Как Audi, BMW и Mercedes пытались стать доступнее для простых людей

21 527
09 марта 2022 в 8:00
Автор: Денис Логунович

Как Audi, BMW и Mercedes пытались стать доступнее для простых людей

Автор: Денис Логунович

За последние несколько лет мы привыкли к тому, что «народные» марки авто пытаются конкурировать с премиальными производителями. Peugeot, Volkswagen, Mazda и другие компании представляют все больше и больше моделей с топовой отделкой салона, современными силовыми установками и заоблачным прайсом. Это логично — на дорогих машинах с кучей дополнительных опций проще заработать денег, нежели на бюджетных с минимальной наценкой. Но автомобильная история знает и противоположные примеры — премиум-марки с мировым именем неоднократно пытались выпустить недорогие массовые машины, желая конкурировать с брендами типа Renault и Kia. Как вы уже поняли, сегодня мы покопаемся в модельных рядах люксовых производителей в поиске недорогих автомобилей.

Audi A2

В конце 1990-х все автопроизводители были уверены, что в будущем десятилетии наиболее перспективными станут компактные и экономичные однообъемники. Эту уверенность маркетологам вселил успех Renault Scenic первого поколения. Недорогой, вместительный и неприхотливый автомобиль открыл в 1996 году новый сегмент — компактвэны. Даже сами французы, когда начинали работать над Scenic в 1991-м, не ожидали такого успеха. Неудивительно, что к концу 1990-х только ленивый не готовил к дебюту свой «вэн» на базе компактного класса.

Задачу по постройке семейного компактвэна получила и команда Audi AG. Так в 1999 году на свет появилась модель под названием A2. Пожалуй, это самая необычная Audi из всех, что мы знаем. Следует отдать должное Петеру Шрайеру — экстерьер у машины получился очень удачным. Словно к ТТ дорисовали практичный кузов. В отличие от Scenic, который базировался на модели С-класса (Megane), A2 опирался на архитектуру A04 (заводской индекс — PQ24), которая лежала в основе многих автомобилей В-класса (Polo, Ibiza, Fabia).

Модель A2 отличалась от всего, что до этого выпускала Audi. Даже «гольфообразный» хетчбэк А3 выглядел более логичным в линейке премиум-производителя. Кто-то считал, что в Ингольштадте зря взялись за «народный» сегмент, кто-то пророчил большой успех микровэну. Сама компания возлагала на А2 надежды — для этой машины даже построили отдельную конвейерную линию на заводе в Неккарзульме. Автомобиль был исключительно 5-дверным, а заявленный производителем расход топлива составлял смешные 3 литра на сотню. Клиентам предлагали бензиновые моторы объемом 1,4 и 1,6 литра, а также дизельные агрегаты 1,2 и 1,4 TDI.

Во многом А2 опередила свое время, но оказалась жутко убыточной. По официальным подсчетам, производство массовой бюджетной модели обошлось Audi в минус 7530 евро за каждый экземпляр. Все дело в низком спросе (согласно бизнес-проекту, А2 должны были покупать в разы чаще). В 2005 году автомобиль сняли с производства. В 2011-м компания представила концепт А2 второго поколения, но до серийного производства модель не дошла — мир подсел на кроссоверы, и компактвэны оказались никому не нужны.

BMW 3-Series Compact

В 1991 году на рынок вышло третье поколение Volkswagen Golf, и это был настоящий прорыв С-класса: вместо простых, в какой-то степени устаревших форм Golf I и II мир увидел «дутый» хетчбэк с отличной ходовой, широким набором двигателей и салоном не хуже, чем у некоторых тогдашних Audi. «Гольф-класс» перестал ассоциироваться с бюджетными моделями и вырос в сегмент городских автомобилей с хорошей начинкой. Когда рынок принял Golf III на ура, стало понятно — премиум-производители однажды тоже захотят войти в этот класс. Первыми это сделали ребята из BMW.

Дебют 3-Series Compact состоялся в 1993 году. Это был не только первый хетчбэк BMW за несколько десятилетий, но и первая попытка баварского производителя выпустить максимально недорогую модель со времен Isetta. От фронтального бампера до передней стойки новинка ничем не отличалась от седана E36. Такая унификация была частью плана по экономии средств: чтобы сохранить максимально низкую розничную цену, немцы не хотели тратить много денег на создание компактного хетчбэка.

Как видите, в BMW особо не заморачивались с экстерьером «Компакта» и просто дорисовали ему «хетчбэкоподобную» заднюю часть в стиле седана Е36. При этом все кузовные детали за стойкой А уникальные. В качестве платформы был использован своего рода «Франкенштейн»: передняя подвеска у Compact взята от обычной «тройки» (стойки McPherson), а сзади не постеснялись поставить элемент ходовой от старой E30. Немцы посчитали, что многорычажка от седана Е36 слишком сильно удорожит автомобиль. К тому же подвеска от Е30 была компактнее и проще в производстве.

