Автоподборщик из региона: о хитростях денежной профессии, обманах продавцов и способах вычисления перекупщиков

16 сентября 2021 в 7:57
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Автоподборщик из региона: о хитростях денежной профессии, обманах продавцов и способах вычисления перекупщиков

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Мы встретились с Игорем у пинского стадиона. Когда-то, около 10 лет назад, спортивная арена была заполнена машинами — люди приезжали показать свою «ласточку» со всего Полесья. Бурлила торговля, авторынок жил на полную. В те времена наш герой был постоянным визитером площадки — «просто потому, что было интересно гулять с дедушкой между тачками». Сегодня он говорит, что это был колоссальный опыт, можно даже сказать, стажировка, определившая его будущую профессию. Сейчас рынок пустует. А вот Игорь — ИП, специализирующийся на подборе автомобилей в Пинске и других городах. Он рассказал Onlíner об особенностях регионального подбора, специфике клиентов и продавцов, а заодно — о личном опыте безошибочного определения перекупщиков.

О чем в этом материале

О рынке в регионе

— На месте, где сейчас только висит табличка «Автомобильный рынок», еще в 2010-м он на самом деле располагался. Машин было много: от забора до забора стадиона ДОСААФ. Сейчас сюда периодически приезжает цирк-шапито, устраивают соревнования по дрифту, площадку используют как трассу картингисты. А когда-то мы с дедушкой провели немало времени, обходя и осматривая разные машины. С тех пор стал интересоваться техникой, появилась насмотренность. Когда мне было лишь 16, дед купил для меня «шестерку» 1978 года выпуска и обучал вождению на дачных дорогах, пока никто не видел.

— А в 2011-м ввели повышенную растаможку и параллельно получил развитие интернет. Продавцы — в том числе и пинчане — ушли на автобарахолки в сети, перестали приезжать на рынок. В тот момент мне казалось, что я выдумал новую услугу — подбор автомобилей по критериям. Видимо, эта идея витала в воздухе, потому как подобные предложения стали появляться по всей стране. Но и в те времена, когда я только начинал бизнес, нередко наведывался на рынок, чтобы потренироваться: подурить голову продавцам и набраться опыта. Ну а закрепил знания о «железе» в колледже, получив специальность техника-механика.

О местных клиентах и их пожеланиях

— После исчезновения рынка осталось немало клиентов, которые вспоминают о нем с ностальгией. Таким людям непременно нужно пощупать автомобиль перед покупкой. Часть из них идет в автоцентры к дилерам. Есть и категория людей в возрасте, которые просто не умеют пользоваться интернетом. Буквально недавно разговаривал с мужчиной. Он признался: как работать с компьютером, не знаю, а рынка уже нет — вот и пошел к дилеру. Уехал на Logan.

Не хочется травить байки про поиск стареньких дизельных универсалов в белорусских регионах. Но такой запрос действительно до сих пор актуален.

— То есть люди с бюджетом в тысячу долларов тоже обращаются к подборщикам. За один осмотр с предоставлением развернутого отчета берем 43 рубля. Но при работе с такими клиентами есть нюанс: чем ниже бюджет, тем больше требований. Человек, ищущий авто за 20 тысяч, готов к вложениям на полторы. А если вся машина стоит полторы тысячи? Нетрудно догадаться, в каком состоянии находятся такие образцы, но клиенты продолжают поиски «идеала». Поэтому мы проводим лишь разовые осмотры таких моделей, а за подбор «под ключ» беремся только при сумме от 8 тысяч и выше.

— Есть разница и между продавцами из Минска и Пинска: столичные владельцы менее обязательны. Звонишь пинчанину: надо посмотреть машину в такое-то время в такой-то день. Если согласен — встреча состоится именно в назначенный час. Со столичными жителями все иначе — по несколько раз за неделю меняют планы. Зато в Минске охотнее торгуются — 500 долларов можно сбить смело. В райцентре же на фразу «есть сумма на пару сотен меньше вашей цены» могут обидеться. Вплоть до «даже разговаривать с вами не буду». Последний пример: мужчина продавал BMW X5 за 24 тысячи и заявил, что торг в 200 — потолок.

— Еще одна тенденция — намного чаще стали просить посмотреть машину в автохаусе. Наверное, раньше больше доверяли автокомиссионкам и их заверениям о хорошем состоянии. Сейчас, насколько мы можем видеть, доверие пропало. Плюс, возможно, покупатели наконец осознали, что вернуть некачественный товар в комиссионный магазин нельзя — таково законодательство.

О специфических заказах

— Самый распространенный заказ — дизельный универсал за 6—7 тысяч. На втором месте — хетчбэк для женщины. Бронза — у бэушных «бюджеток» под такси (Renault Logan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo). В четверке — старенькие премиальные BMW (39-е, 60-е). Наверное, покупатели таких машин хотят осуществить мечту юности. Локальный тренд Пинска последних месяцев — Audi A6 C5 с дизельным мотором 1,9 литра за 6 тысяч.

— А самым неординарным заказом могу назвать звонок с просьбой «найти только Lifan». Разок просили посмотреть квартиру — мол, вы же умеете договариваться, сбивать цену. Были заказы и на квадроциклы, фуры, даже на автобус ПАЗ. Вынуждены были отказать. Также стараемся не браться за подбор авто до тысячи, потому что с этими тачками всегда проблемы. Порой бывают комичные ситуации. Посудите сами, есть ли смысл использовать толщиномер или подключать компьютер к многократно переваренному Ford Mondeo? В таких машинах колеса не отваливаются — уже хорошо.

