Что-то не так с «Маяком Минска». Репортаж из забитого машинами нового квартала

08 декабря 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Что-то не так с «Маяком Минска». Репортаж из забитого машинами нового квартала

«В те давние времена, когда строили эти дома, про автомобили и не думали», — мы уже привыкли слышать эту расхожую фразу, разом объясняющую все парковочные проблемы старой застройки. Правда, относят ее обычно к какому-то абстрактному прошлому: в 90-е либо советские времена. Казалось бы, сейчас еще на стадии проектирования современных кварталов должны учитывать, что практически у каждой семьи есть машина, жители будут искать место, где ее хранить. Но ситуация во многих «молодых» ЖК порой бывает похуже, чем в старых. Яркий пример — «Маяк Минска». Беда с парковками тут грозит усугубиться — стоянку возле Национальной библиотеки вот-вот сделают платной. Onlíner отправился в ЖК, чтобы взглянуть на автомобильную жизнь квартала и понять, что же там не так.

Заезд

Заезжаем в квартал со стороны МКАД ближе к концу рабочего дня. Еще по дороге становится понятно: заезд на территорию «Маяка» — задача непростая. Нужно выстоять очередь для поворота налево на перекрестке либо с ул. Туровского, либо с ул. Жасминовой. Порой эта очередь растягивается настолько, что тормозит весь поток на проспекте Независимости в сторону центра.

Зная о парковочных проблемах в этой местности, направляемся сразу на подземный паркинг. Стоянка там бесплатна только первые два часа, если дольше — будьте любезны 2 рубля за час. Заехать туда тоже непросто, нужно выполнить три левых поворота: с пр. Независимости, с ул. Жасминовой и наконец с ул. Мстиславца. При маневрах нельзя забывать, что необходимо уступать встречному потоку и пешеходам — быстро не проедешь. А стоящие у края проезжей части транспортные средства стопорят улицу еще больше. Мы еще не вышли из машины, а уже прониклись страданиями местных автовладельцев.

Стоянка у библиотеки

Новость месяца для жителей «Маяка» — парковку возле Национальной библиотеки сделали платной. Не так давно там установили информационные стенды. На них указаны способы оплаты, время взимания платы — с 9:00 до 18:00 в будние дни. Стоимость — 1 рубль в час. Обещали, что платить придется с 6 декабря, однако в день нашего визита (как раз в понедельник, 6-го числа) никаких признаков «платности» мы не обнаружили: ни шлагбаума, ни парковщика.

Зато замечаем, насколько меньше здесь стало машин по сравнению с осенью. Возможно, стенд спугнул? Поближе к ТЦ Dana Mall есть кое-какая концентрация автомобилей, а в стороне, у библиотеки, — совсем свободно. Там можно заметить и грузовики, и бусы-маршрутки, и большие автобусы.

Вот паркуется мужчина на Audi. Спрашиваем, знает ли он, что эта стоянка вот-вот должна стать платной. Автомобилист лаконичен: «Видите шлагбаум? Я нет. А раз нет, значит, можно не платить. Даже если и сделали стоянку платной, какая разница по сравнению с прежними временами? Никаких изменений нет, снег не чищен, почему тогда нужно платить?»

Приехавшая за подарками в Dana Mall Галина на Kia тоже не скрывает недовольства: «Вроде торговый центр современный, расположен удобно, около проспекта. А заехать припарковаться сложно. Теперь еще и плату за стоянку здесь хотят брать? Так это деньги с воздуха. Сколько лет плату не требовали, а сейчас внезапно понадобилась».

С другой стороны от заезда чистит от снега свою Honda Егор: «Парковщиков я здесь не видел, хотя живу в этом квартале. Паркуюсь здесь довольно часто, потому как приезжаю ночью. Внутри ЖК найти свободное место сложно, хотя иногда случается. У меня есть „информатор“ — смотрит в окно, когда я подъезжаю к дому, и говорит, есть ли места, стоит заезжать или нет. Если нет — оставляю машину здесь. Вообще, с парковкой — жесть. Когда покупали в „Маяке“ квартиру, то и предположить не могли, что все так обернется. Ну о чем говорить, если в первоначальном проекте не было двух многоэтажных бежевых „столбиков“. Представьте, сколько это жителей и сколько машин».

Как тут не вспомнить историю про девушку на Audi, ставшую поперек разметки и занявшую два места. К ней подошел пользователь нашего форума Renavatie и спросил о причинах. По его словам, девушка ответила примерно так: «Я жду мужа, я хорошая жена и держу ему место». На предложение вызвать ГАИ она отреагировала спокойно и без опаски, отметил форумчанин. Дело было еще в сентябре, за несколько месяцев до объявления стоянки у библиотеки платной. Сейчас же жители квартала готовятся к еще бóльшим проблемам во дворах.

