Не семь кругов — всего три. Машины движутся так быстро, так близко — ничего не получится! Знаки, разметка, светофоры. Поворотник нужно включать или нет? Чтоб тебя!.. Какая здесь полоса, чтобы налево? Нет, не сразу налево: сначала вроде направо, но потом налево и прямо — вот как проехать? И обязательно же посигналят сзади! Что он хочет, этот чудак на старом Range Rover? Пусть перепрыгнет, если очень торопится! Ужасные, сложные, замороченные минские круги: мы отправили на них молодого водителя почти без опыта, просто чтобы посмотреть, справится ли. Да, для новичка это почти ад. Но ведь не семь кругов — всего три.
Татьяна получила права, как она сама говорит, лет десять назад. Сдала экзамен в ГАИ со второго раза (сдала бы с первого, да не заметила знак Stop за деревом), забрала удостоверение и благополучно положила его на полочку. Муки выбора первого автомобиля, самостоятельные поездки — долгое время было как-то не до этого.
— Страх за рулем у меня есть постоянно, особенно в городе. Вдруг что-то сделаю не так? Плюс здесь больше неадекватных водителей, которые могут посигналить или даже подрезать. На трассе мне как-то спокойнее: едешь и едешь, — рассказала девушка.
За город мы сегодня не собираемся, легкой жизни новичку никто не обещал. Совсем наоборот: для Татьяны мы составили настоящий маршрут кошмаров, предложив проехать через три кольца, три перекрестка с круговым движением, которые даже водителей со стажем иногда пугают. Со стороны Зеленого Луга вторгнемся на великую и ужасную площадь Бангалор, оттуда направимся на площадь Победы и завершим испытание проездом через площадь Богушевича, ставшую с недавних пор таким же турбокольцом, или, по-другому, страшилкой для неопытного водителя.
Оценивать действия Татьяны за рулем будет Алексей — инструктор автошколы, опытный водитель, профессионал.
Катаемся сегодня на Geely Geomety C, предоставленном нашим партнером «Атлант-М Боровая». Продажи этого электромобиля в Беларуси еще даже не стартовали. Выбрали его по нескольким причинам. Во-первых, интересно, ведь почти белорусская «электричка». Во-вторых, современно, да и для города вполне подходит. И в-третьих, Татьяна прежде не ездила ни на авто с электроприводом, ни в принципе на машинах с автоматической коробкой передач. Быстро ли сможет привыкнуть? Не знаем. Но азартно потираем руки, радуясь, что смогли еще больше усложнить жизнь начинающему водителю.
— Раньше часто бывали на этих перекрестках? — спрашиваем у девушки.
— Именно за рулем площади Бангалор и Богушевича я проезжала всего один раз, чуть ли не ночью. Муж меня инструктировал, я ехала — вот и весь опыт. На площади Победы и вовсе не была в качестве водителя, — признается Татьяна.
— То есть была бы возможность — поехали бы по другому маршруту?
— Не знаю, мне почему-то кажется, что на Бангалор не так все сложно, а площадь Победы объезжала бы точно.
В машине на миг повисла пауза. Присутствующим нужно было как-то переварить тот факт, что наш новичок не выражает должного трепета перед той самой площадью Бангалор, а отдает первенство в перечне водительских ужасов площади Победы.
— Не самый стандартный подход. А почему так?
— Не знаю, мне кажется, на площади Победы какое-то мегастранное движение, — пожала плечами девушка.
— А я вот думаю, что как раз на площади Бангалор, после того как там установили светофоры, все сильно усложнилось, — отметил Алексей. — До этого там все было привычно. Возможно, все дело в подготовке: когда я учился водить, инструктор часто прокладывал маршрут именно через этот перекресток, чтобы я знал, как проезжать круги. Поэтому теперь мне странно, что там столько аварий и водители не могут разобраться, как ехать. Да, нужно считывать информацию вокруг, смотреть на светофоры, но если не зевать — все должно получиться. А вот что касается площади Победы — то это простой перекресток: подъехал, уступил и уехал.
У этих инструкторов всегда все просто, согласны? Посмотрим, как справится «курсантка».
— Это в нашем городе перекрестки с круговым движением непривычны водителям, а за границей круги сплошь и рядом. Они проще: нужно посмотреть только в одном направлении и уступить дорогу тем, кто уже на перекрестке, — все. На обычном же пересечении приходится контролировать пешеходов, смотреть на встречные машины, выезжать на середину, чтобы повернуть налево, к примеру, — продолжает эксперт.
— Что-то мне уже страшновато, — тихонько произносит Татьяна.
У каждой площади в Минске своя организация движения и своя специфика: круги разрезанные и неразрезанные, на одном уровне, на разных, со светофорами и без. Но площадь Бангалор пользуется какой-то мистической славой. Спросите десятерых водителей — почти у каждого это место будет в топе проблемных участков в городе.
Причем за последние годы организацию дорожного движения здесь поменяли весьма существенно. Алексей прав: когда-то это был обыкновенный круг со стандартным проездом через него. Тем не менее аварии случались часто и в основном по одному сценарию: кто-то кого-то не заметил, кто-то кому-то не уступил — двое притерлись, все остальные стоят в пробке.
Затем схему изменили. Для движения по кругу остался лишь левый ряд, потоки регулируются светофорами. Усложненная организация должна была снизить аварийность и увеличить пропускную способность перекрестка. В принципе, так и получилось, хотя опасные ситуации все равно возникают частенько.
С такими мыслями мы подъехали к площади Бангалор по улице Максима Богдановича со стороны Зеленого Луга. План простой: пересечь площадь и съехать на третьем съезде, на улицу Сурганова. Чтобы усложнить задачу, договорились затем свернуть на парковку и провести там быстрый разбор полетов.
— Страшно? — даем Татьяне последний шанс сознаться.
— Не знаю, почему-то площади Бангалор я особо не боюсь, — упорствует она.
И выезжает на круг из крайнего левого ряда. Пока все правильно, но и на площади нужно было занять максимально левое положение — мы же не собираемся ехать прямо. А девушка осталась во второй полосе слева, продолжая при этом движение по кругу.
— Нам бы перестроиться, — замечает ошибку Алексей, но уже поздно. Сигнал светофора разрешает движение, и нет времени сориентироваться — уже пора уходить вправо.
Сложность в том, что для заезда на парковку лучше занять максимально правый ряд перед тем, как свернуть на Сурганова, иначе может не хватить пространства: там еще и остановка общественного транспорта близко расположена. В результате водителю приходится совершать несколько маневров на весьма ограниченном пространстве. Немного суеты и беспорядка с указателем поворота, но Татьяна все же занимает нужный ряд и съезжает так, как было задумано.
— Алексей, что скажете?
— Прежде всего мы вовремя не перестроились в левый ряд, — говорит инструктор. — Из нашего положения разрешено было двигаться только по прямой, то есть оставаться на улице Богдановича. Чтобы съехать налево, требовалось занять соответствующее положение, а уже затем перестроиться вправо для съезда. Ну и поворотники.
— А что с поворотниками?
— Выезжая на перекресток с круговым движением, мы не включили указатель поворота: на мой взгляд — это ошибка. Поворот нужно показывать при выезде на площадь, при съезде с нее, а также при перестроении или в тех случаях, когда из нашего ряда возможно движение в разных направлениях, — добавляет Алексей.
К слову, не только у молодых водителей возникают вопросы с указателями поворотов на таких перекрестках. Обратите внимание: даже выезжая на круг, одни водители включают правый поворотник, другие — левый, и далеко не всегда это указывает на то, какой съезд выбрал автомобилист.
Отправляемся на второй заход, теперь со стороны улицы Сурганова, но задумка та же — нацеливаемся на третий съезд.
— Вопросы у водителей возникают здесь зачастую именно при повороте налево. Ехать по прямой или направо обычно не сложно, — констатирует Алексей.
Теперь Татьяна все же занимает левый ряд на кругу, хотя делает это как-то неуверенно, боясь ошибиться. Затем перестроение вправо и спокойный съезд на улицу Богдановича. Все получилось куда лучше, чем в первый раз.
— Меня муж учил по разметке ездить: стал в свою полосу — и едь по ней, — делится сомнениями девушка.
— Так и есть на большинстве круговых перекрестков: с какого ряда въехал на него, с такого и выезжаешь. Но на Бангалор не так: тот ряд, по которому мы въехали на площадь, вел по прямой, — объясняет инструктор.
— Наверное, нужно заранее изучить схему проезда здесь, — задумчиво говорит Татьяна.
— По крайней мере, нужно заранее спланировать маршрут, знать, куда съезжать с перекрестка, и занимать соответствующее положение на проезжей части. Если решать это на самом перекрестке — будут проблемы, — добавляет Алексей.
Просто ради закрепления материала отправляемся на третью попытку, по сути повторяя первый опыт: с улицы Богдановича третий съезд налево, на улицу Сурганова, с последующим визитом на парковку. Татьяна чувствовала себя заметно увереннее, без ошибки выбирая ряды, хоть и немного запаздывала с указателями поворота — нужна привычка.
И когда казалось, что дело в шляпе и осталось лишь занять крайнюю правую полосу на улице Сурганова, чтобы свернуть на парковку, всех всполошил истошный звук клаксона. Справа нашу Geely опередил белый Range Rover.
Звук клаксона может предотвратить ДТП, когда это уместно. В остальных случаях у всех присутствующих он вызывает лишь агрессию. К сожалению, эту мысль не удалось донести до водителя Range Rover — он уехал.
— Как у нас все торопятся! — возмутился Алексей. — Видит же человек, что впереди автомобиль показал поворот, будет перестраиваться. Нет, надо моргать фарами, сигналить, только бы не пропустить. Зачем?
— Ну что, зря он Range Rover покупал? — попыталась разрядить ситуацию девушка.
— Эта машина была Range Rover десять лет назад! Теперь ей пора перемещаться куда-то ближе к Гатово. Только у нас люди покупают автомобиль, чтобы что-то доказывать на дороге.
За Татьяну и правда было обидно: она хорошо ехала, и торопыга на белой машине не по делу ее испугал. Тем более мы ехали на электрической Geometry C, которая в динамике разгона этот Range Rover превзошла бы. Может, поэтому он так торопился?
Вообще, девушка на удивление быстро приноровилась и к автоматической коробке, и к электроприводу.
— Думала, будет хуже, стану искать третью педаль. Но нет, мне комфортно. «Автомат» — удобная штука, ну и электромобиль сам по себе шустренький, тихий — мне очень нравится, — сказала она.
— Татьяна вообще молодец, — похвалил инструктор. — Так уверенно ехать, не имея большого опыта, да еще на чужой машине... Знаю водителей со стажем, кто справился бы гораздо хуже. А Татьяна может не париться: пусть смело садится за руль и ездит — все у нее будет хорошо.
— Меня муж заставляет водить, — засмеялась девушка.
— Правильно делает.
В этот момент через площадь Бангалор проезжала скорая с маяками: единственная машина, которой по правде нужно было торопиться.
К площади Победы ехали в приподнятом настроении. Казалось, что самый большой кошмар остался позади — чего же еще бояться. Но при виде круга на проспекте Татьяна приуныла, занервничала.
— Мне, наверное, в левую полосу надо, да?
План был, по сути, прежний: выехать на площадь Победы по проспекту со стороны трамвайных путей и свернуть налево, на улицу Захарова — третий съезд.
— Здесь все просто: посмотри налево, уступи дорогу и едь, — приободрял Алексей.
Девушка так и делала: уступила дорогу Maybach и автобусу (кого только не встретишь в большом городе), вроде начала движение, но разгоняться не торопилась.
— А меня теперь здесь должны пропускать? — выехав на круг, уточняет Татьяна.
— Да.
— А он чего летит, умник?
— Это просто вы не поехали.
Чувствовалась неуверенность, хотя явных причин для этого не было.
— Что делать, если никто не хочет уступать?
— Так мы уже могли перестроиться.
— Разве?
В общем, первый блин вышел комом.
— Я бы, зная, что мне нужно уходить на Захарова, выбрал бы второй ряд слева, а Татьяна поехала по крайней левой полосе, которая идеально подходит для разворота. В результате возникли проблемы, — разъясняет Алексей. — Это такое проявление водительской молодости. У начинающих водителей всегда есть проблемы со стартом: они медленно разгоняются, даже если машина позволяет ехать быстрее. У нас на электромобиле и вовсе преимущество по сравнению с остальными. Опытный водитель такой перекресток проезжает резче, более агрессивно в хорошем смысле. Нужно избавляться от страха, не бояться нажимать на газ.
— Мне пока сложно ориентироваться так быстро, — смутилась девушка.
Вспомните автошколу: когда начинают ругать, то ошибки сыпятся одна за одной. И вот при развороте на привычном перекрестке мы уже едва не выезжаем под встречную машину. Вдох, выдох.
Заходим на второй круг. Теперь задача — выехать на площадь со стороны улицы Захарова и проследовать в прямом направлении, на улицу Киселева. Успех с самого начала определяется верно занятой позицией.
— Может быть, на Бангалор мне проще, потому что там полос больше? Из-за этого кажется, что машин вокруг не так много, — рассуждает наш молодой водитель.
— Проблема еще в том, что на проспекте ýже полосы, из-за этого больше страхов, — подтверждает инструктор.
