Почему автомобильные клубы уходят в историю? Ностальгическое интервью

28 859
02 ноября 2021 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: архив Onlíner

Почему автомобильные клубы уходят в историю? Ностальгическое интервью

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Вы заметили, что в последние годы активность автомобильных клубов в Беларуси ощутимо снизилась? Конечно, энтузиасты продолжают встречаться на улице Октябрьской либо на парковках супермаркетов, но былого размаха нет. И уж тем более не идет речи о развитии клубного движения автолюбителей. Почему такое происходит? Дело в коронавирусе? А может, молодые люди просто перестали увлекаться автомобилями? Все перешли в онлайн-группы? На эту тему мы пообщались с Алексеем Стаховским, который был одним из основателей клуба французских автомобилей в Беларуси (Francemobile). Мужчина уже давно переехал в другую страну и сейчас не знает, что делать с покрывающимся пылью веб-ресурсом. Может быть, кто-то из вас поможет вдохнуть вторую жизнь в это сообщество?


Как все начиналось

— На сайте указано, что клуб начал работать в 2004 году. Расскажи, как все начиналось.

— У нас даже есть свой день рождения — 18 мая 2004 года. Это дата регистрации домена francemobile.by. Выросло наше движение из сообщества streetracing.by. Тогда были популярными гонки на 402 метра. Причем гонялись абсолютно все — даже на старых дизельных машинах. На форуме «Стритрейсинга» у нас была ветка, где общались владельцы французских (и итальянских) автомобилей, и, когда нам стало там тесно, мы запустили свой сайт.

— В 2004 году интернет был не в каждой квартире и уж тем более не каждый человек знал процедуру покупки домена и хостинга. Как вы решились на такой шаг?

— Как всегда, в определенном сообществе находится парочка чуть более инициативных и, может быть, обезбашенных людей, которые и совершают все основные действия по развитию клуба. Такие люди были и у нас. Для регистрации домена нужно было ехать в офис к провайдеру на улицу Кальварийскую. Это была целая процедура! Я сам регистрировал домен на свое имя, и для этого требовались всевозможные анкеты, паспорт, какие-то подтверждения по обычной почте. Сегодня уже сложно в это поверить.

— Откуда были деньги на хостинг, домен и создание сайта?

— Деньги собирали все вместе. Домен и хостинг, кстати, стоили довольно дорого относительно наших тогдашних доходов. А сайт представлял из себя форум, ничего сложного. Так было у многих клубов в 2000-х.

— Ваш клуб объединял владельцев Peugeot и Citroen?

— Нет. У нас было сообщество всех французских автомобилей, включая Renault. Если помнишь, в начале 2000-х Peugeot, Citroen и Renault были схожими в плане смелых дизайнерских решений. Это были яркие и интересные машины. А Citroen удивлял еще и техническим устройством своей подвески. Как нам тогда казалось, французские автомобили выбирают люди с чувством вкуса и стремлением прикоснуться к чему-то более изысканному.

Идейная составляющая

— В то время уже функционировал клуб Renault. Вы конкурировали между собой?

— Мы дружили с клубом Renault. И у нас были разные подходы к формированию сообщества. Мы делали ставку на некую идейную составляющую, а в клубе Renault акцентировали внимание на технической начинке автомобилей и их обслуживании. Конечно, у нас на встречах тоже поднимались технические вопросы — от этого никуда не уйдешь. В конце концов, мы ездили на подержанных авто. Например, гидроподвеску старых Citroen в Беларуси чинили единицы, поэтому мы с радостью менялись контактами ценных мастеров. Но, повторюсь, это все было на втором плане.

— А что было на первом?

— Фан, различные мероприятия, встречи с дилерами, тест-драйвы новых машин. У ребят из клуба Renault встречи проходили с поднятыми капотами и поддомкраченными машинами. У нас сходки выглядели иначе. Собирались мы на парковке, где сейчас бизнес-центр «XXI век». Там была огромная пустая площадка. Мы даже привозили с собой мангалы и отдыхали там всем клубом. Простыми словами, мы объединяли людей, дилеров и даже вели диалоги с представителями ГАИ. Я знаю, что многие клубы со временем ушли в техническую сторону. Francemobile так и остался «идейным» клубом. Зато мы организовывали встречи с представителями властей, проходили коллективное обучение у Овчинникова и проводили много других активностей.

— А на чем ты сам ездил в то время?

— У меня по очереди были два с половиной Citroen XM. Почему два с половиной? Потому что один из них был еле живой а-ля спортивный XM в обвесе Musketier (это французское тюнинг-ателье). Я на нем проехался, наверное, раза три-четыре. Остальное время он стоял. Благо в то время у меня был второй XM — в нормальном состоянии с дизельным мотором. Я на нем ездил каждый день. Вообще, у меня искренняя любовь к Citroen XM. Это, как принято говорить, «последний настоящий» Citroen такого класса.

— А другие участники клуба в основном на чем катались?

— Из Peugeot были популярны 405-е. Помню времена, когда Peugeot 406 воспринимался как нечто свежее и актуальное. Были люди на Peugeot 306. Среди Citroen популярностью пользовались Xsantia. Они тогда были относительно доступными. На удивление было много и больших XM. Владельцев Renault у нас было поменьше. Наверное, потому что они тусовались в клубе Renault, а у нас сформировалось сообщество концерна Peugeot-Citroen. Но несколько владельцев Renault приезжали и на наши встречи. Это были Renault 19, Laguna, Safrane.

Пробег по Беларуси

— Какие слеты ты помнишь до сих пор?

— Однажды мы проехали большим пробегом по стране, заехав во все областные центры и в Бобруйск. В Бобруйске, к слову, была своя большая тусовка автолюбителей. Мне кажется, мы были одними из первых в стране, кто сделал такой большой клубный пробег. Помню, я еще писал про это в журнал «АБС». На 4- или 5-й день рождения клуба нам удалось привлечь на съезд сразу трех дилеров всех французских марок — Renault, Peugeot и Citroen. Мы тогда познакомились со свежими новинками любимых брендов, посмотрели работу станций технического обслуживания. Дилеры даже провели тест-драйв новинок: привезли с десяток новых моделей, чтобы мы попробовали их в деле.

— А были в клубе кризисные моменты?

— Куда же без них. Так уж получилось, что наш клуб был едва ли не единственным, кто привлек спонсорские деньги от официальных дилеров. Это все благодаря Надежде Остапчук, которая была в нашем клубе и ездила на Peugeot 407. Она, как известная личность, всегда была желанным гостем у дилеров и помогла нам привлечь первых рекламодателей. И это привело к расколу клуба. Один из наших участников увидел большой потенциал в работе клуба, и в один из дней я проснулся и увидел на нашем сайте заглушку: мол, клуб переехал на другой домен. Захожу на этот домен — а там полный клон нашего сайта. Потом у нас была настоящая борьба за клуб, и в итоге сообщество разделилось на две части. От нас ушла где-то треть. Среди них было и несколько очень инициативных людей. Кто-то потом вернулся, кто-то — нет. Получается, такую вот роль сыграли первые заработанные деньги.

— Разве автомобильный клуб может быть коммерчески успешным?

— У нас исключительно коммерческой цели никогда не было. Да, мы сотрудничали с дилерами, но тех финансов, которые мы получали от партнеров, хватало разве что на хостинг.

— Сколько вообще было клубов французских авто в Беларуси?

— Кроме нашего, был клуб Peugeot-Citroen — это те ребята, которые от нас откололись. Еще были отдельные клубы брендов: Renault, Citroen и Peugeot. Некоторые из них были очень мощными сообществами. Не знаю, правда, как они сейчас себя чувствуют. Как мне кажется, все это движение практически сошло на нет. В Беларуси есть тенденция снижения интереса к автомобильным клубам разных марок.

Куда делась активность клубов?

— Когда последний раз была большая сходка вашего клуба?

— Наверное, на 10-летие клуба. Получается, в 2014-м. Тогда была реально большая тусовка. А после этого все стало затихать.

— Как думаешь, по какой причине?

