Цена = качество? В мире автомобильных шин это правило работает не всегда: бывает, что и аутсайдеры неожиданно становятся хорошистами, а признанные авторитеты вдруг скатываются ниже подиума. Именно поэтому мы не доверяем пресс-релизам, а ежегодно проводим сравнительные тесты шин. Выбираем несколько моделей, от самых бюджетных до премиальных, и тестируем их в идентичных условиях, чтобы выяснить — имеет ли смысл тратиться на топовые модели или можно ограничиться самыми доступными. В этом году «срез» сегмента получился очень колоритным: для сравнения мы выбрали бренды Rosava, Pirelli, «Белшина», Hankook, Sailun и протестировали их на одном из самых популярных автомобилей белорусского рынка — Volkswagen Polo.
Как мы уже рассказывали в предыдущем материале, главное правило сравнительного теста шин — это повторяемость результата. Если комплект №1 демонстрирует тормозной путь на сухом асфальте, к примеру, в 20 метров, то он должен продемонстрировать его и в начале, и в конце тестовой сессии. Разбежка более чем в 3% говорит о том, что для сравнительного теста не обеспечены одинаковые условия, а это значит, что кто-то из соперников может победить не в силу своих выдающихся качеств, а, скажем, просто потому, что ему повезло с погодой (к примеру, солнце выглянуло из-за туч и асфальт прогрелся чуть сильнее, чем во время других заездов). Именно поэтому в каждой из дисциплин теста важно сделать все в максимально идентичных условиях.
Однако сделать это нелегко. В идеальном мире шинных тестов все испытываемые модели покрышек должны быть заранее надеты на диски, отбалансированы и готовы к быстрой замене. Испытание по каждой конкретной дисциплине отдаленно похоже на гоночный пит-стоп: автомобиль заезжает на подъемник, на него устанавливают комплект шин, производится 3—5 циклов испытания, он возвращается, устанавливается другой комплект и т. д. На профессиональных шинных полигонах замеры для пяти комплектов шин, допустим, тормозного пути на сухом асфальте занимают менее часа. Но в Беларуси таких условий для тестирования нет: мобильный шиномонтаж работает с двумя комплектами дисков, успевая примерно за 10 минут «переобуть» и отбалансировать очередной комплект для испытаний.
В качестве испытательного «мула» мы выбрали одну из самых популярных моделей белорусского рынка — Volkswagen Polo и, пользуясь случаем, выражаем благодарность импортеру бренда за предоставленные для тестирования автомобили. Размерность шин на Polo — 185/60 R15, однако все протестированные нами покрышки доступны во многих типоразмерах, поэтому их можно «примерить» и на другие легковушки. Для сравнения мы выбрали следующие модели:
Тестирование шин мы будем проводить по следующим дисциплинам: для объективной оценки сцепных качеств производится торможение на сухом и мокром асфальте с использованием профессионального измерительного комплекса VBOX Racelogic; субъективная оценка управляемости производится на гоночной трассе в Стайках с использованием профессиональной аппаратуры TAG Heuer.
Начинается сравнительный тест с взвешивания. Обычно этот параметр остается за пределами интересов потребителей, однако он влияет на характеристики автомобиля — динамику, управляемость, расход топлива. Разница в 100—150 грамм на одном колесе — это фактически полкило вращающейся массы, которая на маломощной машине может сильно повлиять на все вышеуказанные параметры. У нас же разбежка по массе получилась более значительной. Самые легкие шины — это Hankook, всего 7,1 кг. На втором месте — Rosava и Pirelli, по 7,5 кг. На 300 грамм больше весит Sailun, а самая «толстая» — «Белшина», ее вес составляет 7,9 кг.
Газ — тормоз. Газ — тормоз. В сравнительных тестах шин, как мы уже говорили выше, важно обеспечить одинаковые условия для каждого комплекта, поэтому каждый заезд происходит по одному и тому же сценарию. Разгон до 70 км/ч, заезд на площадку — и резкий удар по педали тормоза. Разворот, снова разгон, снова удар по педали тормоза. Для замеров мы делаем по четыре цикла торможений: сначала на сухом, затем на мокром асфальте. Перед каждым циклом торможений на мокром асфальте его орошают из автоцистерны.
Результаты торможения на сухом асфальте сразу заставляют задуматься, стоит ли переплачивать за премиальные шины или можно обойтись бюджетными? Нам кажется, экономить на этом нельзя. Выводы каждый сделает сам, но разбежка результатов впечатляет. У Pirelli тормозной путь с 60 км/ч на сухом асфальте составил 17,1 метра, а у Sailun — 19,5! У Hankook — 18 метров, а у «Белшины» — 19,3! Результат Rosava — 18,8 метра.