В этот раз проехать круг удалось бодрее, хотя до полной уверенности пока далеко.
— Увидели возможность — и сразу дайте много газа. А то вы будто одобрения ждете: тронулись и смóтрите, — подмечает Алексей.
— Я боюсь совершить ошибку. Вот я пересекаю эти ряды, и мне кажется, что сейчас кто-нибудь выедет неожиданно, кому я почему-то обязана была уступить дорогу, — говорит девушка.
Экипаж ГАИ, который в это время нес службу на площади, наверняка тоже стал дополнительным фактором для начинающего водителя: чувствуешь себя как на экзамене. И все же это было странно, ведь Татьяна так здорово проявила себя на Бангалор.
— У меня претензия всего одна. Вы сказали, что боитесь площадь Победы, и вы ее боитесь. Все остальные вопросы — это следствие именно этого страха. Появится уверенность — исчезнут вопросы. Та же работа с газом: подъехали к разметке, уступили дорогу и пытаемся ехать, но при этом боимся. А бояться не надо. Поэтому я бы в первую очередь обратил внимание на психологический момент, на страх перед местом. Шероховатости есть, но постойте здесь полчаса, посмотрите на других водителей — они проезжают с теми же шероховатостями. Но они так не боятся, и вы бояться не должны, — дает свои рекомендации эксперт.
Не забываем также, что Татьяна впервые проезжала площадь Победы в качестве водителя. Не сомневаемся, что с опытом придет и уверенность.
После реконструкции площадь Богушевича представляет собой некую копию турбокольца на площади Бангалор. Светофоры, схема движения — все здесь то же.
После стресса на площади Победы все отвлеклись на сторонние темы, обсуждая новую «электричку». Сошлись во мнении, что за такими машинами будущее.
— Раньше нужно было выбирать: купить скоростной и мощный автомобиль или, наоборот, экономичный. Теперь этот вопрос отпадает, — констатировал Алексей.
За беседой не заметили, как выехали со стороны вокзала на площадь Богушевича. Но спохватились поздно — Татьяна уже проехала круг, остановившись на светофоре перед третьим съездом, впереди был полупустой в разгар дня проспект Дзержинского.
— Алексей, вы заметили? Она же не совершила ни одной помарки!
— Да, очень четко едет.
— Мы просто с мужем по этому маршруту постоянно ездим, вот я и запомнила. Плюс разметка тут проще, чем на Бангалор: слева есть закрашенная область, мне здесь легче ориентироваться, куда выезжать, — объяснила Татьяна.
Вторая попытка никак не изменила ситуацию: было невозможно поверить, что за рулем тот же малоопытный водитель, который только что боялся ехать через куда более простую площадь Победы.
Итоги подводили вдохновленные успехом на третьем кольце сегодняшнего маршрута.
— Наверное, теперь я буду поувереннее чувствовать себя в городе, — скромно улыбнулась девушка. — Но только не на площади Победы — с ней я пока не подружилась.
— Я четко вижу, что Татьяна не боится круговых перекрестков, что бы она там ни говорила. И все делает четко, несмотря на небольшой стаж за рулем. А вот когда появляется неуверенность — тогда и выскакивают ошибки. Это главное, с чем нужно бороться. Очень важно, какую установку даешь себе сам. Вот кто-то решил, что Бангалор — это страшно, и даже не суется туда. Хотя — мы это видели — ничего страшного там нет. У Татьяны такая же история с площадью Победы, которая на самом деле еще проще, чем Бангалор или площадь Богушевича. Не нужно вешать ярлыки, не нужно возить с собой страхи. Водитель должен быть по-хорошему уверен в себе, — рекомендует Алексей.
Обратно ехали в хорошем настроении.
— Вот я еще, знаете, вклиниваться боюсь, когда поток большой, — говорила инструктору водитель.
Отчего-то все улыбались. С каждым новым маневром страхи уменьшались в размерах. А за площадь Бангалор все равно обидно: так, чего доброго, городских страшилок совсем не останется.
«Атлант-М Боровая» — официальный дилер Geely. Международная компания с 30-летним опытом на рынке Беларуси. Дилер оказывает весь спектр услуг по продаже, обслуживанию и ремонту автомобилей. Для клиентов действует бонусная программа, кешбэк за каждый визит на сервис, свободный доступ в ремзону, мобильное приложение с историей обслуживания, всегда вкусный кофе :) За вами будет закреплен персональный менеджер и сервис-консультант. Планируете покупку автомобиля или ищете выгодный сервис? Вам в «Атлант-М Боровая».
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by