Недавно Onlíner сообщал об аварии, которая произошла 26 ноября на Логойском тракте в Минске: автомобиль скорой помощи столкнулся с Audi. Илья, водитель скорой, утверждал, что легковой авто двигался на красный свет, нужны были свидетели. Они нашлись, но имело ли это значение в итоге? Рассказываем о том, чем закончился этот случай, а также вспоминаем другие резонансные аварии, в которые попадали автомобили скорой помощи.
Логойский тракт, 2 — это район пересечения с улицей Волгоградской, окончание улицы Якуба Коласа и самое начало Логойского тракта. Узкие дворы, широкая дорога, трамвайная линия — загруженное место.
Скорая съезжала с тротуара. Почему?
— Был вызов на Логойский тракт, дом 2. Но там ко второму подъезду не получилось подъехать из-за ремонтных работ, поэтому медики пошли на визит, а меня попросили объехать дом и подъехать как можно ближе: скорую вызывали пожилой женщине, судя по всему, ее нужно было забирать в больницу, — рассказывал водитель. — Делать было нечего: я объехал дом вокруг и, чтобы подобраться поближе, со стороны проезжей части, там, где трамвайные пути имеют закругление и есть два светофора, въехал на тротуар. Включил, разумеется, проблесковые маячки, чтобы пешеходы обратили внимание, и задним ходом подъехал к дому.
Когда пациентку помести в автомобиль, водитель стал выезжать на дорогу, чтобы ехать в больницу.
— Мне нужно было выехать на проезжую часть через пешеходный переход. С маячками, я еще «крякнул», чтобы пешеходы были осторожны, подъехал к краю дороги, остановился. Со своего места я хорошо видел оба светофора: и транспортный, и пешеходный. На Логойском тракте загорелся желтый свет, потом красный. Прошло две секунды, пешеходам загорелся зеленый. Я посмотрел влево, видел, что первый и второй ряд на проезжей части остановились, в третьем никого не было. Стал съезжать на дорогу, посмотрел вправо — там машины тоже остановились. Снова глянул влево, а там по третьему ряду летит Audi, — говорил он.
Удар пришелся в левый бок автомобиля скорой помощи, в район заднего колеса. У Audi (за рулем была женщина) разбита передняя часть с водительской стороны, сработали подушки безопасности.
— Я как-то не подумал бегать по водителям, искать очевидцев, записывать телефоны. Да и все понятно было. Но к этой женщине приехал ее муж, и после этого все изменилось. Он с ходу стал разбираться, дескать, кто на какой сигнал ехал. Увел ее куда-то, затем вернулся и заявляет: она ехала на зеленый. Я отвечаю: да как же так, точно был красный, я это видел, все машины уже стояли. Нет — на зеленый, и все. И ГАИ в результате они изложили именно такую версию, — рассказал наш читатель.
Выходило, что виноват водитель скорой: не уступил дорогу. Чтобы это опровергнуть, нужны были серьезные аргументы.
— Свидетели у меня были. Кроме тех, что подошли еще на месте ДТП, после публикации на Onlíner со мной связались еще два человека, в том числе женщина, которая сообщила мне, что видела, как Audi проехала на красный. С этим всем я и пошел в ГАИ, — рассказал нам водитель скорой.
Разбор был назначен на четверг, 9 декабря.
— Зашел в кабинет, стал говорить про свидетелей, а мне вручили бумагу. Короче, виноват я по ч. 12 ст. 18.13 КоАП, штраф — 6 базовых величин, — вздохнул наш читатель.
Тут еще вот что нужно учитывать. По правилам дорожного движения, после остановки или стоянки, так же как при перестроении, водитель должен уступить дорогу движущимся транспортным средствам. Нет оговорки, что можно не уступать автомобилям, которые нарушают прочие требования ПДД. Иными словами, даже если бы у ГАИ были неопровержимые доказательства того, что Audi ехала на красный, это не гарантировало бы снятия всех претензий с водителя скорой.
Обжаловать решение он не собирается. Переживает теперь только за то, чтобы на работе такой вердикт не привел к нехорошим последствиям.
Часть 12 статьи 18.13 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки» — влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.
Возможно, самая резонансная авария с участием автомобиля скорой помощи, о которой мы рассказывали, произошла 6 ноября 2016 года в Минске. На перекрестке улиц Богдановича и Коммунистической автомобиль скорой помощи, в котором перевозили тяжелобольную женщину, столкнулся с Lada, после чего опрокинулся. В скорой были включены проблесковые маячки, работала сирена.
— Я подъезжал к перекрестку с улицей Коммунистической. Был красный свет. Сбросил скорость, посмотрел: встречные машины стояли, вроде все чисто — я по коробке и еду дальше. И тут с правой стороны выскакивает Lada Largus. По логике вещей я ожидал, что водитель этого автомобиля остановится. Мне в той ситуации просто ничего не оставалось: слева встречные автомобили, правее тротуар и здание Суворовского училища. Некуда было деваться, а торможение — оно ничего не дало. Я насколько мог взял левее, — рассказывал Алексей, водитель медицинского авто.
Lada ударила спецверсию Renault в район заднего колеса. От удара скорую помощь подбросило, она опрокинулась на Citroen и легла на крышу. Пациентка, которая находилась в скорой, скончалась, но это не было связано с аварией — к такому выводу пришли эксперты.
В отношении Алексея было составлено постановление об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.17 КоАП (старая редакция) — «Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения». В ДТП виновным признали его. Пока продолжалось разбирательство и мужчина мог водить автомобиль, его перевели на медпомощь — ездил по поликлиникам, возил персонал. Зарплата на такой работе и тогда и теперь существенно ниже, чем получают водители скорой помощи.
Но и это не самое худшее. После постановления ГАИ и лишения прав с работы Алексея уволили. А затем он получил иск почти на 30 000 рублей от бывшего работодателя — КУП «Минсксанавтотранс». Автомобиль скорой помощи на момент ДТП был застрахован по договору комплексного страхования. Страховка покрыла положенные 10 тыс. евро, но ущерб насчитали гораздо больший.
Дошло до суда, но там стороны заключили мировое соглашение. Водитель скорой все равно остался должником, но сумма заметно уменьшилась, примерно до 19 000 рублей.
— Это только по телевизору говорят, что скорой нужно уступать дорогу, что водители этих машин помогают спасать чьи-то жизни.
Я же не один такой, я знаю, что немало водителей отвечают за ДТП, в которые попадали. Работают на медицинской помощи, выплачивают долги. Ничего не хочу сказать, но кто-то лишний раз задумается: а стоит ли ему включать мигалку, стоит ли торопиться? В тот день я вез в больницу чью-то маму, вез человека. Кто-то скажет: нечего летать. Но что делать водителю скорой в такой ситуации? — говорил Алексей.
Еще один показательный случай. 13 февраля 2019 года, перекресток улиц Притыцкого и Кунцевщины в Минске. Машина скорой помощи, которая ехала с включенными проблесковыми маячками, столкнулась с Kia.
Момент столкновения попал на видео. Скорая двигалась по улице Кунцевщине со стороны улицы Казимировской в направлении улицы Притыцкого. В этот момент автомобилям на Притыцкого уже горел зеленый. Но у скорой работали проблесковые маяки, слышны были звуки сирены.
— Мы везли пациентку в 1-ю больницу — госпитализация. Я работаю в бригаде интенсивной терапии: в машине врач и два фельдшера высшей категории. Проблесковые маячки водитель может включать только по распоряжению старшего машины, то есть врача. Все это не просто так, водитель не включает мигалку, когда ему захочется. Только в случае экстренной необходимости, — рассказывал нам водитель скорой.
— Сами видите, ситуация двоякая. Я не летел сломя голову, снизил скорость, следил за ситуацией, принял, я считаю, все меры предосторожности. Но нюансов много. Сегодня был на разборе в ГАИ. Во всем на 100% обвинили меня. Как обычно в таких случаях — не обеспечил безопасность, — сообщил водитель скорой. — Я уже согласился, признал свою вину. Если спорить — будет только хуже. Вплоть до лишения прав, я знаю похожие случаи.
Знаю на практике: в 99% ДТП с участием скорой помощи с проблесковыми маячками виноват будет водитель скорой.
Я не уверен в том, насколько справедливое решение принято. Работали маячки. Но даже если девушка на Kia вовремя не увидела машину, она могла попытаться избежать столкновения, чуть уйти в сторону — всего 30 см не хватило. Но в итоге, да, в итоге она права: двигалась на зеленый, осталась в своей полосе.
Уже понятно, что синие проблесковые маячки, установленные на автомобилях скорой, хоть и дают им преимущество в некоторых ситуациях, но весьма условное. От неприятностей маячки водителей медицинских автомобилей не спасают.
По Правилам дорожного движения, водители транспортных средств оперативного назначения с включенными маячками синего или синего и красного цветов при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать от требований светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки, а также некоторых подпунктов Правил дорожного движения (п. 25).
При приближении транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители, независимо от направления их движения, должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанному транспортному средству оперативного назначения (п. 26 ПДД).
Но нередко мы слышали от водителей скорой помощи одну и ту же мысль, жутковатую и отчаянную: «Если кто-то зазевался, все равно виноват водитель скорой — так у нас по закону. Выходит, пусть люди умирают — водителю проще не включать маячки».
— Мне кажется, пора как-то пересмотреть законодательство в этой части, ведь транспортных средств на дорогах становится все больше, проехать все труднее. Обратите внимание: не так уж часто скорая помощь едет по улицам с проблесковыми маячками. А если едет — речь идет о чем-то очень серьезном, — говорил нам водитель в уже далеком 2019-м.
Как считаете, изменилось ли что-то за это время?
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by