Новый закон об электрокарах: ждем поток россиян и взлет «БелДжи»?

 
UPD
32 524
23 ноября 2021 в 16:24
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Поклонники электромобилей уже несколько месяцев ждали продления действия указа №92 от 12 марта 2020 года «О стимулировании использования электромобилей», который давал белорусам определенные льготы — нулевые ставки НДС и таможенных пошлин. Однако вчера он был опубликован в новой редакции, где появилось много плюсов для юрлиц и осталось совсем немного для физлиц.

Вчера стало известно о продлении льгот. Ни для кого наверняка не будет секретом, что указ №447 за время своего существования сформировал новую картину рынка: благодаря нулевым ставкам НДС и таможенных пошлин одни белорусы смогли пригнать себе относительно доступный электрокар, другие — пригнать и удачно перепродать его в прочие страны ТС. Однако картина меняется, и мы попросили экспертов высказать свое мнение о том, какие плюсы и минусы он принесет белорусам.

«Прогнозирую паломничество частных покупателей из России и других стран ТС», — Артур Туманов, основатель компаний teslacars.by и evdrive.by

«Указ очень своевременный, и для официальных игроков рынка он несет одни плюсы, — поясняет Артур. — Предыдущие версии ставили в неравные условия физлиц и юрлиц, на первых было выгоднее пригонять за счет отсутствия таможенных платежей и НДС. На этом фоне появилось много компаний, которые оказывают услуги по подбору и доставке электромобилей из-за границы. Однако по договору эти компании отвечают только за сопровождение сделки, а сама сделка происходит за рубежом, куда и производятся все платежи от физлица, заказавшего авто. Новый указ позволяет юрлицам официально ввозить электромобили на территорию РБ на тех же условиях, что у частников, продавать их и т. д., с уплатой всех налогов на территории Беларуси. Поэтому для покупателей электромобилей в этом минусов нет: можно покупать и по-старому, и по-новому.

Определенно выиграли официальные дилеры, которые теперь смогут конкурировать с теми, кто ввозил на физлиц. И белорусские компании в таких условиях получают определенные преимущества, поскольку могут импортировать авто в РФ и Казахстан. Если, конечно, эти партнеры по ТС не создадут какие-то дополнительные барьеры для таких электромобилей.

Однако нужно учитывать систему начисления НДС: он уплачивается по стране назначения в ТС. И если, в принципе, российская компания покупает у белорусской компании без НДС, она обязана будет заплатить его в России. Но это не касается физических лиц. Поэтому прогнозирую „паломничество“ россиян и казахов к официальным поставщикам электромобилей.

В общем, рынок электромобилей получил определенный толчок в развитии, ведь у нас по-прежнему не так много электромобилей продается официально, с НДС».

«Указ открывает большие возможности для крупных поставщиков и официальных дилеров, и у нас уже есть запросы от производителей», — Алексей Мартыновский, соучредитель компании Greencars.by

«Очередной пакет льгот показывает ориентацию государства на эксплуатацию экологичного транспорта. Ранее льготы были для физических лиц, а если вы покупали электрокар у юрлица, то могли вернуть налог, но лишь частично. Теперь же юрлица уравнены с физлицами. Для чего? Скорее всего, ради „БелДжи“: государство довольно последовательно развивает сферу электротранспорта, Geely регулярно показывает свои электрокары, и довольно скоро их должны начать собирать в Беларуси. Отсюда и „намек“ с льготами на ввоз комплектующих: у нас, скажем так, не так уж много производителей электромобилей.

Почему это не так сильно коснется мелких импортеров? Потому что при ввозе электрокара до 3 лет нужно получить ОТТС (Одобрение типа транспортного средства), что фактически невозможно. Для этого нужно четыре автомобиля отдать на испытания и краш-тесты либо сертифицировать само производство — и в каждом из этих процессов есть свои тонкости. А покупать электромобили старше пяти лет для юрлица невыгодно, ведь все любят лизинг, гарантии и т. д.

Однако новый указ открывает возможности для тех, кто хочет из розничного поставщика переформатироваться в оптового. Если вы везете 10 машин и из них четыре нужно отдать на сертификацию и еще заплатить за это, то это большой минус. А если можно получить сертификат и ввозить больше электрокаров на территорию ТС? Тогда здесь уже появляются плюсы. У нас уже есть запросы от производителей, которые готовы отдать четыре электрокара из первой партии для сертификации и получения ОТТС на территории Таможенного союза».

Однако это не все нюансы в указе, которые важны для потенциальных покупателей электромобилей. Во-первых, юридические лица, получающие право работать по новым правилам с 1 декабря 2021 года, не могут ввозить без НДС электромобили старше пяти лет. Во-вторых, с 1 марта их не смогут ввозить без НДС и физические лица. То есть все популярные модели вроде Nissan Leaf, BMW I3 и Tesla первых лет выпуска через несколько месяцев станут «непроходными», что наверняка повлияет на ценообразование вторичного рынка.

Еще одна важная новость: РУП «Производственное объединение „Белоруснефть“» определяется государственным оператором, что позволяет ему получать земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды земельного участка. Ссылку на полный текст указа можно найти здесь.

Дополнено:

Между тем, как сообщает агентство «РИА Новости», ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) поддерживает продление нулевой ставки таможенной пошлины на ввоз электромобилей в Россию. «В России полным ходом строят инфраструктуру для электромобилей, но при этом пока их можно только ввозить. Поэтому отмена нулевой пошлины может замедлить рост доли электромобилей в автопарке страны», — отметили в РОАД.

Ранее с подобной инициативой также выступили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В организации пояснили, что отказ в противном случае приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Однако в Минпромторге РФ призывают отказаться от продления нулевой ставки на электромобили, рассчитывая, что введение новых ставок приведет к инвестиционной активности в России.


Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: R (до 170 км/ч), индекс нагрузки: 95 (690 кг), евроэтикетка: C/B/74 дБ

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро