На прошлой неделе Российская ассоциация международных автоперевозок (АСМАП) обратилась к коллегам с письмом «об обострении ситуации на белорусско-польской границе и многодневными простоями грузовиков». Очереди действительно заметно выросли, ситуация стала хуже предновогодней — более 4700 машин. За последнюю неделю на границе зафиксированы два ЧП с трагическими последствиями.
Антирекорд
АСМАП писал, что обратился в Минтранс и ГТК РБ, а Минтранс РФ — в МИД РФ. Тот, в свою очередь, писал с просьбой открыть пункт пропуска «Кузница» и принять меры по повышению пропускной способности погранпереходов.
По официальным данным белорусских пограничников, сегодня, 7 февраля, по состоянию на 10:00 в очередях на выезд из РБ в западном направлении было 4710 машин. Это антирекорд года. Отмечается, наибольшие очереди в пункте пропуска «Козловичи».
Несчастные случаи
Нельзя отрицать, что такая ситуация приводит к непредвиденным несчастным случаям. В тех же самых загруженных Козловичах в субботу погибла 28-летняя сотрудница таможни, попав под колеса фуры. По словам очевидцев, водитель грузовика маневрировал в пределах заставленной территории таможенного пункта пропуска, а пешеход мог попасть в «слепую зону», собирая документы. Сегодня в Козловичах максимальная среди других пунктов пропуска колейка — ожидают выезда 800 машин.
Также на прошлой неделе стало известно об еще одной трагедии. В очереди на границе под Гродно умер дальнобойщик из Беларуси. Сообщалось, смерть мужчины не носит криминального характера.
В ГПК РБ в ответ на обнародование письма из России поясняли: «В процессе пропуска через госграницу участвуют обе стороны. Выезд грузовиков из Беларуси возможен лишь в случае их запуска сопредельной стороной на свою территорию». Там объясняют проблемы тем, что соседи нарушают двухсторонние соглашения, а также закрытием ПП «Кузница». В понедельник возникла проблема и на литовском направлении — в погранпереходах началось обновление таможенных систем.
Глазами дальнобойщика
Мы связались с водителем-международником Алексеем. Он утверждает, что приехал в конец очереди на пункт пропуска «Каменный Лог» в позапрошлое воскресенье: «Начал проходить колейку 30 января. Но до сих пор не доехал до накопителя. Последнее движение в очереди было в 7:10 утра 5 февраля (за 55 часов до этого разговора). Вся живая очередь стоит неподвижно. Едут только те, кто правдами и неправдами смог купить бронь за 32 рубля, и те машины, которые заключили договор с „Белтаможсервисом“. Насколько мне известно, они оформляют таможенную декларацию и им дается право внеочередного заезда в зону ожидания (накопитель). Все бы с радостью приобрели бронь (32 рубля — небольшие деньги), но это практически невозможно. Во-первых, спланировать прохождение границы за две недели не всегда получается, а ранее этого срока взять бронь нельзя. Во-вторых, свободная бронь на сайте появляется на сайте даже не на секунду, а на мгновение. Возможно, они проданы крупным компаниям, возможно, раскупают боты — такие ходят разговоры. Итог один — хочу купить бронь, но не могу. В итоге много автомобилей стоят в живой очереди».
«А колейка — это круглосуточный недосып, — дополняет мужчина. — Если заснешь, то тебя объедут, а ты так и останешься стоять на том же месте. Живая очередь стоит на дороге без каких-либо необходимых удобств (воды нет, в туалет — в лес и так далее). Так что уже после прохождения границы ты выжат как лимон».
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро