Ситуацию на автомобильном рынке Таможенного союза можно описать одним словом — неопределенность. Ни один дилер вам не скажет, каких цен и поставок новых автомобилей ждать хотя бы в конце марта. Многие заводы в России поставлены на паузу, чего не скажешь про курс доллара. Мы позвонили в несколько автоцентров, чтобы узнать, можно ли сегодня купить новую машину в Беларуси по февральской цене (в рублях). Спойлер — нет, нельзя. У многих ожидаются проблемы с поставками новых моделей.
Автомобили Lada не продаются в Беларуси под заказ, поэтому оставить предоплату за рестайлинговую Vesta на данный момент нельзя. Как предполагается, самая ожидаемая бюджетная новинка года приедет в Беларусь в лучшем случае в апреле, и цены на нее следует узнавать после начала поставок. Учитывая, что завод Lada приостановлен, о точной дате начала продаж новой Vesta сказать трудно. Даже на официальных сайтах дилеров информации о Vesta’2022 почти нет. Касательно машин в наличии — готовьтесь к тому, что прайс-листы будут часто обновляться в сторону повышения.
— Цены меняются каждый день. Неделю назад Vesta SW Cross стоила 36 900 рублей, сейчас — 42 900 рублей. И будет дальше дорожать, поэтому, если вы храните деньги в белорусских рублях, есть смысл ехать к дилеру прямо сегодня. Понимаете, в данной ситуации трудно что-то обещать, но я думаю, что цены на новые Lada будут меняться. Сегодня прайс еще старый, но не исключено, что до вечера цены обновят, — сообщили нам в отделе продаж одного из дилеров Lada в Минске.
В середине дня 9 марта на сайте импортера Lada была размещена информация о машинах в наличии. Многие экземпляры уже зарезервированы, но на складах все еще остаются автомобили практически любой модели (но не в любой комплектации). Отметим, что из-за остановки завода может случиться дефицит «живых» автомобилей на складах. Хотя пока это лишь предварительное опасение.
Устремились цены вверх и у дилеров Renault. Сегодня с самого утра, например, подорожал Duster. Еще вчера комплектация Renault Duster City Life с 1,6-литровым бензиновым мотором стоила 48 100 рублей, сегодня — 48 900.
— Сейчас автомобили есть в наличии на складах. Но цены обновляются регулярно — буквально каждый рабочий день. Главный вопрос — на сколько хватит автомобилей? По моему мнению, новых машин на складах нам должно хватить на месяц. Могут ли склады дилеров остаться без машин в наличии? На мой взгляд, это как раз та ситуация, к которой мы приближаемся. Здесь уже следует задавать вопрос: когда это случится? Сейчас к нам продолжают приезжать автовозы из России — это привозят машины, которые уже были произведены и оплачены. Новые автомобили Renault при этом не производятся из-за простоя заводов, — сказали нам в отделе продаж одного из дилеров французского производителя.
Похожая ситуация с ценами и поставками у всех дилеров, включая Volkswagen. Многие автоцентры немецкого бренда вообще убрали цены со своих сайтов, потому что их необходимо слишком часто менять. Онлайн-конфигураторы не показывают актуальные данные, поэтому лучше звонить (или приезжать) в автоцентр, нежели ориентироваться по цифрам на сайтах.
— Если вы хотите, например, Volkswagen Polo 1,4 TSI, учтите, что остались в основном машины в максимальной комплектации за 74 856 рублей. Цен на сайте вы не найдете, потому что продажи у нас фактически приостановлены. В индивидуальном порядке мы отдаем машины, но прайс меняется каждый день после пересчета курсов валют. Даже в шоуруме мы не выставляем цены. Найти автомобиль с такой стоимостью, которая была месяц назад, вам точно не удастся ни у одного из дилеров, — рассказали нам у дилера.
Нам удалось найти один Volkswagen Polo 1,4 TSI в комплектации Status за 67 332 рубля. Еще недавно цены на такую модель (без дополнительных опций) начинались от 48 490 рублей. Эту цену до сих пор можно увидеть в конфигураторах, поэтому, как мы отметили выше, на онлайн-данные лучше не ориентироваться.
Ситуация с поставками новых автомобилей Volkswagen тоже сложная. Завод в Калуге приостановлен на неопределенный срок. Причина — нехватка комплектующих. Проводку для автомобилей Volkswagen и Skoda поставляли в Калугу из Украины, и сейчас логистическая цепочка прервана. Дилеры Volkswagen в России и Беларуси перестали брать предоплату за автомобили, которые еще не произведены: никто не может точно сказать, когда ситуация изменится и какой будет цена на тот же Polo через месяц. Продавцам сложно называть точный прайс даже на завтра. Желающим приобрести машину проще всего ехать в автоцентры и решать вопрос на месте.
Мы уже писали, что автомобили Geely подорожали в Беларуси примерно на 10 тысяч рублей. Похоже, это не последнее повышение цен в марте.
— Coolray остались только в базовой комплектации Standart. Версий Flagship и Comfort в продаже сейчас нет. Вместо топовых модификаций Coolray есть смысл присмотреться к Geely Atlas Pro, который обойдется практически в эти же деньги (топовый Coolray стоит 76 800 рублей. — Прим. Onlíner). При этом Atlas — это машина классом выше. Цены у нас повысились вслед за изменением курса доллара. Все дилеры реагируют на это. Если вы хотите подождать поставку Coolray Flagship, то готовьтесь к тому, что будет новая цена. 13 марта у нас ожидается изменение прайс-листов. Все машины подорожают примерно на 5 тысяч рублей, — сообщили нам у дилера.
С легендарными льготными кредитами на автомобили Geely тоже не все так просто, как было раньше. На момент написания этого материала купить китайский автомобиль белорусского разлива можно было в кредит со ставкой 8,5 процента годовых в первые три года (далее — 21% годовых). Но ситуация такая, что через неделю-две кредиты могут вообще убрать. Сегодня финансовые инструменты действуют у некоторых дилеров (не только Geely), но ставки зачастую переваливают за 20% годовых. Многие банки перестали финансировать покупку новых авто.
Те дилеры, с которыми нам удалось связаться, столкнулись с похожими проблемами: поставки новых машин из России остановлены из-за простоя заводов, цены на импортируемые автомобили из ЕС невозможно удерживать на одном уровне в белорусских рублях из-за роста курса доллара. Если вы привыкли ориентироваться в ценах на новые автомобили в долларах, то для вас мало что изменится в этом плане. Но стоит ожидать дефицита большинства моделей из-за логистических проблем.
Если вы как раз недавно планировали обновить машину и имеете на руках круглую сумму в рублях, есть смысл поторопиться с визитом автоцентр. Модели пока еще есть в наличии, и цены увеличены эквивалентно курсу доллара. Если же под подушкой или на банковском счете у вас доллары или другая стабильная валюта, то спешить некуда. Новый автомобиль трудно назвать предметом первой необходимости, и сейчас не лучшее время делать крупные эмоциональные покупки.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by