Спецпроект

По МКАД или через город? Провели эксперимент

10 февраля 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

По МКАД или через город? Провели эксперимент

По МКАД или через город? Этим вопросом время от времени задается любой водитель в Минске. От 90 км/ч и выше по улице непрерывного движения, как ее, было дело, называли, — или сквозь трафик городских проспектов и улиц, где движение то и дело прерывается: перекрестки, переходы, светофоры? Мы провели эксперимент: нужно добраться из одного конца столицы в другой, и оба маршрута — по МКАД или через город — кажутся абсолютно логичными и допустимыми. Какой же выбрать?

Условия эксперимента

В любом исследовании важно соблюдение четких условий. Для эксперимента мы выбрали будний день и временной промежуток между 14 и 16 часами, когда дороги загружены, но не слишком. Считаем, что такие данные будут наиболее усредненными, а значит, объективными для обоих построенных маршрутов. В часы пик ситуация в столице сильно обостряется, но, как отмечают многие водители, обстановка на кольцевой и на городских улицах приобретает свою специфику.

Об этом и о многом другом во время поездки мы будем общаться с опытным водителем Александром (стаж с 2001 года), а также с профессиональным инструктором автошколы Алексеем.

Катаемся сегодня на Geely Atlas Pro, предоставленном нашим партнером «Атлант-М Боровая». Соответственно, отправляемся из Боровой в Малиновку, в район станции метро «Петровщина», конечная точка задана на парковке одного из торговых центров на проспекте Дзержинского.

Алексей (слева) и Александр (справа)

Поездка через город обещает быть существенно короче по километражу, но далеко не факт, что займет меньше времени, ведь на МКАД скорость выше. Какой маршрут окажется выгоднее?

По МКАД

Минский водитель даже с небольшим стажем легко найдет дорогу от Боровой на проспект Дзержинского. Любопытно, что навигатор предлагает на выбор сразу два маршрута по МКАД: сверху, через Зацень и Дрозды, и снизу, через Ангарскую и Чижовку. Нижний маршрут всего на километр длиннее, что выглядит незначительной разницей.

— Даже опытным водителям есть смысл заглядывать в навигатор, — отмечает Алексей. — А вдруг на маршруте случилась авария, возникла пробка? С навигатором можно моментально сориентироваться.

Выбираем верхний маршрут: он короче и выглядит более логичным. Никаких проблем по пути не прогнозируется. Выезжаем ровно в 14:00.

В час пик лучше на МКАД, а в остальное время — в городе?

— Вам самим как больше нравится: по МКАД или через город?

— Все зависит от времени суток, — отвечает инструктор. — Я каждый день добираюсь из Уручья на Юго-Запад. И если еду утром, выбираю МКАД. А вот часов с десяти-одиннадцати уже лучше ехать по городу. После утреннего часа пик в городе свободно, можно проехать без проблем и лишнего километража.

— Зато на МКАД как раз с этого времени появляются грузовики. Скорость у них обычно ниже скорости потока — они мешают, — отмечает Александр.

После этого замечания все притихли: стали подсчитывать грузовые автомобили, которые двигались в попутном направлении. Действительно много.

— Это одна из проблем минской кольцевой, как мне кажется: коммерческая и специальная техника — не только грузовики, но и трактора, погрузчики и так далее. Будешь ехать по правой полосе со скоростью 90 км/ч, а впереди такой вот тихоход — вот и резкие перестроения, напряженность на дороге. А сколько опасных ситуаций возникает, сколько аварий с участием тихоходов происходило на МКАД,— резонно замечает водитель.

Перед нами наглядное подтверждение слов Александра: в крайней правой полосе столько подобного транспорта, что многие водители даже не пытаются туда соваться — все равно придется опережать. Средняя полоса тоже частично занята грузовиками, и наш водитель то и дело нехотя перестраивается в крайний левый ряд.

То и дело поглядываем на спидометр: 90 км/ч. Не нарушаем — это принцип и еще одно правило честного эксперимента.

Левая полоса на кольцевой — быстрая или медленная?

— Александр, кажется, вам комфортнее ехать по средней полосе? А мы вот частенько пишем о тех, кому милее третий ряд, за него даже готовы бороться.

— Я стараюсь действовать по ситуации. Справа у нас два автобуса на «аварийке» — туда явно нечего лезть. Левая полоса скоростная, но я пока не хочу ей злоупотреблять, тем более к машине нужно привыкнуть. Вообще, любое перестроение — это потенциально опасная ситуация. Я стараюсь избегать этого. Где-то в идеальном мире занял бы одну полосу и доехал бы по ней с постоянной скоростью — это безопаснее всего, — смеется водитель.

— Мой опыт тоже подсказывает: если хочешь ехать по кольцу чуть быстрее, лучше выбирать первый или второй ряд. По крайней мере утром так и получается, даже несмотря на то, что на многих участках в левой полосе ограничение 100,— добавляет Алексей.

— В третьей полосе постоянно какие-то проблемы: кто-то кого-то не пропускает, конфликтует — суматоха. Всегда найдется тот, кто считает себя суперводителем и прямо рвется в левую полосу.

— Как действовать в такой ситуации? Едешь по правилам, а сзади кто-то моргает, требует пропустить.

— Можно и уступить: ну надо человеку. В большинстве ситуаций не трудно перестроиться и дать проехать. Но у нас на дорогах, к сожалению, вообще мало уважения, все хотят быть впереди, — считает инструктор автошколы.

Почему на МКАД нет учебных маршрутов?

— Алексей, а почему курсантов автошколы не учат ездить по кольцевой? Здесь ведь совсем иная специфика.

— Таковы правила: по МКАД нельзя прокладывать учебные маршруты. Но пугаться кольцевой не нужно, и выезжать сюда даже неопытному водителю можно, просто делать это следует с осторожностью. Как вариант, чтобы привыкнуть к большей скорости в потоке, можно начать с поездок за город по любой трассе, — считает собеседник.

Но ездить с осторожностью — это не означает быть нерешительным.

— Проблема молодых водителей в том, что они очень медленно разгоняют машину. А кольцевая требует быстрого разгона: как только выехал в первый ряд, нужно сразу же нажимать на газ, — продолжает Алексей. — Если люди не боятся разгоняться, то проблем не возникнет и на кольце.

Концовка маршрута. Подводим итоги

За легкой беседой мы не заметили, как пролетели дугу по кольцевой, вот уже и съезд на проспект Дзержинского. Там с ходу упираемся в светофор.

— Очень многое зависит от специфики маршрута, — отмечает инструктор. — Крайне редко нужно доехать из одной точки вблизи кольцевой до другой точки возле МКАД. А если нужно минут 10 добираться до кольцевой, а потом еще столько же ехать от нее, то это уже 20 минут по городу. Не проще ли в такой ситуации сразу выбирать городской маршрут?

У нас маршрут был комбинированным и составил в общей сложности 32 километра, примерно 28 из которых мы преодолели по кольцевой.

Паркуемся в заданной точке и останавливаем секундомер: 27 минут.

— Спокойная поездка по кольцу, я бы сказал, даже монотонная, — констатирует Александр.

— Да, это существенный плюс МКАД: выехал — и все, можно расслабиться и просто держать безопасную дистанцию. Для водителя это по большому счету отдых, — подтверждает Алексей.

— И все же 32 километра — это значительно больше, чем маршрут через город. Как насчет расхода топлива?

— У моей машины, к примеру, на кольцевой получается 6 литров на «сотку», в городе — 8 литров. Да, в километрах мы набрали, но скажется ли это на кошельке — вопрос спорный. Куда важнее время, — считает инструктор.

Через город

Не теряя того самого времени, ложимся на обратный курс. Теперь едем через город. За прошедшие полчаса ситуация на дорогах не претерпела существенных изменений — считаем, что условия эксперимента сохраняются.

— Что там навигатор?

— Пробок нет. Пробки будут после пяти-шести вечера, — резонно отмечает водитель.

Тогда поехали. Самый очевидный вариант — добраться до проспекта Независимости (по проспекту Дзержинского или в объезд, через улицу Железнодорожную), затем переместиться на улицу Якуба Коласа и дальше через Логойский тракт вернуться в Боровую. Маршрут прямой, маршрут несложный — будет ли он быстрее поездки по МКАД?

Когда в городе сложнее всего?

— Какое время в городском трафике для вас самое некомфортное?

— Машин особенно много в вечерний час пик. Я бы сказал, что самые большие трудности возникают примерно в шесть часов, а также в субботу и воскресенье, когда за руль садятся те, кто, возможно, в будние дни никуда не ездит, — говорит Александр. — И вот в выходные такие водители выбираются куда-то по делам — и непонятно, что с ними делать. Когда человек постоянно крутится в этой городской суете, понимаешь, чего от него ожидать. А в выходные невозможно догадаться, что человек перед тобой будет делать в следующую секунду. В итоге и он осторожно едет, и ты тоже. Невозможно куда-то спешить в выходной день: все едут медленно, все осторожничают.