О попытках обмануть

— Продолжая тему старых машин. Нередко сталкиваемся с откровенными обманами. Не раз бывало такое, что продавец заявлял о целом кузове, а на СТО еще перед отправкой авто на подъемник просил: «Только не поднимайте за пороги». Очевидно, что в порогах или труха, или в лучшем случае монтажная пена.

— Но чаще продавцы просто недоговаривают: не спросил ты про ручник — тебе и не сообщают, что он давно не работает. Из экстраординарного — губка в выхлопной трубе. Возможно, владелец установил такой своеобразный сажевый фильтр, чтобы не было заметно, как его машина дымит. В выхлопе другого экземпляра (кстати, продавался через автохаус) обнаружили шнурки от обуви. В итоге мы составили форму (чек-лист) для заполнения при осмотрах. В ней указывается состояние каждого важного узла или элемента.

О профессии. Не много ли подборщиков стало?

— Считаю, людей, заявляющих о профессионализме, в автоподборе стало слишком много. Легкость размещения рекламы в соцсетях этому способствует. Я сужу по тем ребятам, которые хотели сотрудничать с нашим сообществом предпринимателей. Приглашаю их на собеседование, задаю несколько простых вопросов (например, «как определить, работает ли кондиционер, подняв капот?»; «как можно продиагностировать двигатель помимо течи по крышке?»; «в чем разница между роботом, вариатором и гидротрансформатором?») и вижу, что человек плавает. Вынужденно отказываю.

— Но эти люди продолжают стремиться в профессию. Определенно, заработок привлекает. Это у нас услуга единичного осмотра стоит 43 рубля. В других компаниях прайс от 80 до 120. За день же можно встретиться с 4—5 продавцами. Вот и посчитайте, каков доход и насколько он выгоден. (Мы действительно посчитали: вышло около 8000 рублей за 20-дневный рабочий месяц без вычета налогов, если заниматься одному. — Прим. Onlíner.)

— Расскажу о хитрости. В компаниях с большими ценниками утверждают, что в стоимость входит диагностика на СТО. Но очевидно, что далеко не все отсматриваемые варианты доезжают до подъемника. Немалый процент неликвида отсеивается еще на этапе визуального осмотра или тест-драйва. Какой смысл в подъемнике, если в авто вварена четверть, оно дымит или троит? Но прайс все равно остается фиксированным.

Логично: чем больше подборщиков, тем больше шансов нарваться на непрофессионального сотрудника. Пожалуй, единственный совет, который стоит дать потенциальным покупателям, — ориентируйтесь на отзывы.

— Вечный вопрос — а не вступит ли подборщик в сговор с продавцом? Постоянно его слышу от клиентов. Никто не мешает покупателю пригласить на осмотр автомобиля своего знакомого или друга. А тот пускай попробует договориться. Скорее всего, его ждет провал. Плюс ребята, занимающиеся подбором машины в другом городе, не в курсе уровня знаний клиента. Покупатель может оказаться весьма сведущим в технике, и все выявится на первой же встрече человека со своим заказом. В итоге посредник останется без денег от продавца, без клиента и с подмоченной репутацией. Хотя до меня постоянно доходят истории, как продавец предлагал доплатить подборщику за хорошую рекомендацию.

— Бывают и другие ситуации — когда продавец сам сообщает покупателю о заговоре с подборщиком. Якобы тот предлагал: «Дай мне денег, и у тебя обязательно купят». Начинаются разборки. И выясняется, что продавец обиделся на нас. Это была своеобразная месть за то, что мы не посоветовали его машину. Только что я в двух словах пересказал последний подобный случай.

О перекупщиках и способах их вычисления

— Самый растиражированный способ обнаружить перекупщика — позвонить по объявлению и задать вопрос «Продаете машину?» Если ответят «Какую?», значит, не все чисто. Но есть более эффективные методы. Например, можно уточнить, на ком автомобиль числится. Если в ответ говорят, мол, на тете/девушке/свате/брате, стоит задуматься. Мне однажды один товарищ ответил: «Зарегистрировано на отце, но моя и его фамилии не совпадут. Я приемный».

— Второй важный вопрос — интересуются ли автомобилем? Простые продавцы ответят как есть. «Профессиональные» начнут рассказывать, что приезжало уже много человек, поэтому «бери быстрее, чтобы успеть». Правильным будет уточнить: если приезжало много, то почему не покупают? Значит, есть какие-то серьезные нюансы? Вне зависимости от ответа могу заверить: такие машины рассматривать не стоит. Внешне она будет конфеткой, но уже в ближайшее время даст о себе знать какой-нибудь нюанс.

Красивая обертка — еще один признак перекупщика. Если объявление оформлено слишком правильно и красиво, если фото подобраны идеально, сделаны с выгодных ракурсов, лично я начинаю сомневаться.

— Но главный фактор — как человек общается по телефону. Обычно перекупщики отвечают нехотя — у них же сотни звонков по поводу разных товаров. Можно в беседе уточнить пару моментов: например, а какая резина стоит? Для настоящего собственника это было событием: он искал, выбирал шины, ездил за ними, «переобувался». Для перекупщика же это не имеет значения. Вообще, правильной тактикой считаю опрос по тому самому чек-листу, по списку: что с лобовым, что с подвеской, как в салоне, чинился ли мотор, работает ли кондиционер — и так по каждому узлу.



Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by