«Пока дают работать — работаем». Что сегодня происходит с такси?

12 марта 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner

«Пока дают работать — работаем». Что сегодня происходит с такси?

Можно ли оплатить такси картой или теперь все ездят только за наличные? А правда, что «Яндекс» не перечисляет деньги перевозчикам? Вообще иностранные компании теперь смогут работать в Беларуси или на рынке останутся только местные? Что происходит с рынком пассажирских перевозок и что с ним будет в обозримом будущем? Мы попытались найти ответы на эти вопросы, поговорив с водителями, перевозчиками, представителями компаний.

После событий конца февраля и последовавших за ними перемен больше всего вопросов вызывала именно работа «Яндекс Go» на территории Беларуси. Клиенты стали жаловаться на то, что в ряде случаев оплата по картам не проходит, водители — на то, что им не поступают выплаты со стороны сервиса. В компании признавали возникшие трудности и говорили о найденных вариантах. В настоящее время можно констатировать, что сервис продолжает работать как и прежде, оплата проходит, в том числе безналичная, а таксисты сообщают, что стали получать полагающиеся выплаты. Означает ли это, что удалось полностью справиться с возникшими трудностями?

Александр: «Деньги дошли в среду, но...»

Один из водителей, с которым мы поговорили о возникшей ситуации, — Александр. В такси он три года.

— Я работал по этот понедельник. Заказы есть, хотя пассажиры говорили, что за наличные машину вызвать нельзя. Спрашивали почему? Но я работал только по безналу — что я мог ответить? Деньги за предыдущие две недели «Яндекс» выплатил, они пришли в среду. Правда, за это время, когда не было ясности и вообще уверенности в том, что оплата последует, пришлось временно устроиться в службу доставки. Теперь я решил временно не работать в такси. В будущем хотелось бы вернуться, но подожду, пока ситуация с выплатами прояснится и появится уверенность в том, что оплата будет проходить регулярно. Пока такой уверенности нет, — рассказал нам собеседник.

Анатолий: «Пока дают работать — работаем»

Анатолий — тот самый водитель, который знает, как заработать в такси — также оказался в затруднительной ситуации в прошедшие недели. Он тоже подтверждает, что в среду, 9 марта, выплаты перевозчикам начали поступать.

— Как я понимаю, проблема была в конкретном банке, через который проводились все оплаты. Видимо, они нашли какой-то другой способ переводить деньги, — говорит таксист.

Работу Анатолий не бросал.

— Пока дают работать — работаем. Да, по курсу стали меньше зарабатывать, но, как мне кажется, к лету тарифы вырастут. Сейчас я заметил, что коэффициенты встречаются чаще, плюс, как мне кажется, в городе стало меньше водителей. По крайней мере, заказов сейчас однозначно больше: если раньше я хотя бы на минуту мог остановиться, то последние дни — вчера, позавчера, за день до этого — просто ни секунды не стоишь, — рассказал собеседник.

Анатолий подтвердил, что были проблемы с оплатой по безналу у пассажиров с картами некоторых банков.

— Плюс многие теперь заметили, что оплата за поездку проходит еще до ее окончания. Люди беспокоятся, но, как я понимаю, это не вполне списание, а скорее заморозка денег. То есть так система проверяет платежеспособность конкретной карты. Соответственно, если вдруг будет перерасчет в большую или меньшую сторону, то в конечном счете все будет учтено, — отметил водитель.

Кстати, в «Яндекс Go» нам подтвердили, что речь идет не о предоплате поездки, а именно о «заморозке» средств на карте. Непосредственно оплата происходит лишь после выполнения заказа.

Один из вариантов при невозможности оплаты картой — переключение на наличные. Но и тут, как мы слышали от некоторых водителей, возникали трудности.

— Насколько я знаю, система не ограничивает работу с наличными, но есть нюанс: если на балансе таксопарка денег нет, то за наличку ты возить не сможешь, потому что комиссия парка не будет списываться. То есть нужно наработать безналом день-два, и тогда сможешь работать за наличные, — пояснил Анатолий.

По его словам, самый ожидаемый шаг в текущей ситуации — рост тарифов.

— Работа в целом восстановилась, все, в принципе, так же, как и до февраля. Вот только тарифы не растут. Если разобраться, «Яндекс» уже три года не поднимает цены, несмотря ни на какие события и курсы валют. Но я на 99% уверен, что апрель-май, максимум июнь — и цены вырастут. Я думаю, все это понимают: все дорожает, цены растут, — прогнозирует водитель.

Сергей: «Если будет как раньше — я буду только рад»

Еще один собеседник поделился по дороге ожиданиями более радикальных изменений.

— Это же все иностранные компании — «Яндекс», Uber. Сейчас у них проблемы с оплатой, так как деньги уходят за границу, а потом возвращаются в качестве оплаты перевозчикам. Если вопрос не будет решен и агрегаторам придется уйти с рынка — все вернется к тому, как было раньше. Разумеется, цены на такси прежними уже не будут. Думаю, их сразу поднимут в два раза — это точно. Я лично буду только рад. Я работал в такси несколько лет назад, еще до прихода крупных компаний. Заработать сотку долларов за ночь — это было нормально. А чтобы сейчас заработать сотку, нужно работать и работать, — посетовал Сергей.

При этом он продолжает выполнять заказы «Яндекс Go». Почему?

— Время такое, что пришлось поработать в такси. На основной работе все сложно: будут ли поставки, по каким ценам — ничего пока не понятно, — отметил водитель.

Ксения: «Ситуация пока сложная»

Ксения — перевозчик. У нее несколько машин, наемные водители. Она рассказала нам, что оплаты от «Яндекса» после перерыва действительно последовали, но получили их пока не все.

— Ситуация пока сложная. Деньги должны были перечислить вчера, но до сих пор ничего не дошло. Я звонила в банк: вчера мне говорили, что никаких перечислений не было. Звонила сегодня — подтвердили, что деньги перечислялись, но на счет банка, с которым мой банк больше не работает. В итоге возникла проблема. Я так и не поняла, переведут ли мне эти деньги и когда — они просто зависли, — говорит Ксения.

По ее словам, речь об оплате за две недели.

— В службе поддержки говорят, что с их стороны все выполнено, деньги отправлены, вопрос — на стороне банка. То, что у меня есть наличными, я, конечно же, выдаю водителям. Но этого не хватает. Знаю, что у некоторых парков возникли проблемы с поездками за нал. У нас все нормально. Но в любом случае наличка — это только 30% от всей суммы, 70% — это безнал, — описывает ситуацию собеседница.

Она рассчитывает, что проблема будет полностью решена в течение следующей недели.

— Если нет — буду искать варианты. Иначе это просто бесплатная работы, а машины нужно обслуживать, заправлять, водителям нужно платить деньги, — поясняет Ксения.

«Яндекс Go»: «Деньги уже начали поступать на счета»

Ситуацию нам прокомментировали в пресс-службе «Яндекс Go».

— Мы произвели выплаты партнерам на этой неделе. Деньги уже начали поступать на их счета, скорость зачисления зависит от банка. Сложности с расчетами с белорусскими партнерами и оплатой у некоторых пользователей возникали исключительно из-за ограничений работы банков. По любым вопросам рекомендуем обращаться в нашу службу поддержки, которая работает без выходных и праздников, — отметили в компании.

«Такси 135»

Мы задали вопросы крупным игрокам на рынке такси в Минске, но высказаться захотели не все. Одни из тех, кто не стал секретничать, — «Такси 135».

— На сегодняшний день мы работаем спокойно, будто ничего вокруг и не происходит. Мы, в соответствии с законодательством, работаем через белорусский банк, поэтому никаких проблем с оплатой не испытываем. Сервис белорусский, банк белорусский, карты тоже белорусские — в текущей ситуации вопросов не возникает, — рассказал директор компании Олег Радкевич.

Напомним, что «Такси 135» не только принимает телефонные вызовы через диспетчерскую, но и работает через собственное приложение, в котором можно привязать банковскую карту для оплаты.

Спросили, заметили ли в компании изменения на рынке труда. Может быть, больше водителей стало искать работу?

— Штатно приходит кто-то на работу, но это обычные перемещения. Кто-то столкнулся с проблемами, появились вопросы с выплатами — это все понятно. Думаю, в конечном счете дела у коллег поправятся, — убежден Олег Радкевич.

Он также поделился с нами секретами внутренней кухни. Март для такси — это низкий сезон. После ажиотажа в новогодние праздники следует некий спад, который сменяется ростом уже ближе к теплому сезону. Хотя многое, безусловно, зависит от погоды.

— Плюс сильное влияние оказал омикрон. Люди у нас уже умеют работать удаленно и сводить свои перемещения к минимуму — все это тоже влияет на перевозки, — пояснил собеседник.

Рост цен — насущный вопрос с учетом курсовых колебаний и общей ситуации.

— Повышать ли тарифы? Есть два мнения. С одной стороны, цена должна повыситься по крайней мере на столько, на сколько повысилась стоимость тех же автомобильных расходников, если отдельно рассматривать такую статью расходов, как обслуживание автомобиля. И такая мера вроде бы напрашивается. С другой стороны, нужно понимать рынок. Если кто-то возит за 8 рублей, я вам не предложу поехать за 16 — вы со мной не поедете, и все эти вопросы вас не интересуют. Так что все следят за ситуацией, — отметил Олег Радкевич.


синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.3; Porsche A40; PSA B71 2296; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A1/B1; ACEA A5/B5; Fiat 9.55535-G1; Ford WSS-M2C913-A; Ford WSS-M2C913-B; Ford WSS-M2C913-C; Ford WSS-M2C913-D; Iveco 18-1811 S1; Renault RN 0700; АвтоВАЗ, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-98; Fiat 9.55535-H2; Fiat 9.55535-M2; Fiat 9.55535-N2; Fiat 9.55535-Z2; GM-LL-A-025; GM-LL-B-025; MB 229.3; Porsche A40; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски: GM dexos1 Gen2; ILSAC GF-5, 4 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner