Вы заметили, что в последние годы активность автомобильных клубов в Беларуси ощутимо снизилась? Конечно, энтузиасты продолжают встречаться на улице Октябрьской либо на парковках супермаркетов, но былого размаха нет. И уж тем более не идет речи о развитии клубного движения автолюбителей. Почему такое происходит? Дело в коронавирусе? А может, молодые люди просто перестали увлекаться автомобилями? Все перешли в онлайн-группы? На эту тему мы пообщались с Алексеем Стаховским, который был одним из основателей клуба французских автомобилей в Беларуси (Francemobile). Мужчина уже давно переехал в другую страну и сейчас не знает, что делать с покрывающимся пылью веб-ресурсом. Может быть, кто-то из вас поможет вдохнуть вторую жизнь в это сообщество?
— На сайте указано, что клуб начал работать в 2004 году. Расскажи, как все начиналось.
— У нас даже есть свой день рождения — 18 мая 2004 года. Это дата регистрации домена francemobile.by. Выросло наше движение из сообщества streetracing.by. Тогда были популярными гонки на 402 метра. Причем гонялись абсолютно все — даже на старых дизельных машинах. На форуме «Стритрейсинга» у нас была ветка, где общались владельцы французских (и итальянских) автомобилей, и, когда нам стало там тесно, мы запустили свой сайт.
— В 2004 году интернет был не в каждой квартире и уж тем более не каждый человек знал процедуру покупки домена и хостинга. Как вы решились на такой шаг?
— Как всегда, в определенном сообществе находится парочка чуть более инициативных и, может быть, обезбашенных людей, которые и совершают все основные действия по развитию клуба. Такие люди были и у нас. Для регистрации домена нужно было ехать в офис к провайдеру на улицу Кальварийскую. Это была целая процедура! Я сам регистрировал домен на свое имя, и для этого требовались всевозможные анкеты, паспорт, какие-то подтверждения по обычной почте. Сегодня уже сложно в это поверить.
— Откуда были деньги на хостинг, домен и создание сайта?
— Деньги собирали все вместе. Домен и хостинг, кстати, стоили довольно дорого относительно наших тогдашних доходов. А сайт представлял из себя форум, ничего сложного. Так было у многих клубов в 2000-х.
— Ваш клуб объединял владельцев Peugeot и Citroen?
— Нет. У нас было сообщество всех французских автомобилей, включая Renault. Если помнишь, в начале 2000-х Peugeot, Citroen и Renault были схожими в плане смелых дизайнерских решений. Это были яркие и интересные машины. А Citroen удивлял еще и техническим устройством своей подвески. Как нам тогда казалось, французские автомобили выбирают люди с чувством вкуса и стремлением прикоснуться к чему-то более изысканному.
— В то время уже функционировал клуб Renault. Вы конкурировали между собой?
— Мы дружили с клубом Renault. И у нас были разные подходы к формированию сообщества. Мы делали ставку на некую идейную составляющую, а в клубе Renault акцентировали внимание на технической начинке автомобилей и их обслуживании. Конечно, у нас на встречах тоже поднимались технические вопросы — от этого никуда не уйдешь. В конце концов, мы ездили на подержанных авто. Например, гидроподвеску старых Citroen в Беларуси чинили единицы, поэтому мы с радостью менялись контактами ценных мастеров. Но, повторюсь, это все было на втором плане.
— А что было на первом?
— Фан, различные мероприятия, встречи с дилерами, тест-драйвы новых машин. У ребят из клуба Renault встречи проходили с поднятыми капотами и поддомкраченными машинами. У нас сходки выглядели иначе. Собирались мы на парковке, где сейчас бизнес-центр «XXI век». Там была огромная пустая площадка. Мы даже привозили с собой мангалы и отдыхали там всем клубом. Простыми словами, мы объединяли людей, дилеров и даже вели диалоги с представителями ГАИ. Я знаю, что многие клубы со временем ушли в техническую сторону. Francemobile так и остался «идейным» клубом. Зато мы организовывали встречи с представителями властей, проходили коллективное обучение у Овчинникова и проводили много других активностей.
