В автохаусе говорили, с Mazda все в порядке, а на СТО — что машина угрожает безопасности. Случай с покупкой бэушного авто

23 марта 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

В автохаусе говорили, с Mazda все в порядке, а на СТО — что машина угрожает безопасности. Случай с покупкой бэушного авто

Автор: Андрей Гомыляев

В автохаусе продали дряхлую машину под видом «небитой-некрашеной» — казалось бы, одна из историй, к которым мы вынужденно привыкли. В самих автокомиссионках уже отработали варианты грамотных ответов: «никто не запрещал вам проверить на СТО», «мы не отвечаем за реальный пробег, только за показания одометра», «внимательно читайте условия договора». Возможно, с юридической стороны они и правы. Однако законы — не что иное, как зафиксированные письменно актуальные нормы морали. Молодая пара из Минска рассказала нам об аморальном, по их мнению, случае: автохаус продал семье с тремя детьми Mazda, состояние которой документально признано угрожающим безопасности движения.

«С машиной все отлично»

В семье Алексея трое детей — очевидно, передвигаться по городу без машины с ними достаточно трудно. Времена сейчас не самые зажиточные, поэтому чтобы купить автомобиль, родители отправились в банк за кредитом. Но перед получением денег присматривались к предложениям на б/у рынке. В итоге решили довериться профессионалам — автохаусу. На осмотр вариантов поехали впятером, всей семьей.

Им предложили купить Mazda Premacy 1999 г. в. «В объявлении было указано, мол, авто в отличном состоянии, кузов крепкий, лобовое без трещин, ручник держит, пороги и днище целые, хорошая резина (один сезон), аккумулятор на гарантии, — рассказывает минчанин. — Двигатель в отличном состоянии — без подтеков масла. Коробка, сцепление и ГУР без проблем, по технической части все хорошо, салон чистый и аккуратный».

Мужчина подчеркивает — он далеко не спец в этом деле, визуально минивэн производил приятное впечатление, а продавцы уверяли: «Отличнейшая машина для семьи, отъездите не один год».

Снимок из объявления на сайте av.by

Одним словом, Алексей считает, что его убедили. Отматывая в памяти время назад, мужчина жалеет, что не настоял на самостоятельной поездке за рулем, а не в качестве пассажира, что своими глазами не убедился в состоянии днища, а поверил заверениям об успешно пройденном осмотре. В акте проверки было указано, что основные узлы и агрегаты находятся в удовлетворительном состоянии (только шины требовали замены).

«Были мелкие недостатки. За них нам предложили сделать скидку в эквиваленте $150, — дополнил собеседник. — Договорились так: раз кредит — то оставляем аванс в $300. А потом приносим оставшуюся сумму, которую выдаст банк. Так и поступили. Расписался в документах, получил на руки счет-справку, техпаспорт, ключи и поехал домой. Правда, добраться до него так и не удалось».

«Использование авто небезопасно»

«Прямо в пути Mazda заглохла, — вспоминает Алексей. — Оказалось, дохлый аккумулятор. Его нам заменили. Но и это не помогло — доехать до дома снова не удалось. Машина заглохла и больше не завелась. На сцепке загнали на СТО. Мастера вынесли вердикт: неисправностей так много, что участвовать в дорожном движении на этом авто в принципе опасно».

Покупатель связался с комиссионкой, чтобы решить проблему: «Там сказали, мол, есть два пути разрешения ситуации: подать в суд на бывшего владельца либо отдать им машину на комиссию для перепродажи. Мы выбрали последний вариант, перегнали авто обратно. Прошло несколько дней, объявление выставили. Но мы успели поговорить с юристом и выяснили, что у нас есть третий путь — право вернуть машину и забрать свои деньги, расторгнув договор. Вновь созвонились с продавцом, в ответ он сказал нам забирать авто и подавать в суд».

«Мы с женой приехали на площадку, разговор велся на повышенных тонах, — продолжает мужчина. — В нем выяснилось, что все это время мы общались с юрлицом №1, именно на его сайте была машина. А в договоре стоит печать другого юрлица (№2). В итоге вновь забрали авто домой. По дороге в придачу ко всему отказали тормоза. На следующий день оставили запись в книге замечаний автохауса и написали заявление в УВД насчет подлога документов. Созвонились также с юрлицом №2, но там заявили, что не имеют никакого отношения к продаже минивэна».