В салоне тоже не обошлось без экономии. На первый взгляд интерьер у 3-Series Compact почти такой же, как у седана 3-Series тогдашнего поколения. Но складывающиеся задние сиденья и приборная панель схожи с элементами 3-Series E30. Такое ощущение, что немцы в свое время наделали много деталей для «тридцатки» и пытались использовать их даже после того, как эта модель ушла в историю.

В момент своего дебюта 3-Series Compact не имел прямых конкурентов. Но спустя несколько лет Audi представила модель А3, и с тех пор борьба за господство в премиальном С-классе шла без остановки. Что касается линейки BMW Compact, то она прожила два поколения, после чего немцы выделили для своей модели компактного класса сегмент 1-Series. Это уже была не переделка «тройки», а независимый проект, который трудно назвать бюджетным.

Mercedes A-Class

Два последних поколения Mercedes A-Class — это недешевые хетчбэки, которые имеют в том числе «заряженные» версии AMG. Но все мы помним, что свою историю эта модель начинала как недорогой микровэн, по форме напоминающий яйцо. По своей философии Mercedes W168 напоминает Audi A2. В Штутгарте попытались застолбить сегмент практичных и компактных автомобилей для семей, проживающих в крупных городах. Для дальних поездок А-Class не годился, зато отлично чувствовал себя на тесных европейских улочках.

Из-за особой компоновки, которую прозвали «сэндвичем», A-Class удалось сделать очень компактным. Однообъемник отличается совершенно нетипичными для Mercedes пропорциями с короткими свесами, маленьким капотом и большой высотой относительно ширины кузова. Машина была переднеприводной и больше смахивала на какой-нибудь Citroen, нежели на продукцию премиального бренда Daimler.

Немцы поиграли в «бюджетный вэн» 15 лет, сменив два поколения A-Class. В отличие от других моделей в этой статье, бюджетный Mercedes оказался успешным и сменил свой формфактор в 2012-м только потому, что в мире прошла мода на однообъемные городские машины. Последние 10 лет A-Class — это классический хетчбэк С-класса с поперечным расположением мотора и передним приводом. Есть модификации и с полным приводом. При этом немцы не отказались от компактвэна в своей линейке: на базе A-Class выпускается модель В-Class, которая, можно сказать, продолжает традиции кузова W168.

BMW 2-Series AT

После выхода 1-Series казалось, что игры в недорогие модели у баварцев закончились. «Копейка» была достаточно дорогой относительно двух предшественников и обладала неотъемлемой характеристикой всех BMW — задним приводом и продольным расположением мотора. Казалось, что в Мюнхене навсегда отказались от мысли конкурировать с Opel и Renault. Но в 2014-м свет увидел компактвэн 2-Series Active Tourer.

Автомобиль был построен на платформе MINI, а значит, являлся «поперечником» с передним приводом. На форумах любителей BMW начались жаркие дискуссии по поводу неожиданной новинки. Сегодня подержанные 2-Series AT стоят очень недорого — эту модель можно купить буквально по цене компактного Citroen. А если поставить Active Tourer рядом с новым Renault Scenic, не сразу и поймешь, кто из них более премиальный. В пресс-релизах BMW любит показывать «двойку» со спортивными обвесами Sport или М, но на практике большинство катающихся по Европе 2-Series AT довольно скромны.

Mercedes X-Class

У Mercedes уже давно есть коммерческое подразделение, которое занимается производством грузовиков, фургонов и даже тягачей. Про Sprinter, Citan и Actros в рамках этой статьи мы вспоминать не будем, но напомним о наиболее «гражданской» модели из всех рабочих лошадок производителя — X-Class. Это машина, которая не должна была появиться. Идея сделать из Nissan Navara пикап с логотипом Mercedes на решетке радиатора была, мягко говоря, спорной.

Автомобиль выпускался очень непродолжительное время — с 2017-го по 2020-й. Новинка не стала популярной даже на тех рынках, где пикапы пользуются большим спросом. Просто зачем переплачивать за логотип и кожаные кресла, если тебе нужна машина для перевозки досок из одной деревни в другую? Отметим, что X-Class был не просто перелицованной версией «Навары», а имел уникальный кузов и собственный интерьер. Если не знать подноготную, то никогда в жизни не догадаешься, что это «родственник» японского пикапа.

Со временем X-Class станет настоящим эксклюзивом на рынке подержанных автомобилей. Другие премиум-производители никогда не выпускали серийные пикапы. Даже у Lexus нет подобной модели, хотя у этой компании есть доступ к платформам полноразмерных пикапов Toyota.

черный, седан, бензин 2 л, автоматическая, задний привод
черный, внедорожник, бензин 3.5 л, автоматическая, полный привод
серый, внедорожник, бензин 4 л, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by