— А на чем ты сам ездил в то время?
— У меня по очереди были два с половиной Citroen XM. Почему два с половиной? Потому что один из них был еле живой а-ля спортивный XM в обвесе Musketier (это французское тюнинг-ателье). Я на нем проехался, наверное, раза три-четыре. Остальное время он стоял. Благо в то время у меня был второй XM — в нормальном состоянии с дизельным мотором. Я на нем ездил каждый день. Вообще, у меня искренняя любовь к Citroen XM. Это, как принято говорить, «последний настоящий» Citroen такого класса.
— А другие участники клуба в основном на чем катались?
— Из Peugeot были популярны 405-е. Помню времена, когда Peugeot 406 воспринимался как нечто свежее и актуальное. Были люди на Peugeot 306. Среди Citroen популярностью пользовались Xsantia. Они тогда были относительно доступными. На удивление было много и больших XM. Владельцев Renault у нас было поменьше. Наверное, потому что они тусовались в клубе Renault, а у нас сформировалось сообщество концерна Peugeot-Citroen. Но несколько владельцев Renault приезжали и на наши встречи. Это были Renault 19, Laguna, Safrane.
— Какие слеты ты помнишь до сих пор?
— Однажды мы проехали большим пробегом по стране, заехав во все областные центры и в Бобруйск. В Бобруйске, к слову, была своя большая тусовка автолюбителей. Мне кажется, мы были одними из первых в стране, кто сделал такой большой клубный пробег. Помню, я еще писал про это в журнал «АБС». На 4- или 5-й день рождения клуба нам удалось привлечь на съезд сразу трех дилеров всех французских марок — Renault, Peugeot и Citroen. Мы тогда познакомились со свежими новинками любимых брендов, посмотрели работу станций технического обслуживания. Дилеры даже провели тест-драйв новинок: привезли с десяток новых моделей, чтобы мы попробовали их в деле.
— А были в клубе кризисные моменты?
— Куда же без них. Так уж получилось, что наш клуб был едва ли не единственным, кто привлек спонсорские деньги от официальных дилеров. Это все благодаря Надежде Остапчук, которая была в нашем клубе и ездила на Peugeot 407. Она, как известная личность, всегда была желанным гостем у дилеров и помогла нам привлечь первых рекламодателей. И это привело к расколу клуба. Один из наших участников увидел большой потенциал в работе клуба, и в один из дней я проснулся и увидел на нашем сайте заглушку: мол, клуб переехал на другой домен. Захожу на этот домен — а там полный клон нашего сайта. Потом у нас была настоящая борьба за клуб, и в итоге сообщество разделилось на две части. От нас ушла где-то треть. Среди них было и несколько очень инициативных людей. Кто-то потом вернулся, кто-то — нет. Получается, такую вот роль сыграли первые заработанные деньги.
— Разве автомобильный клуб может быть коммерчески успешным?
— У нас исключительно коммерческой цели никогда не было. Да, мы сотрудничали с дилерами, но тех финансов, которые мы получали от партнеров, хватало разве что на хостинг.
— Сколько вообще было клубов французских авто в Беларуси?
— Кроме нашего, был клуб Peugeot-Citroen — это те ребята, которые от нас откололись. Еще были отдельные клубы брендов: Renault, Citroen и Peugeot. Некоторые из них были очень мощными сообществами. Не знаю, правда, как они сейчас себя чувствуют. Как мне кажется, все это движение практически сошло на нет. В Беларуси есть тенденция снижения интереса к автомобильным клубам разных марок.
— Когда последний раз была большая сходка вашего клуба?
— Наверное, на 10-летие клуба. Получается, в 2014-м. Тогда была реально большая тусовка. А после этого все стало затихать.
— Как думаешь, по какой причине?
— На мой взгляд, здесь несколько факторов. Во-первых, члены клубов выросли. Теперь это взрослые дяди со своими семьями, работами, фирмами. Теперь не так уж просто сорваться и уехать куда-то там на выходные или даже просто на целый вечер в будний день. Во-вторых, автомобильное сообщество уже переросло эти встречи на парковках, но качественного перехода в нечто больше не произошло (как, например, в Германии). В-третьих, у людей сместился вектор потребления автомобилей в сторону новых машин из салона. Поясню. Люди стали покупать более бюджетные модели без пробега, но эти модели не так уж интересны для автолюбителей. Получается, сложно сформировать идейное сообщество, равно как и клуб, где люди будут делиться опытом ремонтов, ведь машины на гарантии, и чинить их уже не проблема. Наверное, не будет преувеличением сказать, что люди сейчас не так сильно любят свои машины, как мы любили их в начале 2000-х. Как только на рынке появились эти Logan и Polo Sedan, условные 15-летние Citroen XМ перестали быть кому-то нужны. Люди приучились покупать более надежные, но менее интересные авто.
— Да и форумы нынче не в моде — все ушли общаться в группы в Telegram.
— Так и обсуждать уже нечего. Раньше целая ветка форума могла быть посвящена устройству подвески XM. Сейчас людям это неинтересно. Появилось много сервисов, починить любую машину можно без проблем. И еще, по-моему, главным отличием мессенджеров от форумов является то, что в том же Telegram ты как бы всегда онлайн. Ты в любую секунду можешь пообщаться с человеком в группе, задать вопросы и получить ответы. Форум в этом плане значительно проигрывает, поэтому во времена форумов единственным способом полноценно пообщаться всем вместе были те самые слеты на парковках. Мессенджеры позволили нам оперативно обмениваться сообщениями, фото и видео, но отобрали у нас частичку живого общения.
— Но твой сайт продолжает работать. Кто платит за хостинг, продлевает срок действия домена?
— Долгое время у нас оставалось несколько энтузиастов, которые сбрасывались и покрывали расходы на поддержание жизни хотя бы сайта. Последний год я сам плачу за хостинг. Суммы небольшие, но нужно каждый месяц зайти и ввести данные карточки.
— А слеты — хотя бы небольшие — продолжаются?
— Я уже почти четыре года живу в Германии. Но вот что я вижу со стороны: сейчас очень трудно собрать какую-то движуху. Некоторые ребята пытаются собрать всех вместе, но тщетно. У меня после Citroen была Volvo, и я был в белорусском клубе шведской марки. Там ситуация похожая. Я думаю, в большинстве белорусских автомобильных клубов живые встречи сейчас проходят не так часто, как раньше.
— А на сайте какая-то посещаемость осталась? По идее, автомобильные форумы хорошо индексируются, должен быть трафик с поисковиков.
— Самое интересное, что люди активно заходят на сайт — но чтобы почитать, а не написать. По уникальным пользователям статистика не то чтобы упала, она постепенно растет. Но раньше было так: заходишь на форум и видишь, что на сайте такие-то пользователи, с такими-то никами и пару гостей. Сейчас же сайт посещают практически только одни гости, то есть не залогиненные пользователи. Любопытно, что рекорд количества пользователей онлайн был 8 апреля 2020 года. То есть сайт вполне себе живой.
— А как ты видишь дальнейшую судьбу созданного тобой клуба? Были ли мысли продать сайт?
— Насчет продать — точно нет. Это не коммерческий проект и никогда таким не был. Но если найдутся молодые энтузиасты с идеями и видением, как дальше развивать эту тему, я готов пообщаться. Понимаешь, все мы уже вышли из того возраста, когда мы можем что-то активно делать. Те мальчики с парковки стали взрослыми дядями. Поэтому если кто-то и может решить проблему «кризиса автомобильных клубов», то кто-то молодой, кто знает современные тренды. Если вообще возможно что-то с этим сделать.
— И последний вопрос. На чем ты ездишь в Германии?
— Здесь я езжу на Volvo. Взял ее по абонементу. В Европе подписка на авто пользуется большим спросом, и это очень удобная услуга, учитывая специфику здешнего рынка.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by