Самое интересное — пара отправилась на СТО, чтобы провести финальную диагностику и получить решение о состоянии машины. Вердикт: множество технических проблем и красная печать «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения». Супруги были поражены, ведь еще недавно на этом авто ехала вся семья, включая троих детей.

Отдельного внимания заслуживает история общения Алексея с бывшим собственником Mazda Виктором: «Тот рассказал, что снял машину с учета еще в прошлом августе. Утверждал, что не собирался ни продавать ее, ни ездить на ней. Но на рынке „Ждановичи“ неизвестные люди подошли к нему и предложили $300. Он согласился. Говорил, что не заключал никаких договоров с автохаусами, никаких денег от продажи не получал. Предполагаем, что все документы были оформлены без него, лишь на основе данных из паспорта и сертификата о регистрации».

Хитрые договоры с автохаусами. Законодательство

Безусловно, в договоре автохаусы пытаются максимально обезопасить себя от рисков. Часто можно встретить следующий пункт: «Покупатель признает, что ТС является б/у и согласно постановлению Совмина №744 от 01.06.2007 обмену и возврату не подлежит. Продавец после передачи ТС покупателю не несет ответственности за его техсостояние, его возможные скрытые дефекты. Все претензии предъявляются собственнику ТС».

Фразу «Все претензии предъявляются собственнику ТС» можно назвать спорной. Процитируем Гражданский кодекс, статью 880: «По договору комиссии одна сторона (комиссионер) [в нашем случае — автохаус] обязуется по поручению другой стороны (комитента) [в нашем случае — Виктора] за вознаграждение совершить сделку от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер».

Непонятно и то, как формулировки в стиле «не несем ответственности за техсостояние» из договора соотносятся с пунктом 29 того же упомянутого постановления Совмина №744. А в нем сказано: «Комиссионер проводит проверку техсостояния принятого на комиссию ТС и его оценку. Комиссионер создает комиссию, в состав которой обязательно включается комитент, результаты отражает в акте проверки и оценки. В нем указывается (в том числе) заключение о техническом состоянии ТС».

Есть еще постановление Совмина №31 от 15.01.2009 с пунктом 9.4: «Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялись недостатки, покупателю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатков должны быть указаны в документе, подтверждающем факт покупки».

То есть если к договору не приложена информация с указанием недостатков, это может стать основанием для расторжения договора.

И как этот клубок распутать?

Когда все документы были готовы, глава семьи позвонил представителю юрлица №2: «Тот сделал вид, что ничего не знает. Мы опять предложили урегулировать вопрос мирным путем, но сразу получили отказ. Правда, через несколько часов он перезвонил и предложил отправить ему письменную претензию заказным письмом. Так и поступили».

Алексей говорит, что с помощью сайта почты проследил за судьбой заказного письма: «Его просто не забрали. Я позвонил в компанию и напомнил о претензии. В ответ услышал, что сейчас милиция проводит проверку и до тех пор, пока она идет, со мной не будут общаться. Тогда мы обратились с иском в суд, в качестве ответчика указали юрлицо №2, потому что именно его печать стоит на договоре купли-продажи. Просили расторгнуть договор, вернуть нам наши кредитные деньги, плюс 1% от стоимости автомобиля в качестве неустойки, плюс компенсацию морального вреда и диагностики. В понедельник прошло предварительное слушание, ответчик не явился».


Журналисты попросили дать комментарий сотрудников юрлица №1. Однако там заявили, что в последние месяцы не продавали Mazda Premacy 1999 г. в.: «Такой машины не было у нас на комиссии».

Найти телефон юрлица №2 оказалось довольно трудной задачей. В сети он нигде не встречается, однако есть в базе справочно-информационной службы. Представитель компании прокомментировал: «С Алексеем у нас действительно есть гражданско-правовые отношения. Сейчас УВД проводит проверку по его заявлению, на основании его версии случившегося. Пока проводится проверка, мы не вправе разглашать какую-либо информацию. После того как компетентные органы дадут правовую оценку, станет что-то понятно. У клиента есть возможность обратиться в суд, если он считает, что его права нарушены. Давать оценку, насколько правильно он поступает, мы не можем».

«Если говорить неформально, человек захотел купить машину, — дополнил сотрудник юрлица №2. — Выбрал, посмотрел. Ему была предоставлена возможность: езжай, смотри на СТО. Но он посмотрел сам и приобрел транспортное средство. Никто под дулом его не заставлял. Оформил документы, подписал и уехал. Все устраивало. Люди хотят купить самое дешевое и поновее. Но такого же не бывает».


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by