Сам термин «соцлагерь», как и прежние названия стран, в него входивших, уже стал достоянием истории. И абсолютное большинство автомобильных марок того времени тоже стали достоянием истории. Но когда-то эта история вполне себе ездила по минским улицам. Нельзя сказать, что явление было прям массовым, но и к мегаредкостям грузовики подзабытых уже марок тогда (в конце 1990-х — начале нулевых) тоже не относились. Мы сделали архивную фотоподборку из той эпохи.
К социалистическому блоку в Европе относились Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, ГДР, ПНР и ЧССР. Все, кроме Албании, имели свой автопром, и все так или иначе поставляли свою технику в Советский Союз. Полный список моделей вышел бы достаточно обширным, поэтому ограничимся тем, что реально можно было встретить на минских улицах.
До 1990 года Германий было две — социалистическая ГДР и капиталистическая ФРГ. Первая считалась эдакой парадной витриной социализма, но по уровню автомобильной промышленности, конечно, она отставала от страны-соседки.
Так, например, грузовики семейства IFA W50 без существенных изменений выпускались четверть века — с 1965 по 1990 год. Любопытно, что IFA — это не наименование завода-производителя как такового, а аббревиатура Индустриального объединения автомобилестроителей ГДР, куда входил весь автопром Восточной Германии. С 1967 года и до конца выпуска такие грузовики оснащали рядным дизельным 4-цилиндровым мотором с системой непосредственного впрыска топлива (по лицензии западногерманской фирмы MAN) мощностью 125 л. с.
Точной статистики нет, но визуально, пожалуй, именно различные модификации IFA W50L были самыми массовыми «социалистическими» грузовиками в Минске. Довольно много их попало в частные руки, но встречались они и в госорганизациях.
Сейчас это место выглядит по-другому: на заднем плане были бы торговый центр «Скала» и здание штаб-квартиры «Белгазпромбанка» по улице Притыцкого. А вместо колоритных full-metal торговых рядов стоял бы McDonald's.
Robur — еще одна марка грузовиков из ГДР. Производство было создано на базе национализированного автозавода компании Phänomen, переименованного в 1946 году в VEB Kraftfahrzeugwerk Phänomen Zittau, а затем в 1957-м — в VEB Robur-Werke Zittau. Грузовичок семейства LO1800A тоже родом из середины 1960-х и тоже прекратил свою серийную жизнь после объединения Германии. В Минске эта марка встречалась куда реже, чем IFA, но встречалась. Местные жители узнают минскую поликлинику №2 и колледж хлебопечения на заднем плане.
Если сегодня фургончики гэдээровского завода Barkas-Werke из Карл-Маркс-Штадта можно увидеть только в виде модных передвижных кофеен и фуд-траков, то тогда это были вполне рабочие машины. Встречались и бортовые модели, и ЦМФ. Но трехосный эвакуатор — экзотика даже среди них.
Чешская, а тогда чехословацкая марка Tatra — чуть ли не единственный крупный «социалистический» производитель грузовиков, сохранившийся и вполне успешно существующий по сей день.
Семейство Tatra T815 с хребтовой рамой, безусловно, самое легендарное. Это один из символов советских «северов», строительства БАМа и освоения нефтяных месторождений. Но были такие машины и в Минске. Их эксплуатировала известная «Автосила».
Вот, например, Tatra T815, задействованная на строительстве одного очень крупного жилого массива. Кто узнал локацию, соответствующую нынешней станции метро «Каменная Горка», тому точно больше 30 лет.
Одна из самых знаменитых «профессий» Tatra T815 — экскаватор-планировщик. Саму установку делали в Словакии, и в сочетании с легендарным шасси эта машина долгое время считалась эталоном в своем типе техники.
Некогда очень популярные у нас фургоны Avia A21 — не что иное, как чехословацкая реинкарнация французских грузовичков фирмы SAVIEM, выпускавшихся в ЧССР по лицензии. Советский Союз закупал их массово, и в качестве торгового автотранспорта они когда-то настолько примелькались, что даже перестали восприниматься как иномарки.
Выпускали машины этого семейства достаточно долго — до середины 1990-х, по мере сил и возможностей модернизируя старую конструкцию. На грузовиках Avia последних лет выпуска когда-то развозило свою продукцию белорусское отделение глобальной Coca-Cola.
Фургончики Skoda 1203 массово в СССР не поставлялись, но один экземпляр каким-то образом попал в Минск и какое-то время работал в белорусской столице в качестве автомобиля скорой медицинской помощи.
Польский фургончик Żuk A-06 выпускали в Люблине. Эта машинка — реальный долгожитель. Семейство простояло на конвейере с 1959 по 1998 год. Не сказать, что у нас таких автомобилей было очень много, но они встречались, стояли во дворах. Этот кадр сделан во дворе девятиэтажки по Одинцова, 57.
Польская марка Star была в Советском Союзе среди экзотики. Поставки были немногочисленными. В основном к нам попадали полноприводные трехосные версии с кузовами-«ремлетучками». А этот экземпляр явно был завезен уже после распада СССР.
Еще один пример польского автопрома — краны на спецшасси PS-253. Базовый грузовик делали в Польше, крановую установку для него разработали в Одессе, а монтировали в Никополе. Эти 25-тонные автокраны, распространенные по всему Советскому Союзу, были классическим примером социалистической кооперации. В Минске работало несколько таких.
Конечно, кроме вышеперечисленных встречались и другие модели. Можно вспомнить и польские фургончики Nysa, и гэдээровские коммунальные микрогрузовички Multicar. Эти машины были для нас настолько родными, что даже не воспринимались как иномарки. Но та эпоха ушла, остались только ностальгические фото.
Читайте также:
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by