27 965
09 февраля 2022 в 7:55
Автор: Денис Логунович

В Беларуси 1 новая машина приходится на 200 человек. Это много или мало? А давайте сравним!

Автор: Денис Логунович

Статистика БАА, обнародованная пару недель назад, не обрадовала ни автолюбителей, ни сообщество автомобильных дилеров. Белорусы за 2021 год купили 46 837 новых машин. Это на 11,2% меньше, чем в 2020-м, и без малого на треть меньше, чем в рекордном 2019-м. Снижение продаж новых автомобилей наблюдается практически во всех странах мира. В Западной Европе, например, в 2021 году купили на 2,4% новых машин меньше, чем в 2020-м. При этом в 2020-м в ЕС долгое время не работали автомобильные дилеры и казалось, что дно продаж уже нащупано. Из-за пандемии и «полупроводникового кризиса» рынок новых машин откатился на годы (а где-то и на десятилетия) назад. Отталкиваясь от данных БАА, можно сделать вывод, что в настоящий момент примерно каждый 200-й белорус владеет новым (в возрасте до года) автомобилем. Понять, много это или мало, можно только в сравнении. Как вы понимаете, сегодня в материале будет много занимательной статистики.

Важная оговорка

Сразу оговоримся, что данная статья не претендует на полноценное исследование или глубокий анализ рынка. Все наблюдения, приведенные ниже, основаны на открытой статистике автомобильных ассоциаций. Важно понимать, что методология подсчета продаж новых машин в разных странах разная. В Беларуси, например, данные собираются непосредственно от дилеров, при этом в БАА входят не все дилеры (и вообще не входят автохаусы). В то же время большинство европейских стран публикуют статистику не продаж, а регистраций новых автомобилей. Там тоже есть нюансы — порой жители одних стран ставят машины на учет в других странах с целью экономии на налогах.

Если поляк съездил за автомобилем в Германию и поставил его на учет дома, то транспортное средство будет зачтено в статистику продаж Польши. Если же белорус закажет новую машину из России (или купит уже пригнанную на лафете у какого-нибудь автохауса), то она не появится в статистике БАА. Таким образом, приведенные ниже данные показывают лишь приблизительное положение дел с продажами новых автомобилей.

Как дела у соседей?

На прошлой неделе все соседствующие с Беларусью страны опубликовали статистику регистраций (или продаж) новых машин за прошлый год. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в 2021 году Литва продемонстрировала наибольшее падение продаж транспортных средств во всей Европе — минус 22%. За год литовцы купили всего 31 371 автомобиль, в то время как в 2020-м продажи переваливали за 40 000.

Все остальные наши страны-соседки показали рост. Наибольшее увеличение продаж продемонстрировала Украина — там смогли продать за год 103 650 машин, что на 20% больше, чем в 2020-м. Латыши купили 14 344 автомобиля, что оказалось на 6,1% больше, чем годом ранее. В Польше и России тоже небольшой прирост по продажам — обе страны отчитались о 4,3-процентном росте (446 647 и 1,67 млн машин соответственно). Голая статистика продаж автомобилей может показать лишь динамику конкретной страны относительно прошлых лет. А давайте посчитаем количество новых машин относительно населения страны.

Страна Продано (или зарегистрировано) новых автомобилей 1 новый автомобиль на количество жителей
Беларусь 46 837  200
Россия  (примерно) 1 670 000  86
Латвия  14 344  132
Литва  31 371  89
Польша  446 647  85
Украина  103 650  426

Получается, если рассматривать Беларусь и окружающие ее страны, реже, чем мы, новые машины покупают только украинцы — там один автомобиль из салона приходится на более чем 400 жителей. Похожие подсчеты (только с данными за прошлые годы) проводило агентство CountryEconomy. По информации экспертов этого издания, реже, чем у нас, машины из салона покупают в следующих странах Европы: Украина, Молдова, Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина, Албания, Северная Македония.

А как обстоят дела в других странах?

Если проанализировать открытые данные стран из разных уголков планеты, то по показателю население / новые авто Беларусь располагается примерно на уровне Румынии, Узбекистана, Ирана, ЮАРа, Казахстана и Мексики. Во всех этих странах в 2021-м одна новая машина приходилась на две сотни жителей.

Ожидаемо, хуже всех дела обстоят в странах Африки. В 43,85-миллионном Судане, например, за год хорошо если продают полторы тысячи новых автомобилей. В Беларуси только премиальных моделей продается заметно больше. Получается, каждый год новую машину покупает примерно каждый 30-тысячный житель Судана. Только представьте — это одна новая машина на целый город Сморгонь! Забавно, что плюс-минус такая же статистика в Йемене, в то время как в соседней Саудовской Аравии уровень автомобилизации примерно как в России (1 новая машина на 80 жителей).

Отметим, что большинство стран Африки не публикуют статистику продаж. Нет данных и о том, сколько новых авто приобрели в Северной Корее (да, там тоже есть рынок новых авто).

Где чаще всего покупают новые машины?

Население Люксембурга — 632 тыс. человек. Это втрое меньше, чем жителей Минска. Когда мы увидели в отчете ACAE, что в этом карликовом государстве в 2021 году зарегистрировали 44 372 новые машины, то подумали, что это описка, и пошли искать данные в других источниках. Но оказалось, что показатель правдивый. Можете не доставать калькулятор, мы уже посчитали: примерно каждый 14-й житель Люксембурга в 2021-м сходил в автосалон и сказал «запакуйте». И ладно бы это был уникальный год — статистика в этой стране не меняется уже практически 20 лет. Люксембург с большим отрывом занимает первое место в мире по количеству зарегистрированных новых машин на количество жителей.

Второе место в данном рейтинге досталось США, и это куда более впечатляющий показатель. Ведь одно дело, когда мы говорим о «деревне миллионеров» посреди ЕС (на люксембургских номерах могут ездить жители Франции или Германии), и другое дело, когда речь идет об огромной стране с населением в 330 млн человек (причем не все американцы живут так, как мы видим это в фильмах). Тем не менее в прошлом году каждый 21-й американец стал обладателем машины из салона. То есть жители США покупают новые авто примерно в 10 раз чаще, чем мы. Похожая статистика у Канады (3-е место) — машина из салона досталась каждому 22-му жителю страны.

Далее идут Австралия, Норвегия, Бельгия (25 человек на один новый автомобиль), Исландия, Дания (26 человек), Южная Корея, Япония (27 человек), Германия (28 человек), Австрия (29 человек), Швеция (30 человек), Франция, Швейцария (32 человека).

О чем говорит данная статистика?

Интуитивно хочется провести параллель между этой статистикой и средним доходом в стране. Действительно, только в государствах с очень высокими зарплатами могут покупать много новых автомобилей. Но прямой зависимости между доходами и количеством регистраций новых машин все-таки нет.

Например, в Нидерландах в прошлом году регистрировался один новый автомобиль на 43 местных жителя. Это меньше, чем в Словении (1 машина на 32 человека), несмотря на то, что голландцы зарабатывают вдвое больше. Даже в Италии с огромным количеством безработных процент новых транспортных средств «на душу населения» выше, чем в Нидерландах (1 машина на 35 человек). Иными словами, данная статистика достоверно говорит лишь об объемах продаж новых авто и больше ни о чем.

Самые продаваемые машины в разных уголках планеты

Самой продаваемой моделью в мире уже который год подряд остается Toyota Corolla. Разработав разные версии под разные регионы, японцы умудрились продать в 2021-м более 1,15 млн «Королл». Кстати, на втором месте — Toyota RAV4 с показателем тоже больше миллиона проданных экземпляров.

Однако в Европе Corolla занимает лишь 14-е место и даже не является самой востребованной «Тойотой» (Yaris на 7-м месте в рейтинге продаж). Жители Старого Света не изменяют своим традициям и чаще всего приходят в автоцентры за Volkswagen Golf (205 тыс. проданных машин). Любопытно, что почти половина «Гольфов» осела на родине — в Германии.

Далее почти с одинаковым показателем идут Peugeot 208 (196,8 тыс.), Dacia Sandero (196,7 тыс.), Renault Clio (196,2 тыс.) и Peugeot 2008 (194,6 тыс.). В топ-20 наиболее востребованных машин в Европе попал и электромобиль — Tesla Model 3 купили 141 тыс. европейцев. Больше, чем Volkswagen Tiguan, Fiat Panda или BMW 3-Series.

Статистику белорусских продаж мы уже сообщали. У нас лидируют Lada Vesta, Volkswagen Polo, Kia Rio, Geely Coolray и Lada Niva Legend. Для разнообразия взгляните, на чем чаще всего ездят жители стран в разных уголках планеты.

Список самых продаваемых машин в различных странах:

  • Аргентина: Fiat Cronos;
  • Бразилия: Fiat Strada;
  • Франция: Peugeot 208;
  • Германия: Volkswagen Golf;
  • Великобритания: Vauxhall Corsa;
  • Индонезия: Toyota Avanza;
  • Россия: Lada Vesta;
  • Испания: Seat Arona;
  • США: Ford F-Series;
  • Турция: Fiat Egea;
  • Венгрия: Suzuki Vitara;
  • Польша: Toyota Corolla;
  • Украина: Kia Sportage.
А вы когда-нибудь покупали новое авто?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
коричневый, универсал, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
оранжевый, универсал, бензин 1.8 л, автоматическая, задний привод
серебристый, седан, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by