— На мой взгляд, здесь несколько факторов. Во-первых, члены клубов выросли. Теперь это взрослые дяди со своими семьями, работами, фирмами. Теперь не так уж просто сорваться и уехать куда-то там на выходные или даже просто на целый вечер в будний день. Во-вторых, автомобильное сообщество уже переросло эти встречи на парковках, но качественного перехода в нечто больше не произошло (как, например, в Германии). В-третьих, у людей сместился вектор потребления автомобилей в сторону новых машин из салона. Поясню. Люди стали покупать более бюджетные модели без пробега, но эти модели не так уж интересны для автолюбителей. Получается, сложно сформировать идейное сообщество, равно как и клуб, где люди будут делиться опытом ремонтов, ведь машины на гарантии, и чинить их уже не проблема. Наверное, не будет преувеличением сказать, что люди сейчас не так сильно любят свои машины, как мы любили их в начале 2000-х. Как только на рынке появились эти Logan и Polo Sedan, условные 15-летние Citroen XМ перестали быть кому-то нужны. Люди приучились покупать более надежные, но менее интересные авто.

— Да и форумы нынче не в моде — все ушли общаться в группы в Telegram.

— Так и обсуждать уже нечего. Раньше целая ветка форума могла быть посвящена устройству подвески XM. Сейчас людям это неинтересно. Появилось много сервисов, починить любую машину можно без проблем. И еще, по-моему, главным отличием мессенджеров от форумов является то, что в том же Telegram ты как бы всегда онлайн. Ты в любую секунду можешь пообщаться с человеком в группе, задать вопросы и получить ответы. Форум в этом плане значительно проигрывает, поэтому во времена форумов единственным способом полноценно пообщаться всем вместе были те самые слеты на парковках. Мессенджеры позволили нам оперативно обмениваться сообщениями, фото и видео, но отобрали у нас частичку живого общения.

— Но твой сайт продолжает работать. Кто платит за хостинг, продлевает срок действия домена?

— Долгое время у нас оставалось несколько энтузиастов, которые сбрасывались и покрывали расходы на поддержание жизни хотя бы сайта. Последний год я сам плачу за хостинг. Суммы небольшие, но нужно каждый месяц зайти и ввести данные карточки.

— А слеты — хотя бы небольшие — продолжаются?

— Я уже почти четыре года живу в Германии. Но вот что я вижу со стороны: сейчас очень трудно собрать какую-то движуху. Некоторые ребята пытаются собрать всех вместе, но тщетно. У меня после Citroen была Volvo, и я был в белорусском клубе шведской марки. Там ситуация похожая. Я думаю, в большинстве белорусских автомобильных клубов живые встречи сейчас проходят не так часто, как раньше.

— А на сайте какая-то посещаемость осталась? По идее, автомобильные форумы хорошо индексируются, должен быть трафик с поисковиков.

— Самое интересное, что люди активно заходят на сайт — но чтобы почитать, а не написать. По уникальным пользователям статистика не то чтобы упала, она постепенно растет. Но раньше было так: заходишь на форум и видишь, что на сайте такие-то пользователи, с такими-то никами и пару гостей. Сейчас же сайт посещают практически только одни гости, то есть не залогиненные пользователи. Любопытно, что рекорд количества пользователей онлайн был 8 апреля 2020 года. То есть сайт вполне себе живой.

— А как ты видишь дальнейшую судьбу созданного тобой клуба? Были ли мысли продать сайт?

— Насчет продать — точно нет. Это не коммерческий проект и никогда таким не был. Но если найдутся молодые энтузиасты с идеями и видением, как дальше развивать эту тему, я готов пообщаться. Понимаешь, все мы уже вышли из того возраста, когда мы можем что-то активно делать. Те мальчики с парковки стали взрослыми дядями. Поэтому если кто-то и может решить проблему «кризиса автомобильных клубов», то кто-то молодой, кто знает современные тренды. Если вообще возможно что-то с этим сделать.

— И последний вопрос. На чем ты ездишь в Германии?

— Здесь я езжу на Volvo. Взял ее по абонементу. В Европе подписка на авто пользуется большим спросом, и это очень удобная услуга, учитывая специфику здешнего рынка.

коричневый, седан, бензин 4.4 л, автоматическая, полный привод
серый, хетчбэк, бензин 1.4 л, механическая, передний привод
серый, минивэн, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: архив Onlíner