07 октября 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

«Нашли крайнего?» Водитель попал в ДТП и должен возместить простой троллейбусов

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Маневр в плотном трафике, взгляд в зеркало, движение рулем, а впереди уже кто-то тормозит. Удар, неприятный разговор, звонок в ГАИ. Административный протокол, разбор полетов, ответственность. Даже опытные водители попадают в ДТП по собственной вине. Многое возмещает страховка. Многое, но не все. Александр, наш читатель, после аварии и выплаченного штрафа получил письмо из «Минсктранса» с требованием возместить убытки за простой транспорта. Сумма небольшая, но водитель не согласен с тем, что по его вине остановились троллейбусы, ведь была и еще одна авария.

Попал в ДТП и должен возместить

Авария при перестроении

2 октября 2019 года, вечерний час пик. Поток двигался по улице Шаранговича в Минске со стороны улицы Якубовского в направлении улицы Пономаренко. Смеркалось.

— Я ехал на Volkswagen Multivan, нырнул из правой полосы в левую, опережая машину. Впереди меня был Volkswagen CC: я видел его, затем глянул в зеркало, перестроился, перевел взгляд, а CC уже ударил по тормозам — уперся в затор. Я тоже резко затормозил, но не повезло: буквально метра полтора мне не хватило — тюкнулся, — говорит Александр.

И вроде удар несильный, вроде визуально и повреждения-то не особо заметны, а подушки безопасности в микроавтобусе сработали.

— Выходим из машины, по ситуации же все понятно, говорю девушке из Volkswagen CC: «Ну что, разойдемся по европротоколу?» Но она ответила, мол, машина не ее, оформлена на фирму, муж в Москве, сама она не умеет европротокол оформлять, боится. В общем, вызываем ГАИ, — вспоминает собеседник.

Ну ГАИ так ГАИ, но нужно понимать: осенний темный вечер, еще и дождичек прошел, самый час пик — экипаж можно прождать долго.

— Авария произошла где-то в 19 часов, а оформились мы в итоге часа в 23. Машины обтекали нас по правой полосе, кто-то даже по встречной объезжал, но по мере того как вечерний час пик заканчивался, становилось легче, — отметил водитель.

Еще одно ДТП

Пока ждали ГАИ, в соседней полосе случилась еще одна авария.

— Часа полтора мы простояли, ко мне друг подъехал: стоим, общаемся. Ситуация на улице была сносная: периодически заторы возникали, но минутные: то затык, то снова едут, надолго ничего не останавливалось. Я видел тот Volkswagen Golf краем глаза. И вдруг свист тормозов! Помню, успел подумать: только бы не T5, мне ж его еще продавать. Бам! В «Гольфа» прилетает Mazda, — рассказывает Александр.

В результате левая полоса улицы Шаранговича в направлении второго кольца занята стоящими CC и Multivan, правый ряд «оккупировали» Golf и Mazda.

— Из этих авто вылезли двое пацанов. Ну я им без задней мысли: «Парни, составляйте „еврик”, разъезжайтесь скорее, а то, чего доброго, выставят вам транспортники счет за простой». Там как раз два троллейбуса застряли, — говорит собеседник.

Запомним это на будущее, а пока вернемся на Шаранговича. Парни совету вняли, заполнили извещение и разъехались минут через 20—25. Рядом с местом ДТП проезжал экипаж ГАИ, но это не к Multivan и CC, радоваться рано.

— Помню, инспектор запыхавшийся выскочил, говорит, дескать, едет на другое ДТП в Сухарево, но про нас тоже знает — ожидайте. Сделал замеры и разрешил съехать во дворы, стоять там. Вот мы и стояли еще часа полтора. После 22 к нам приехали сотрудники аж ГАИ города (подмога, наверное), они все и оформили. Я виноват — это понятно, со всем согласен, вину признаю, штраф оплатил. Вроде и конец истории, — отметил водитель, хотя по тону понятно, что никакой это не конец, а скорее начало.

Письмо из «Минсктранса»

Авария была в начале октября 2019-го, а весной 2020-го Александру пришло письмо из «Минсктранса» — «О взыскании убытков». Если коротко, в этом письме водителю напоминали о случившемся по его вине дорожно-транспортном происшествии, в результате которого имела место остановка общественного транспорта (троллейбусов маршрутов №7 и №9). Предприятие в результате понесло затраты, которые виновнику аварии и предлагается компенсировать.

«В случае неуплаты указанной суммы предприятие будет вынуждено обратиться в суд с иском о взыскании убытков с отнесением на Ваш счет расходов по уплате государственной пошлины» — так завершалась основная часть письма, подписанного начальником юридического управления.

В общем, было очевидно, что вопрос серьезный. Не ясно водителю было лишь то, почему именно он виноват в простое троллейбусов.

— Я, понятное дело, поехал в «Минсктранс» разбираться. А ковид же: внутрь никого не пускают. Вызвонил какую-то женщину, она спустилась: «По какому вы вопросу?» Я ей все объяснил, она пообещала, что на предприятии проведут внутреннее расследование. Наверное, еще на месяц-полтора все затянулось, периодически они мне звонили что-то уточнить. В итоге говорят: «По всем признакам вина ваша, но в ГАИ нам информацию о ДТП просто так не предоставят. Давайте решать вопрос через суд». Ну давайте, — рассказывает собеседник.