Местный житель Михаил так описал общую картину: «Кроме жильцов района во дворы приезжают работники бизнеса, а также их клиенты (в магазинчики на первых этажах домов). Ситуация давно уже стала критической. Парковка возле библиотеки хоть как-то разгружала весь район. Многие жильцы „Маяка“ оставляют свои автомобили именно там. Куда переместится весь этот объем машин при условии, что парковка станет платной?»

Случайная встреча с сотрудником ГУ «Парковки столицы»

На парковке замечаем мужчину, снимающего стоящие машины на камеру смартфона. Очевидно, неспроста. Так уж совпало, что Анатолий приехал сюда для анализа ситуации как раз в понедельник вечером. Эта случайная встреча дает нам понимание позиции ГУ «Парковки столицы», где и работает мужчина.

— Эта открытая парковка теперь относится к коммунальной собственности города Минска, не жителей района, — говорит Анатолий. — Стоянка была сдана в аренду компании Dana Holding до конца декабря прошлого года. Насколько помню, представители компании обещали предоставить эту площадку жителям ЖК, тут около 780 машино-мест. Но аренда закончилась, ее не продлили. И Мингорисполком решил сделать стоянку платной — с 10 декабря 2021 года.

В следующем году на въездах (их всего пять) будут установлены шлагбаумы. То есть парковка станет закрытой, тариф увеличится.

— Поначалу контролировать оплату будет парковочный инспектор, — объясняет мужчина. — Деньги он брать не будет. Его задача — с помощью программы на планшете/смартфоне проверять номера стоящих машин на предмет оплаты. Факт ее отсутствия будет фиксироваться в нашей базе. Некоторые звонят нам и сообщают, что заплатили постфактум. Тогда их вычеркивают из базы. Есть и серьезные нарушители, у которых количество случаев неоплаты превышает 300. Для взыскания суммы у нас есть право обратиться в суд.

Раз речь зашла о судах, мы не можем удержаться от упоминания одного правового нюанса. Сотрудники организаций, занимающихся парковкой, обычно говорят о нем с неохотой. Дело в том, что для подачи иска нужно заплатить госпошлину, а она привязана к базовой величине. Например, размер госпошлины за рассмотрение исков имущественного характера не может быть меньше двух базовых (или 58 рублей). Таким образом, абсолютно нецелесообразно идти в суд с иском о долге в 2 рубля за неоплаченную парковку. Этот аспект делает нечастые остановки в платных зонах ненаказуемыми для «зайцев».

— Один-два раза — так еще да, — подтверждает Анатолий. — Но у некоторых есть по 340 неоплаченных фактов стоянки, хотя парковка не такая уж и дорогая. Если платить ежечасно, выйдет 9 рублей. Если покупаешь абонемент на день — 5 рублей. Недельный абонемент стоит всего 8 рублей, месячный — 35.

— Безусловно, жители района будут жаловаться на то, что парковка стала платной. Уже поступают сообщения — мол, застройщик нам обещал. Но застройщик им обещал, что у них и во дворе все будет хорошо, и гондолы будут плавать. А в итоге арендовал землю, а потом передумал продлевать аренду. Ситуация во дворах действительно может ухудшиться. Возможно, на заездах внутрь ЖК вскоре появятся шлагбаумы, — добавил сотрудник ГУ «Парковки столицы».

Насчет последнего предположения мы решили побеседовать с самими жителями квартала. Конечно, многие из них против нововведения, некоторые готовятся писать обращения в госорганы. Нашлись и те, кто заранее подготовил аргументы. Оперируют указом «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» (от 3 октября 2006 года). В пункте 4 там говорится: «Не взимается плата на парковках, расположенных возле объектов социально-культурного назначения в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами». При этом Национальная библиотека на своем сайте называет себя не иначе как «крупнейшим информационным и социокультурным центром страны».

Внутри «Маяка»

Пробираться по кварталу между припаркованными машинами — так себе активность. Но другого выбора порой нет.

Откровенно говоря, пешком здесь вполне комфортно передвигаться, есть даже бульвар, проходящий по центру ЖК.

Вряд ли только получится пройти от одного дома к другому, в соседний магазинчик, не пересекая проезжую часть дворового проезда. И уже на ней заметно, насколько все плохо.

Парковка в два ряда, стоянка со стороны жилой застройки. Как итог — сужение проезжей части до одной полосы, на которой две машины не разъедутся даже при большом желании. За недолгое время прогулки мы становимся свидетелями нескольких случаев, когда два автомобиля встречаются «нос к носу» — очередность проезда зависит от крепости нервов самих водителей.

Кое-где виднеются следы антипарковочных мер: полусферы, пластиковые столбики. Одинокий шлагбаум отделяет тупиковый проезд от сквозного трафика. Очевидно, воплощением занимались сами жильцы, меры не были предприняты централизованно во всем ЖК.

Паркинг с другой стороны квартала

Местные жители, с которыми мы говорим по пути, не ожидают ничего хорошего от введения платы на стоянке у библиотеки. А то, что здесь начнется во время предновогодних закупок, предпочитают не представлять. Кто-то вспомнил про многоуровневый паркинг, который построили в конце квартала, у пересечения улиц Туровского и Скорины. Что ж, идем к нему.

На путь от ближайшего к проспекту жилого дома (под названием «Шагал») до дверей паркинга мы потратили 11 минут. 11 минут — это средним шагом, без детей и пакетов с продуктами. Дальше дверей мы не попадаем — они на замке. Похоже, здание пока не работает. Альтернативы плоскостной стоянке у библиотеки в ближайшее время из него не выйдет.

В дворовом чате «Маяка» пишут, что и в будущем альтернативы из него не получится. Вот такое сообщение там появилось на днях: «Звонил сегодня в „Дану“ — новый паркинг по улице Скорины доступен только для продажи машино-мест. Никакой аренды! А в здании Dana Mall места сдаются по 45 евро в месяц. Ладно, стоимость выше, чем в среднем на стоянках города, так с учетом новогодних пробок туда надо будет заезжать и выезжать по 30 минут».

На пустой паркинг посмотрели — возвращаемся.

На ул. Туровского ситуация с парковкой не лучше. Крайняя правая полоса занята стоящими авто. Многие находятся там не один час — успели покрыться внушительной шапкой снега. На проезжей части местного проезда-дублера такая же картина. Но со стороны тротуара у домов «чисто» — возможно, благодаря полусферам.

Беседуем с водителем Ford Mondeo, остановившимся у магазина: «Я приезжаю к 8:30 и всегда могу найти одно-два свободных места. По утрам вижу, что все машины в снегу. Значит, большинство автомобилей — местных. Они разъезжаются по своим делам, на их места приезжают люди, работающие в зданиях квартала. Но сколько не пиши о местных проблемах, ничего здесь в лучшую сторону уже не поменяется, особенно после новостей о введении платы за стоянку. По моим наблюдениям, до тех пор, пока в паркинге Dana Mall не стали брать плату, такой жесткой ситуации во дворах не было».

И что делать?

Многие люди, с которыми мы разговариваем, как оказалось, здесь транзитом. Вот девушка Полина на BMW, остановившаяся вторым рядом на ул. Мстиславца и заблокировавшая два авто, стоявших по правилам, а также одну полосу на проезжей части. Говорит, ждет друга: «Он ненадолго забежал в торговый центр. А паркинг платный. Я понимаю, что нарушаю. Но свободных мест для остановки нет. А что сделать, чтобы их было больше, я не знаю. Получается безвыходная ситуация».

А вот местные жители видят выход в шлагбаумах и ограничении доступа во дворы либо в установке знаков об одностороннем движении. Павел, житель дома под названием «Гойя», согласился показать нам, как дворы нового района выглядят с высоты его квартиры. Увиденное действительно мало ассоциируется с фразой «двор мечты».

— Посетители ТЦ, работники местных офисов, иногородние — все едут во дворы у Dana Mall, — утверждает Павел. — А чем ближе новогодние праздники, тем этот ад ощущается сильнее. На днях сам видел, как скорая не могла во дворе проехать на повороте — из-за стоявших авто остался узкий проезд только для легковушки. Скорая посигналила какое-то время и в итоге уехала.

— В 2019 году мы пробовали добиться установки шлагбаума, однако согласовать его не удалось. В письме из администрации было сказано, что «установка запирающих устройств не предусмотрена», — дополнил собеседник. — В начале декабря этого года из ГАИ пришел ответ с другим мнением: «Госавтоинспекция считает возможным на въезды во дворы предусмотреть установку запирающих устройств за счет балансодержателя территории». Насколько понимаю, для этого нужно согласие всех жильцов, должна быть налажена совместная работа всех товариществ «Маяка».

При любом развитии событий в «молодом» «Маяке Минска» очевидно одно — если ничего не делать, будет только хуже.


Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев