С завидной периодичностью мы получаем от читателей жалобы на водителей такси, которые отказались везти ребенка, так как в автомобиле нет специального удерживающего устройства. Почему стремление к безопасности вызывает негативную реакцию, какие требования содержатся в Правилах дорожного движения и как избежать конфликта?
Наша читательница рассказала Onlíner, что 30 марта около полуночи вызвала «Яндекс Go» на улицу Левкова.
— Я была с ребенком — 9 лет. Приехавший водитель отказался от поездки, так как не был выбран тариф «Детский». Я езжу на такси каждый день, и никогда проблем не было: ребенка пристегивали ремнем безопасности — этого было достаточно. В итоге услугу мне не оказали. Я очень возмущена тем, что теперь должна дожидаться возврата своих денег за несостоявшуюся поездку, — говорит она.
В соответствии с Правилами дорожного движения (п. 178) перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Да, такое случается. Причем нередко именно водители-партнеры таких сервисов, как Uber и «Яндекс Go» (и всех остальных, работающих по такому же принципу), объясняют свой отказ тем, что их авто не является такси и, соответственно, оговорка в ПДД на них не распространяется. Не всех пассажиров этот аргумент убеждает.
Строго говоря, исключение, которое сделано в Правилах дорожного движения для автомобилей такси, не означает, что поездки в них настолько безопасны, что уже и детское кресло (или хотя бы бустер) не требуется. На дороге никто от неприятностей не застрахован. Тут скорее вопрос в условиях работы такси.
Нельзя также исключать того, что некоторые водители по каким-то своим причинам не желают возить пассажиров с детьми. Нам такие таксисты объясняли свою позицию так: малыши могут вести себя шумно, пачкают спинки передних сидений своими ножками и вообще хлопот слишком много.
Тот же «Яндекс Go» нашел выход из ситуации, создав отдельный тариф «Детский». Клиент, вызывая машину, указывает, что с ним ребенок, значит, ему нужно удерживающее устройство (тип определяется с учетом веса маленького пассажира). Это гарантия того, что, во-первых, приедет водитель, который готов везти ребенка, во-вторых, поездка будет безопаснее. Но и дороже тоже. Плюс время ожидания может быть больше, иногда существенно.
Ситуацию для Onlíner прокомментировали в пресс-службе «Яндекс Go».
— Главным приоритетом для нашего сервиса является безопасность. Мы рекомендуем водителям партнеров не совершать поездки с детьми, если в машине нет удерживающего устройства. В приложении «Яндекс Go» можно заказать автомобиль с креслом или бустером — для этого есть тариф «Детский» или опция в комментарии к заказу в зависимости от города. Это гарантирует, что приедет машина, оснащенная для перевозки детей, — пояснили там.
Кстати, ранее публиковались данные Всемирной организации здравоохранения, в соответствии с которыми детские автокресла на 71% снижают риск летального исхода при ДТП с младенцами и на 54% с детьми в возрасте от 1 до 4 лет. Бустеры снижают вероятность получения тяжелых травм детьми 4—8 лет на 45%.
— В сфере перевозки детей в Беларуси важно правильно настроить регулирование. Со своей стороны мы готовы делиться накопленным опытом по этому вопросу с государственными органами, — добавили в пресс-службе «Яндекс Go».
Дополнено
После публикации о похожих случаях нам рассказали читатели.
— Я часто заказываю такси и иногда езжу с ребенком (1,5 года). Более чем за 10 поездок, заказанных по тарифу «Детский» с выбором подходящего удерживающего устройства, ни разу не приехал водитель именно с тем детским сиденьем, которое я заказал. На вопрос, где кресло, водители пожимают плечами и предлагают бустер, а потом по дороге рассказывают историю, что, мол, в тариф «Детский» чтобы попасть, надо предоставить фотографии, поэтому кресла и другие устройства они берут у друзей или знакомых, делают фотографии, а потом отдают. Сами покупают бустер, так как в основном, если и ездят дети, то они взрослые. И возникает вопрос: зачем мне переплачивать порядка 10—15%, если услуга не будет все равно предоставлена как надо? — пожаловался один из пассажиров.
— Сами были в такой ситуации, когда водитель отказал в поездке. Есть тариф «Детский», вроде все логично — безопасность. Я сам за безопасность и личный автомобиль выбирал как раз с точки зрения безопасности. Но у меня трое детей, а у водителей всего один бустер, — заметил другой.
— У нас трое детей: 8, 6 и 2,7 года. У супруги нет автомобиля, а я не всегда могу ее с детьми куда-то отвезти в силу занятости, да и зачем, ведь есть такси. Но не все так просто, в тарифе «Детский» есть нюансы. Вызвать такси проблематичнее: ждать дольше, так как, насколько я понимаю, в меньшем числе машин есть бустеры. А если ребенок не один, то как выбрать вариант с двумя бустерами, например? То есть тариф подходит только тем, у кого один ребенок. Если вызывать такси по обычному тарифу, то успех такой поездки 50 на 50. Варианты поведения водителей: либо видит, что есть дети, и просто уезжает без лишних слов, либо открывает окно и говорит: «Я детей не повезу», либо открывает окно и начинает ругаться на чем свет стоит, мол, почему не выбрали «Детский»? Впрочем, следующее такси обычно всех забирает, — поделился своим опытом еще один читатель.
А о чем говорят сами водители?
— Я сам водитель такси. Попросил инспектора разъяснить вопрос с детскими креслами. Есть определенные требования к автомобилям такси. Как мне объяснили, если мое авто не подходит под эту категорию, то такая машина является партнером сервиса (о чем есть надпись на крыле авто), соответственно, в такой машине обязательно использование детских удерживающих устройств, — указал один из читателей.
— Работаю в такси. Детского кресла нет, ведь они подбираются в зависимости от возраста и роста ребенка, а несколько вариантов возить не будешь. В поездках с детьми не отказываю никогда, но еду более внимательно, не спеша, аккуратно. И не более четырех пассажиров. Прошу пристегиваться ремнем безопасности. Раньше «Яндекс» и Uber не являлись такси, возможно, поэтому водители отказываются от поездок с детьми до сих пор, боясь получить штраф. Как быть тем, у кого двое-трое детей? Вряд ли для каждого ребенка найдется кресло. Но значит ли это, что многодетные семьи не имеют права воспользоваться услугами такси? Думаю, что в ПДД необходимо отрегулировать этот момент, — добавил другой водитель.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро