Странности на дорогах Турции: завышенные цены на машины, нехватка культуры, но высокая безопасность

30 220
09 ноября 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Странности на дорогах Турции: завышенные цены на машины, нехватка культуры, но высокая безопасность

Автор: Андрей Гомыляев

Пять лет назад дорожное движение в турецкой Анталии казалось по-азиатски хаотичным. Особенно ярко это проявлялось на нерегулируемых перекрестках. Казалось, кто первый посигналит, тот и выигрывает право первоочередного проезда. Создалось стойкое впечатление, что водителю с нашими привычками на дорогах там делать нечего. Удивительно, но даже в условиях такого бардака, согласно рейтингу ВОЗ по уровню смертности в ДТП, Турция обгоняла Беларусь в вопросе безопасности. За счет чего? Во время нашего визита осенью 2021-го в тот же туристический город удалось убедиться: водители стали заметно более культурными. При этом автомобильная жизнь там полна странностей (по нашим меркам): бешеная растаможка, непонятные знаки с ограничением скорости 82 км/ч, вопросы из области этики на экзамене по вождению. И при всем этом дороги там все равно безопаснее наших.

Нереальные деньги

Чтобы понять турецкий феномен, когда азиатский стиль вождения сочетается с довольно высоким местом в рейтинге безопасности, нужно знать, что в Турции машины стоят космических денег, купить их нелегко. Согласно последним цифрам Белстата, у нас на каждую тысячу населения приходится 335 автомобилей. В Турции — всего 142 (по данным на 2016 год). При покупке машины там нужно заплатить огромную растаможку. Если верить новостям, для легковушек дороже €15 тыс. она составляет 80%, для авто с объемом двигателя от 1,6 до 2 литров — до 150%, для более «объемистых» моделей — 220%.

Особенно турки любят похвастаться Porsche, BMW и Land Rover. Цены на некоторые модели этих брендов здесь могут достигать полумиллиона долларов. Тем не менее кто-то позволяет себе такую роскошь и специально паркуется на улице, у края проезжей части. Не прятать же такую статусную красоту на паркинге или в гараже!

«Большинство автовладельцев ездят на машинах с объемом двигателя до 1 литра. Их хотя бы реально купить по примерно европейским ценам», — говорит Евгений. Молодой человек уже несколько лет живет в Анталии, работая на удаленке. Сам катается на Renault Clio, недавно сдал экзамен, чтобы получить местные права (теперь у него два водительских удостоверения). «С учетом пошлины в 80% выходит, что самая бюджетная машина обойдется в €18 тыс. Турецкий менеджер с зарплатой чуть выше среднего не может позволить себе ездить на Mercedes или BMW. Такими машинами владеют по-настоящему крупные бизнесмены», — добавляет собеседник.

Конечно, турки могут купить себе образец местного автопрома — Tofaş. Такие модели из прошлого века еще встречаются на улицах городов, пусть и не выглядят достойно. Турецкий производитель начал работу еще в 1968-м, как и «АвтоВАЗ», выпускал Fiat 124 (на фото ниже — с логотипом Serçe). Сегодня завод выпускает автомобили под брендами Fiat, Citroen, Peugeot, Opel и Vauxhall. А вот олдтаймеров осталось немного.

К слову, несмотря на повышенный прайс для легковушек, стоимость топлива на заправках сопоставима с белорусской. За АИ-95 просят 8,14 лиры, или 2,06 рубля. В Беларуси на день публикации один литр 95-го продают на АЗС за 2,09 рубля.

Одним словом, в Турции меньше машин, чем в РБ, а следовательно, и меньше аварий.

Культура против привычек

В Турции вряд ли когда-нибудь появятся штрафы за необоснованную подачу звукового сигнала. Сигналят здесь все и всегда. Это способ привлечь к себе внимание — мол, смотри, я еду. То есть поворачиваешь не из той полосы — сигналь. Тогда обижаться не будут. При перестроениях действуют те же правила. Вообще, там любят ехать ровно посередине двухполосной дороги, на разметку не обращают внимания. Заведено так: если водитель намерен опередить по левому ряду, ему стоит использовать клаксон, чтобы предупредить остальных и попросить их сместиться вправо и ехать по разметке. Ситуация не лучше даже на горных трассах — там турки привыкли входить в поворот на серпантине по идеальной спортивной траектории (проще говоря, срезать).

По словам местных, за последние годы турецкие водители стали чуть более культурными на дорогах. Говорят, «воспитывали» их с помощью повышения штрафов за самые распространенные нарушения. Для понимания: как уверяют автомобилисты, с которыми нам удалось поговорить, за непристегнутый ремень придется отдать 300 лир, или около €30.

Есть и другая работа. О ней рассказал Евгений, недавно получивший в/у турецкого образца: «На теоретическом экзамене было 50 вопросов, можно допустить 15 ошибок. Из полусотни тестов только 2—3 касались знаков дорожного движения. Видимо, полиция считает это не сильно важным. А вот определяющим посылом экзамена мне показались вопросы, так сказать, этического толка. Например: „Как назвать водителя, наехавшего на лужу и облившего пешехода?“ И даются варианты ответа: умный, воспитанный, торопящийся, некультурный. Очевидно, нужно выбрать последнее определение. Еще один пример: „Как себя вести, если водитель другого авто на вас кричит?“ Варианты: ответить, посигналить, игнорировать. И таких вопросов — штук 10 из 50. Ну а во время практического экзамена полицейские не старались искать мельчайшие нарушения. Только просили не забывать включать поворотники. С указателями здесь беда — порой поворачивают из среднего ряда в любую сторону, лишь предупредив сигналом. Включить поворотник перед поворотом или перестроением? Здесь это не принято».

Желание турецких властей приучить автовладельцев к водительской культуре разбивается о привычки автомобилистов. Там по-прежнему действует установка «пешеход всегда не прав». На деле она проявляется так: пешеход подходит к переходу и ждет «форточку» в потоке. Ни одна машина не остановится его пропустить (кроме арендных, за рулем которых сидят туристы). Более того, притормаживать перед «зеброй» порой опасно — едущий позади не ожидает такого развития событий. Пешеходу же всегда приходится быть настороже.

С точки зрения урбанистики такой расклад крайне негативный, а со стороны аварийности — сложно анализируемый. Кстати, пропускать выезжающих со второстепенной улицы или со двора тоже не принято.

Пешеходам не дают покоя даже на тротуарах, по которым привыкли ездить скутеристы и водители легких мотоциклов. Если пешеход не захочет отпрыгнуть, в ход пойдет проверенный способ — настойчивый, требовательный гудок.

Местные водители поделились и таким наблюдением: «В городах еще стараются соблюдать скоростной режим. Но уже на объездных трассах ездят с той скоростью, которую считают оптимальной. Вплоть до 130 км/ч». При этом знаки требуют ехать не более 82 км/ч. Именно столько, это местный эксклюзив. Мы привыкли видеть на знаках числа, кратные десяти, крайне редко — пяти. А тут 82. Самое распространенное объяснение — нештрафуемый предел. У нас он составляет 10 км/ч, в Турции — 10%. Получается, 82 + 10% ~ 90 км/ч. И уже на 91 км/ч срабатывает камера фотофиксации.

В любом случае, по словам наших собеседников, скоростное ограничение игнорируется, порой даже несмотря на камеры.

Так откуда опережение в рейтинге безопасности?

Чтобы не казаться голословными, для начала приведем данные рейтинга смертности в ДТП, составленного ВОЗ. В нем самые опасные страны находятся на первых местах, к концу списка — наиболее безопасные. В 2015-м Беларусь была на 117-м месте, а Турция — на 138-м. В 2019-м наша страна продвинулась на 139-е место (7,6 на 100 тыс. населения), а Турция — на 146-е (6,7 на 100 тыс.).

Выходит, культура поведения на дороге играет неопределяющую роль в безопасности. Внимательный водитель укажет на более эффективные меры.

В Турции на всех загородных трассах установлены разделительные ограждения. В основном — бетонные. На объездных городских магистралях предусмотрен высокий забор против перебегающих пешеходов.

У края проезжей части справа почти везде можно встретить металлическое ограждение, предотвращающее вылет в кювет.

Городские улицы имеют четкое деление на мелкие и магистральные. У последних есть разделительная полоса с высоким бордюром.

Магистрали в городах не пересекаются с пешеходными переходами в местах концентрации людей. Если рядом есть торговый центр, а остановка общественного транспорта расположена через дорогу, в этом месте будет стоять надземный переход.

Опасные переходы выполнены в виде большой искусственной неровности. И хотя «спящие полицейские» обычно называют временной мерой, они довольно эффективно успокаивают трафик.

Часто применяются круговые развязки вместо классического перекрестка со светофором.

На съезд с основных трасс уводят выделенные карманы, никто не тормозит в правой полосе.

Велодорожка проходит вдоль второстепенной дороги, не магистральной. Пересекается она только с дворовыми выездами.

Эти и другие инженерные решения на дорогах порой спасают жизни. По крайней мере, так говорит статистика. И да, на юге Турции нет скользкой снежной зимы.


Выбор покупателей
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/B/74 дБ, страна производства: Россия
Нет в наличии

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by