Почему вообще считали и много ли насчитали?

В принципе, практика по взысканию издержек за простой транспорта при ДТП не нова. Руководствуются при этом, как правило, статьей 14 Гражданского кодекса — «Возмещение убытков», а она гласит:

  1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.
  2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Если сказать максимально упрощенно — «Минсктранс» понес затраты за то время, пока два троллейбуса не могли проехать по улице Шаранговича. Тут и простой подвижного состава, и упущенная выгода, и расходы на организацию альтернативных маршрутов. Не могли троллейбусы проехать из-за автомобилей, попавших в ДТП. Кто в этом виноват? Тот же, кто виноват в ДТП. Соответственно, с него и взыскивают компенсацию.

В результате водителю насчитали к выплате 29 рублей 97 копеек, предоставив подробную калькуляцию. Так, к примеру, затраты на оплату труда застрявших в пробке водителей двух троллейбусов составили 3,43 рубля и 4,16 рубля соответственно. Дополнительный объем транспортной работы высчитывается у транспортников по специфическому показателю «машино-место-километров» — он составил 22,38 рубля (расчетный тариф за 1 маш. м. км составляет 0,02796 рубля).

Можно сказать, повезло, что в затор попали только два троллейбуса. Вообще же по этому участку улицы Шаранговича проходит пять троллейбусных маршрутов и один автобусный.

Почему это не компенсируется страховкой? Потому что объектом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются имущественные интересы, связанные с гражданской ответственностью владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий. То есть если бы в ДТП повредили троллейбус — это было бы вопросом страховой компании, а раз имущество цело, то и разбираться с компенсацией за простой водителю придется самостоятельно.

В чем загвоздка?

В письме «Минсктранса» указано, что задержка движения городского пассажирского транспорта произошла с 20:45 до 21:20. Авария с участием автомобилей Volkswagen Multivan и Volkswagen СС, как утверждает наш читатель, случилась гораздо раньше, и автомобили не один час стояли в полосе движения на проезжей части.

— Если бы троллейбусы застряли из-за нашей аварии, то есть по моей вине, за это время там была бы очередь не из двух троллейбусов, а из двадцати как минимум, — рассуждает Александр. — А вот второе ДТП, которое случилось как раз в обозначенное время, заблокировало единственную оставшуюся полосу. При этом автомобили быстро разъехались, то есть и по последствиям эта авария больше похоже на истинную причину задержки транспорта.

На фото из Multivan, которые нам предоставил водитель, видно, что микроавтобус находился в крайней левой полосе, вплотную к двойной сплошной линии разметки. Там же находился и Volkswagen СС. Кроме того, на снимке из микроавтобуса виден борт троллейбуса, находившегося справа от авто. Подтверждает ли это то, что общественный транспорт, несмотря на ДТП в левой полосе, мог проезжать по правой, пока она была свободной?

— Насколько мне известно, в «Минсктрансе» знают о второй аварии. Я сам видел, что водитель троллейбуса выходил и фотографировал дорожную ситуацию — наверняка это разбиралось. Но, как мне сказали, поскольку участники другого ДТП разошлись по европротоколу, в ГАИ информации об этом инциденте нет, аварии будто и не существовало. А раз троллейбусы стояли и официальная информация есть только об одном виновнике — обо мне, — то и претензию направили только мне, — рассуждает наш читатель.

Вот насколько выгодно бывает составлять европротокол. Мы, к слову, уже рассказывали о том, как это сделать правильно.

Суд. Исполнительные листы. Вопрос мотивации

В итоге все решалось в суде.

— Было первое заседание: меня вызвали, суд выслушал сторону «Минсктранса», представитель этой организации рассказал свою версию того, из-за чего случилась задержка. Я попытался объясниться, но в тот раз мне слова не дали. Судья сказала, что прежде ей нужна дополнительная информация от ГАИ: схема ДТП и все прочее, к тому же нужно опросить свидетелей, то есть водителей троллейбусов. Было назначено второе заседание, про которое я, если честно, забыл. Решил, что ладно, понятно же, что я не виноват, на схеме из ГАИ это четко будет видно. В итоге через три недели получаю из суда письмо: меня признали виновным, — разочарованно говорит Александр.

Могли ли автомобили в левой полосе привести к простою троллейбусов, если бы правый ряд оставался свободен? В то же время стала бы авария в правом ряду проблемой для общественного транспорта, не будь занята левая полоса? По всей видимости, ответы могут быть разными.

Наш читатель не стал обжаловать решение суда. Вопрос в мотивации: выплата в 30 рублей, если считаешь ее необоснованной, — это, конечно, неприятно. Но услуги юриста, который составит заявление, другие сопутствующие траты, в том числе временны́е, могут быть заметно дороже. Да и итог такого шага далеко не очевиден.

— Периодически я получаю исполнительные листы от судебных исполнителей — требуют оплатить. Но я официально в декретном отпуске — пока снять с меня эти деньги они не могут. Не плачу пока принципиально, потому что не понимаю, в чем моя вина. Нигде и ничего толком объяснить не могут, везде говорят одно и то же: «Здесь вам не стол справок». Получается, нашли крайнего? — задается вопросом водитель.


Покупайте кофе выгодно в Каталоге Onlíner

Onlíner рекомендует
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка, интенсивность 5/10

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by