На мокром асфальте разбежка еще более впечатляющая. У Pirelli остановка со скорости 60 км/ч занимает 18,4 метра, а все остальные комплекты позволяют автомобилю проскользить еще на полтора-два корпуса вперед. Лучший результат среди «бюджетников» у Rosava — 20,3 метра, следом идут Hankook — 22,3, затем «Белшина» с результатом 22,7, Sailun же «укатился» на 23,8 метра.
Гоночный трек — не самая показательная, однако весьма важная составляющая сравнительного теста шин. Да, далеко не каждый водитель эксплуатирует автомобиль в предельных режимах, но при выборе шин важно знать, как они ведут себя в таких ситуациях. Именно поэтому в зачет идет не только время прохождения круга, но и субъективная оценка: если в поведении машины появляются какие-то особенности, влияющие на безопасность, вряд ли такие покрышки можно рекомендовать к покупке.
Начинаем с Pirelli. Время прохождения круга — 1 минута и 11,464 секунды. Нужно заметить, что в день проведения теста было довольно прохладно, около шести градусов, так что не будем сравнивать данные результаты с теми, что обычно достигаются во время трек-дней. Нюансы поведения? Никаких. Очень стабильно, плавно, предсказуемо. Неслучайно такие шины ставят на Polo «по заводу».
Следующей идет Rosava. Кстати, выглядит она довольно «внедорожной» — ламели заметно крупнее, чем у соперников. И это дает о себе знать: как только машина выходит на предельные режимы и покрышка начинает «заламываться», сцепление с асфальтом резко ухудшается. Дело чуть не дошло до разворота, даже ESP оказалась неспособна эффективно гасить заносы. Однако это помогло Rosava показать неплохое время круга — под сброс газа Polo «доворачивал» в виражах, что позволяло проходить их с большей скоростью. Результат — 1 минута и 12,468 секунды, однако насчет безопасности этих шин есть большие вопросы.
Третий заезд — «Белшина». Вопреки стереотипам, новые модели белорусского производителя демонстрируют неплохие характеристики: 1 минута и 12,199 секунды говорят о том, что за свои деньги это вполне приемлемый вариант. Да, как мы уже выяснили ранее, есть нюансы со сцепными свойствами при торможении, однако «белка» не худшая в этом тесте, что не может не радовать.
А что там «китай»? Шины Sailun не очень известны на нашем рынке, и поэтому первый круг по трассе проходим в обкаточном режиме. Однако ничего криминального выявить не удается — машина ведет себя прогнозируемо, никаких заносов, как на Rosava, не наблюдается. Результат — 1 минута и 12,103 секунды.
Ну и наконец-то Hankook. Почему наконец-то? Потому что по результатам шинных тестов эта модель почти всегда оказывается одной из самых «горячих» в плане управляемости. И результат наших заездов это подтвердил: со временем 1 минута и 11,322 секунды Hankook становится самой быстрой шиной в рамках нашего теста. И самой азартной — в характере Polo появились новые нотки, и если бы не ESP, которую невозможно отключить полностью, результат мог бы быть даже лучше.
Так стоит ли переплачивать за премиальные шины? Судя по тому, какие результаты они демонстрируют, «наценка» идет не только за бренд — качественные покрышки действительно лучше ведут себя во всех условиях независимо от того, мокрый или сухой асфальт под колесами. Однако «не все то золото, что блестит» — важно понимать, что не каждая премиальная модель имеет серьезное преимущество над бюджетной. Так что перед покупкой руководствуйтесь не только рекомендациями знакомых, но и результатами сравнительных тестов шин. Итоговая таблица ниже.
Sailun Atrezzo Elite | Rosava Itegro | Белшина Artmotion Бел-286 | Hankook Kinergy Eco K425 | Pirelli Cinturato P1 | |
Вес шины | 7,8 кг | 7,5 кг | 7,9 кг | 7,1 кг | 7,5 кг |
Торможение, сухой асфальт, с 60 км/ч | 19,5 м | 18,8 м | 19,3 м | 18 м | 17,1 м |
Торможение, мокрый асфальт, с 60 км/ч | 23,8 м | 20,3 м | 22,7 м | 22,3 м | 18,4 м |
Управляемость: время прохождения гоночного трека | 1 мин, 12,103 с |
1 мин, 12,468 с |
1 мин, 12,199 с |
1 мин, 11,322 с |
1 мин, 11,464 с |
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by