Алексей же отметил в качестве напряженного времени утренний час пик.

— Утром город загружен. На кольцевой сложно в час пик, но в городе тогда вообще невозможно, — говорит он.

Поэтому мы и выбрали более усредненные условия, когда меньше внезапных факторов может повлиять на дорожную обстановку, ведь одно даже мелкое ДТП может привести к серьезному затору — какая уж тут объективность.

— Я думаю, что днем по городу передвигаться легче. Машин будет поменьше, а общественный транспорт не слишком нервирует: у него на проспектах выделенные полосы, он не мешает, — говорит Александр.

— Нет соблазна промчаться по выделенной полосе, чтобы всех опередить?

— Я стараюсь уважать профессиональных водителей, которые возят людей. У них свой график, они тоже спешат, — проявляет высокие моральные качества наш водитель.

Левая полоса в городе свободнее

На проспектах замечаем разительную разницу с МКАД: на кольцевой левая полоса была самой загруженной, а в городе там, как правило, свободнее.

— Из левой машины часто поворачивают налево или стоят на разворот. Можно просто в них упереться и потерять время, — объясняет инструктор.

— Выходит, нужно знать маршрут заранее, учитывать такие моменты?

— Безусловно, в городе очень желательно ехать не по навигатору. Когда просчитываешь дорогу заранее в голове, едешь более предсказуемо: меньше лишних движений, меньше суеты, — подтверждает Алексей.

Едем — стоим. Красный свет

Выбираемся на проспект Независимости. Можно было бы догадаться и с закрытыми глазами.

— Интересно, на скольких светофорах будем здесь стоять?

— На каждом, — делает предположение кто-то.

Да это вовсе и не предположение, а абсолютно точное предсказание. На проспекте Независимости, двигаясь от площади Независимости до ЦУМа, мы тормозили без исключения на каждом светофоре.

— Это сильно раздражает, — подтверждает Александр. — И в этом неудобство движения по городу. На кольцевую выехал — и едешь, пусть даже монотонно. А в городе постоянно либо тормозишь, либо разгоняешься. С «автоматом» немного проще, но дискомфорт все же есть. Не знаю, кто занимается настройкой светофоров, но создается впечатление, что все сделано для того, чтобы трафик стоял на красный свет. Либо это я что-то делаю не так.

При этом все слышали о «зеленой волне», есть даже те, кто знает, как в нее попасть.

— Ну, весь город так не проедешь, но на многих проспектах и улицах «зеленая волна» действует. На Притыцкого, к примеру. Да и на Независимости: если рано утром выезжаю из Уручья, до площади Победы могу вообще не останавливаться, — отмечает Алексей.

— Это в какое время?

— Часов в семь утра.

Все задумчиво притихли. А светофоры неизменно встречали нас красным светом.

Экспресс-разбор ДТП на светофоре

Пока стояли на светофоре у пересечения с улицей Комсомольской, вспомнилось ДТП, случившееся здесь этой зимой. Один водитель решил проскочить на желтый, а другой — тот, что был впереди, — решил этого не делать.

— Я помню это видео, — говорит инструктор. — Вопрос в подготовке водителя. Нужно смотреть по зеркалам и прогнозировать, к чему приведут твои действия. Понятно, что лучше остановиться, но если сзади машина, которая затормозить не успеет, лучше проехать — в тех случаях, когда это безопасно.

— Но в ДТП будет виноват тот, кто сзади: дистанция.

— Конечно. У нас так построены ПДД: водитель в какой-то степени должен быть ясновидящим. Курсантам, к примеру, очень тяжело к этому привыкнуть. Выехал на перекресток, не успел закончить маневр — аварийная ситуация, ошибка. Не выехал, остановился в ситуации, когда мог проехать, — тоже ошибка. И приходится находить золотую середину. Это, впрочем, не отменяет того, что в городе нехорошая ситуация с теми, кто проскакивает на любой сигнал светофора. Бывает, проезжаешь на мигающий зеленый, еще думаешь про себя, останавливаться или нет. А за тобой еще машин пять проскакивает — им какой сигнал горел? И что было бы, если бы ты затормозил? Раздавили бы просто, — говорит Алексей.

Чему на самом деле учат в автошколах?

