние четыре года количество курьерских электромобилей в автопарке значительно выросло. EV активно используются курьерами как в Европе, так и, например, в России.

Запас хода — около 100 км. Этого хватает?

Кажется, что в службе доставки автомобиль должен ездить целый день, разве что с остановкой на обед водителя. Но с 24-киловаттной батареей этот Nissan проезжает летом в лучшем случае 130 км. А зимой запас хода падает до 80—100 км. Неужели этого хватает для работы?

— Для электромобиля мы разработали специальный маршрут в районе улицы Тимирязева, проспекта Победителей, рядом с Комаровским рынком. Маршрут разрабатывался так, чтобы машина без труда преодолевала целый цикл на одном заряде. Поэтому Nissan ездит только в черте города. Как правило, за один рабочий день я проезжаю на ней от 60 до 80 км. В обычный незагруженный день делаю около 30 остановок (остановка — это либо доставка посылки, либо прием посылки для дальнейшей отправки. — Прим Onliner). Если количество остановок составляет 60, то дневной километраж приближается к сотне, — рассказал курьер Дмитрий, который работает на электрическом Nissan.

Заряжается каждую ночь

Очевидно, что с такой маленькой батареей автомобиль приходится заряжать каждый день. Курьер делает это на парковке офиса либо на общественных станциях в городе. Как правило, Nissan стоит на зарядке ночью, получая электроэнергию от обычной розетки на 220 вольт. По такой схеме полная зарядка занимает 8 часов.

Здесь имеет смысл рассказать о специфике работы подразделения DHL Express. Наземные курьерские службы этой компании фактически занимаются не классической доставкой грузов или товаров, а лишь дополняют цепочку авиаперевозок. Основной путь товары (обычно это небольшой груз типа документов) преодолевают по воздуху, а фургоны лишь развозят заказы от аэропорта до клиента (так называемые первые и последние мили). Таким образом, если конкретный курьер работает исключительно в Минске, то ему и не нужна машина с очень большим запасом хода. Конечно, из аэропорта в город на этом Nissan груз не привезешь, поэтому о полном отказе от ДВС-автомобилей речь пока не идет. На данный момент это слишком далекая перспектива. Особенно для нашего рынка.

В Беларуси компания использует следующие модели: Renault Dokker, Fiat Doblo, Lada Largus, Volkswagen Crafter и Renault Master. Средний суточный пробег у них составляет 200—250 км.

Руководство глобального офиса пока не требует от своих представительств перехода на электрокары, поэтому покупка Nissan e-NV200 является инициативой белорусов. При этом, по словам Виктории, если опыт использования электромобиля окажется положительным, офис не исключает пополнения автопарка новыми EV. По крайней мере, для обслуживания Минска.

Сколько стоит один день работы электрокара?

— На данный момент мы — единственная в Беларуси курьерская служба по доставке документов и посылок, которая начала использовать для своей работы электромобиль. Пока данный эксперимент я могу назвать удачным. Если заряжать машину в офисе, получается 39 копеек за киловатт энергии. На общественных станциях выходит значительно дешевле. В любом случае за день работы фургон расходует электроэнергии менее чем на 10 рублей. Плюс экономия на регулярном техобслуживании, — рассказала нам представительница компании. К слову, если заряжаться на станциях Malanka, то выйдет еще дешевле.

После покупки машина прошла небольшое ТО: заменили масло в редукторе, антифриз для батареи и тормозную жидкость. Все обошлось в 400 рублей.

Самое непривычное — ездить по дворам

— Первое, что удивило в электромобиле после моих предыдущих ДВС-машин, — это тишина во время разгона. Мгновенный подхват со старта тоже впечатляет. Поначалу ездить на этом Nissan было непривычно. Но за недельку освоился. Единственное, к чему никак не могу привыкнуть, — это к езде по дворам. Машина абсолютно тихая, и люди часто идут по дворовой территории и не слышат, что кто-то подъехал сзади. Особенно если выключен обдув. Во дворах водителю электрокара нужно быть особо внимательным. Систему рекуперации я отключил. Мне больше нравится, когда у автомобиля есть накат, как у дизельных машин. К слову, у e-NV200 есть несколько режимов езды, которые меняют тормозное усилие от рекуперации. Машина хотя и не новая, но в хорошей комплектации. Есть много опций, включая камеры, — рассказал Onliner курьер службы.

Кратко о Nissan e-NV200

После успешного дебюта Leaf компания Nissan решила выпустить на рынок первый полностью электрический фургон. Модель e-NV200 была представлена на Женевском автосалоне 2014 года. Из-за маленького запаса хода машина изначально позиционировалась как исключительно городской фургон. Автомобилем заинтересовались некоторые мировые службы доставки и таксопарки крупных мегаполисов (например, такие электрокары используются в Сан-Франциско и Нью-Йорке). Модель выпускается до сих пор. В конце 2016 года японцы показали прототип e-NV200 e-Bio на топливных элементах, но до серии такая версия не дошла.

У вас электромобиль и вы хотите рассказать о нем? Отлично! Это поможет развиваться EV-сегменту в нашей стране. Пишите нам на dl@onliner.by.

бордовый, внедорожник, бензин 1.2 л, механическая, передний привод
белый, седан, бензин 2.5 л, автоматическая, передний привод
синий, кабриолет, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by