Рынок в режиме паузы. Что происходит с новыми авто, импортом из США, запчастями, грузоперевозками?

02 марта 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев, Денис Логунович. Фото: архив auto.onliner.by

Рынок в режиме паузы. Что происходит с новыми авто, импортом из США, запчастями, грузоперевозками?

Автор: Андрей Гомыляев, Денис Логунович. Фото: архив auto.onliner.by

Очевидно, что авторынок не мог не отреагировать на военные действия в Украине и связанные с ними последствия: нестабильность курса валют, санкции, проблемы с логистикой. Все эти аспекты наложились на уже существовавшие проблемы с портами и нехватку микрочипов. Что происходит сейчас в Беларуси в автомобильном сегменте?

Санкции против РФ потенциально могут значительно подкосить автомобильный рынок Таможенного союза. И дело не только в курсе доллара и резком подорожании новых машин. Многие компании постепенно отказываются от поставок импортных автомобилей в Россию, а некоторые даже приостанавливают производство на ее территории: Audi, GM, Volkswagen, Skoda, Jaguar Land Rover, Daimler, Volvo, Scania. Вчера соответствующее заявление сделали Hyundai и BMW. Кроме того, многие машины в РФ подорожали: Hyundai, Toyota, Lexus. Прайс на модели Lada преодолел психологический барьер в 1 миллион российских рублей. Onlíner связался с несколькими игроками на белорусском рынке, чтобы узнать, как в Беларуси обстоят дела с ценами, поставками и кредитами.

Отметим, что ситуация меняется очень быстро и данные в этом материале актуальны лишь на момент публикации. Через день все может быть по-другому. Говоря коротко, все ждут: слишком много неожиданных переменных, резких изменений. А потому сложно делать прогнозы даже на неделю.

Новые машины у дилеров

Volkswagen

«Завод остановил производство из-за проблем с логистикой, но все произведенные машины поставляются в Беларусь по заранее согласованным графикам поставки. Отгрузка автомобилей в дилерских центрах Volkswagen также осуществляется по плану. При отказе клиента от контракта машина поступает в свободную продажу. Что касается цен на автомобили, то пока они не изменились. Мы внимательно наблюдаем за ситуацией и будем действовать в зависимости от ее изменения», — рассказали нам представители немецкого бренда в Беларуси. На момент середины дня 1 марта финансовые инструменты еще были доступны для клиентов Volkswagen, но «все меняется каждую минуту».

Lada и Renault

Импортеры Lada и Renault сказали, что по поставкам пока никаких прогнозов нет, в настоящее время дилеры продают автомобили, которые есть на складах. Цены велели узнавать на сайтах дилеров — там все по-старому. Отметим, что в Беларуси пока еще продается дорестайлинговая версия Lada Vesta, обновленный вариант поступит к дилерам позже (как в РБ, так и в РФ). Почти все финансовые инструменты (кредиты и лизинги) у дилеров остановлены, сообщил нам источник, близкий к импортерам.

Kia

В первые два месяца текущего года дистрибьютор Kia в Беларуси поставил достаточно крупную партию Rio, Rio X и Seltos. В ближайшее время доедет поставка Seltos, Sorento и Sportage. Из них только Sorento весь выкуплен клиентами, остальные модели есть в наличии или будут в ближайшее время поставлены на склады дилеров. «С 1 марта происходит увеличение прайсовой стоимости на весь модельный ряд Kia, — заявили представители дилера. — Все автомобили мы импортируем. Из-за колебаний курса валют мы корректируем стоимость машин в белорусских рублях».

Отдельно отметили, что все дилеры Kia работают в штатном режиме — это три салона в Минске и по одному в каждом областном центре. Сейчас ждут информацию по будущим поставкам и работают с действующим складом.

«Что касается кредитов и лизинга, мы работаем практически со всеми банками и лизинговыми компаниями Беларуси, — дополнили в представительстве Kia. — Мы не предлагаем свои собственные займы, а работаем с теми программами, которые есть у наших партнеров. С 1 марта Нацбанк увеличил ставку рефинансирования до 12%. Поэтому большинство банков временно приостановили выдачу кредитов, чтобы определить коридор процентных ставок с учетом новых условий работы. Большинство лизинговых компаний работает только с иностранной валютой (доллары, евро), некоторые компании временно приостановили прием заявок. В самое ближайшее время мы ждем от партнеров объявления новых условий выдачи кредитов и лизинга».

Ввоз авто из США и Европы

Рынок новых машин и объем импорта авто по итогам 2021 года были примерно равны. Под импортом стоит понимать все ввезенные из Европы и США машины, в том числе те, что сразу уходили на Россию. В 2021-м в Беларусь ввезли с растаможкой более 34,5 тыс. авто. Через дилеров продали 46,8 тыс. (по данным БАА). А что сейчас? Продолжают ли белорусы покупать машины с Запада? Как ведут себя клиенты?

«Сейчас ситуация на рынке импорта разворачивается слишком стремительно, прогнозировать что-либо на неделю и даже на завтра нет смысла, — заметили в компании AutoGroup. — Мы можем говорить лишь о том, что происходит с ввозом сегодня. Объем запросов клиентов снизился драматически. Это понятно — слишком много неопределенностей, нельзя точно взвесить риски. Покупка авто с аукциона (неважно, США или Европы) упирается в неясности: пройдет ли оплата в условиях ограничений, наложенных на некоторые банки, и не возникнет ли проблем с логистикой? Проще говоря, люди боятся, что не смогут перевести деньги, еще больше — что машина просто не доедет, плюс нет понимания, смогут ли они принять авто в нашей стране».

«В эти дни наша работа заключается в том, чтобы выполнить уже взятые обязательства — обеспечить сделки и привоз машин клиентам, которые сделали заказ ранее, — дополнили в компании. — Прогнозировать, куда повернет рынок, пока бессмысленно. В один момент (после заявления некоторых производителей об уходе с рынка РФ) может показаться, что у российских клиентов повысится интерес к импорту через Беларусь. Но через сутки появляется новость о возможных проблемах с оплатой через международные переводы. Не ясно, коснутся ли санкции портов и логистики. Слишком много переменных. Поэтому клиенты выбрали тактику ожидания, что является правильным решением».

Запчасти

На рынке запасных частей и технических жидкостей больше определенности, несмотря на то, что крупнейший поставщик Bosch уже объявил об остановке поставок автомобильных комплектующих в Россию. «Крупные дистрибьюторы не остановили продажи, лишь меняют курсы валют. Одно такое изменение уже произошло в минувшие дни. Приходная цена — в евро или долларах. Соответственно, отпускную цену подгоняют исходя из положения рубля, — рассказал нам представитель одной из компаний-дистрибьюторов. — Есть и монодистрибьюторы — те, которые продают только один вид товара, один бренд. Они решили приостановить продажи, потому что не понимают, как в будущем будет производиться закупка. Монодистрибьюторы предполагают, что либо не смогут закупить товар, либо его придется закупить с дополнительными наценками. Одним словом, сегодня они опасаются продать товар дешевле, чем купят завтра. Также продавцы-юрлица отменили все рассрочки».

«В некоторых розничных магазинах продолжают продавать запчасти без ценников на витрине, — обратил внимание специалист. — Глядя на прилавок, покупатель не знает цены. Продавец же смотрит актуальную стоимость в программе, добавляет к ней наценку и тогда уже озвучивает конечную сумму».

По словам собеседника, со стороны поставщиков запчастей каких-то изменений в работе с Беларусью пока что не было: «Стоит выделить слова „пока что“. Каждый из поставщиков предупредил, что „решения будут меняться“. Это может означать переход на 100%-ную предоплату уже в ближайшее время. Конечно, такое изменение отразится на конечной стоимости товара для покупателя. Таких поставщиков, которые отказались бы отгрузить товар в РБ или РФ, пока нет. Но был случай на одном из европейских складов — сотрудник, исходя из своей позиции, отказался загружать фуру с белорусскими номерами, нашел формальный повод».

Грузоперевозки

Было

Актуальная информация по данным за предыдущие месяцы такова: на рынке образовался дисбаланс из-за очередей на границах. В январе — феврале 2022 года наблюдался заметный рост спроса на перевозки между Беларусью и странами Евросоюза, а также на перевозки из России в Беларусь. Одна из главных причин — нехватка исполнителей, которые простаивали в длинных очередях.

«С начала года количество заявок на перевозки из России в Беларусь выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41%, — привела статистику директор компании-представителя „Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси“ Татьяна Солдатенко. — При этом в обратном направлении спрос остался приблизительно на том же уровне. Число заявок на перевозки из стран Евросоюза в Беларусь выросло почти на 130%, а в обратном направлении рост составил 64%».

Стало

А теперь посмотрим, какая ситуация с очередями на границе на этой неделе. По данным ГПК РБ, вчера утром выезда из Беларуси в Польшу ожидало 1610 грузовиков.

Графика — ГПК

А сколько машин хотело попасть из Польши в Беларусь? Ответ — на графике с сайта польской налоговой администрации granica.gov.pl.

Дальнобойщики отмечают, что 13 часов в очереди в «Бобровниках» — совсем небольшое время ожидания в сравнении с предыдущими месяцами, когда прохождение «колейки» измерялось сутками. А в «Корощине» вообще пусто. По мнению перевозчиков, это может говорить об уменьшении потока грузов на Восток из-за сокращения деятельности компаний из Евросоюза на рынках Беларуси и России.


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by