— Алексей, а ведь бытует мнение, что в автошколах учат, как сдать экзамен в ГАИ, а не как безопасно ездить по городу. Вы с этим согласны?

— И да и нет. Программа минимум — подготовить человека к экзамену. И одному курсанту, чтобы освоиться и начать впитывать информацию, достаточно пары занятий — с ним успеем научиться большему. Другому курсанту потребуется больше времени, чтобы перестать бояться дороги, расслабиться за рулем. Случается, что только к концу курса человек раскрепощается и начинает что-то слышать и воспринимать. И как бы ты ни учил, вопросы останутся, потому что нужно провести работу в голове, — отвечает инструктор.

Под эти слова проезжаем площадь Победы. Тот самый круг, который вызывал ужас у молодого водителя в прошлом выпуске, остается незамеченным автомобилистом с 20-летним стажем.

— Площадь Победы — а что с ней не так? — спрашивает Александр, подтверждая это утверждение.

Где больше конфликтов: на МКАД или в городе?

С проспекта Независимости, потеряв пару минут в очереди, поворачиваем налево, на улицу Якуба Коласа. Правый поворот: будьте осторожны, пешеходный переход здесь сместили чуть в сторону, пока непривычно.

— Обычно я стараюсь сворачивать с проспекта дальше, на Волгоградскую. Потому что здесь, на Якуба Коласа, дорога загруженная, плюс трамвайные пути, — делится опытом Александр.

— Как думаете, где выше вероятность быть втянутым в дорожный конфликт: на МКАД или в городе?

— Я считаю, что в городе: машины тут ближе друг к другу, провоцирующих факторов больше. Тот же светофор: подсознательно многие хотят стартовать первыми, — считает Алексей. — Плюс больше перекрестков, больше перестроений. Конфликты здесь происходят на ровном месте: выезжаешь со второстепенной, замечаешь машину на главной и видишь, что сможешь проехать. А водитель, чтобы тебя не пропустить, увеличивает скорость. И начинается выяснение отношений, хотя достаточно было просто ничего не делать, не создавать напряженности.

— Плюс встречаются водители, которые непривычны к здешним реалиям. Приезжие, например, но с ними сложно: кто-то теряется в большом городе, а кто-то, наоборот, гоняет так, что только держись, — добавляет Александр.

— А я вот нередко наблюдаю обратную ситуацию. Приезжаешь на минских номерах в регион, и там тебя уже ох как не любят! Все хотят поучить, постоянно создаются конфликтные ситуации, хотя стараешься ехать спокойно, — делится впечатлениями инструктор.

Утомляемость в городе выше или ниже?

Заговорились и не заметили, что светофор на перекрестке Якуба Коласа и Белинского был зеленым. Бинго!

Радость, впрочем, была недолгой. Трамвайная остановка — тормозим.

— Кажется, что едем уже целую вечность, хотя по времени не такая разница. Но на кольцевой как-то быстро все прошло, незаметно. А в городе устаешь от постоянных действий, — качает головой Алексей.

— И это еще не час пик, — добавляет Александр.

Чувствовалось, что обоим на полупустой кольцевой было комфортнее, чем в не особо загруженном городе. Водители любят ехать быстро?

А вот на пассажирском месте внезапно посетила другая мысль: в городе в салоне авто гораздо тише. Меньше скорость, ниже обороты, и в машине ощущаешь себя комфортнее. И радио играет тихонько, не стремясь перекрыть шум мотора, и говорить можно куда спокойнее. На МКАД монотонность быстрая, шумная, будто затянувшийся матч на заполненном стадионе. Город утомляет и убаюкивает — по крайней мере пассажира. Укачивание на светофорах, плавные повороты на небольшой скорости, приглушенные звуки — и бесконечная поездка, во время которой хочется подремать.

— Приехали. Сколько там? — в один голос спрашивают водитель и инструктор.

— 34 минуты — на 7 минут дольше, чем по МКАД. В километрах всего 17 — почти в два раза меньше.

«Атлант-М Боровая» — официальный дилер Geely. Международная компания с 30-летним опытом на рынке Беларуси. Дилер оказывает весь спектр услуг по продаже, обслуживанию и ремонту автомобилей. Для клиентов действует бонусная программа, кешбэк за каждый визит на сервис, свободный доступ в ремзону, мобильное приложение с историей обслуживания. За Вами будет закреплен персональный менеджер и сервис-консультант. Планируете покупку автомобиля или ищете выгодный сервис? Вам в «Атлант-М Боровая».

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка